СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ" (5 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ" (5 класс)»

16


Тема: «Среды обитания организмов».

Цель урока:

  1. Образовательная: узнать, что такое среда обитания организмов. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов. Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них. Конкретизировать знания учащихся о различных средах обитания организмов. Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

  2. Воспитательная: воспитать аккуратность, внимательность при заполнении таблички.

  3. Развивающая: познакомить учащихся с новым материалом. Развить представление о средах обитания. Развитие представлений и логически вывод по данной теме.

Тип урока: комбинированный.

Основные методы.

Практические: поиск информации, работа с учебником, рисунками, таблицами, презентацией.

Словесные: беседа с учениками, диалог учащихся между собой по вопросам заполнения таблички, рассказ учителя новой темы.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

На доске написано: число и тема урока, план урока. Основные термины (среда, вода, наземно-воздушная среда, почва, тела живых организмов).

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие учителя. Проверка отсутствующих в классе.


  1. Опрос домашнего задания.

  1. Перечислите царства живых организмов.

Ответ: грибы, растения, животные и бактерии.




!

  1. Перечислите признаки характерные для живых организмов.

Ответ: Живые организмы растут, питаются, дышат, размножаются, воспринимают воздействия окружающей среды и определённым образом на них реагируют. В тоже время есть живые организмы, которые длительное время могут находиться в состоянии покоя (например, семена растений). В этот период проявления их жизнедеятельности незаметны, что делает их похожими на неживые объекты. Каждый живой организм состоит из клеток (кроме вирусов). Все живые организмы состоят из одних и тех же химических соединений. Для жизни всех организмов необходима солнечная энергия. Совокупность вех этих свойств характерна только для живых организмов.

. Изучение нового материала.

  1. Постановка задач урока. Ребята, вы уже знаете, что средой обитания называют всё то, что окружает живое существо в природе. И сегодня мы рассмотрим наземно-воздушную, водную, почвенную и организменную среду обитания (их особенностями). Узнаем, какие живые организмы обитают в каждой среде обитания, особенности их приспособления. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока: §4. «Среды обитания живых организмов».

  2. Наземно-воздушная среда обитания.

Сначала самостоятельно читаем пункт 1 «Наземно-воздушная среда» § 4 (стр.20). Затем смотрим слайд презентации.

Найдите в тексте учебника особенности характерные для наземно-воздушной среды обитания?








!







Р





Т






?

Ответ: Наземно-воздушная среда наиболее сложна и разнообразна по сравнению с другими средами. Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры. Важное значение имеет хитиновый состав воздуха, поэтому загрязнение воздуха оказывает негативное воздействие на организмы. Верно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности сред обитания» в предметной тетради по биологии.

Какие особенности приспособлений организмов к данной среде обитания?

Наибольшее значение для живущих в ней организмов имеет свойства и состав воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани – внутренний и наружный скелет. У наземных организмов, живущих в условиях различной влажности, также выработались специальные приспособления.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности приспособления организмов к данной среде обитания» в предметной тетради по биологии.

Как вы думаете, какие живые организмы обитают в данной среде? (смотрите рисунок 10. «Среды обитания организмов»)

В данной среде обитают зайцы, волки, медведи, ежи, пчёлы, осы, ласточки, стрижи и д.т. Верно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания»





У!





Т



?




У!






Т


?



!


Т

графу «название живых организмов обитающих в данной среде» в предметной тетради по биологии.

  1. Водная среда обитания.

Сначала самостоятельно прочитайте пункт 2 § 4 «Вода» (стр. 20-22). Затем смотрим слайд презентации.

Найдите в тексте учебника, особенности характерные для водной среды обитания?

Ответ: Вода обладает выталкивающей силой, её плотность больше, чем у воздуха. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. Вода способна накапливать и удерживать тепло, в связи с этим в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше. Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды. Правильно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности сред обитания» в предметной тетради по биологии.

Давайте найдём в тексте, каким образом живые организмы приспособились к водной среде?

Ответ: Водные организмы разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяется физическими и химическими свойствами воды. У активных пловцов, как правило, обтекаемая форма тела, а конечности в виде плавников или ласт. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности приспособления организмов к данной среде обитания» в предметной тетради по биологии.

Какие живые организмы обитают в данной среде?

(Смотрите рисунок 11. «Обитатели водной среды»)






?




У!





Т



?





У!




Т


?

Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубин океанских впадин. Растения растут только в верхних слоях воды куда проникает солнечный свет. Водную среду населяют множество мелких растений и животных, так и

достаточно крупные организмы, например медузы, активные пловцы - рыбы, дельфины, киты и др.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «название живых организмов обитающих в данной среде» в предметной тетради по биологии.

  1. Почвенная среда обитания.

Сначала самостоятельно прочитайте пункт 3 § 4 (стр.22). Затем смотрим слайд презентации.

Что такое почва?

Ответ: Почва - это верхний рыхлый плодородный слой суши.

Найдите в тексте учебника, особенности характерные для почвенной среды обитания?

Ответ: Это рыхлый плодородный слой суши, состоящий из неорганических веществ – минеральных веществ, а также

содержит много органического вещества – остатки растений и

животных, продукты их разложения (перегной). Огромную роль грает почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством – плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур. Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ.





У!



Т






?

У!


?







У!







Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения. Верно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности сред обитания» в предметной тетради по биологии.

Как вы думаете, каким образом организмы приспособились к данной среде обитания?

Ответ: У живых организмов, обитающих в почве, обтекаемая форма тела, грызущий ротовой аппарат, копательные конечности, отсутствуют либо слабо развиты органы зрения, хорошо развиты сенсорные способности.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности приспособления организмов к данной среде обитания» в предметной тетради по биологии.

Какие живые организмы обитают в данной среде? (смотрите рисунок 12 на странице 23 учебника)

В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные, как кроты и землеройки.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «название живых организмов обитающих в данной среде» в предметной тетради по биологии.

  1. Организменная среда обитания.

Сначала самостоятельно прочитайте пункт 3 § 4 «Тела живых организмов» (стр.22 - 23). Просмотр слайдов презентации.

Найдите в тексте учебника, особенности характерны для организменной среды обитания? (смотрите рисунок 13. «Организм как среда обитания» на странице 24 учебника)





Т


?



!




Т


?



У!


Т








?




Ответ: Условия жизни внутри другого организма характеризуется большим постоянством по сравнению с жизнью в других средах. В данной среде недостаточно кислорода, свет отсутствует, присутствует влага и постоянная температура. Верно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности сред обитания» в предметной тетради по биологии.

Какие особенности приспособлений организмов к данной среде обитания?

Организмы находящие себе место в теле растений или других животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы органов, необходимые свободноживущим видам. Живые организмы имеют органы прикрепления (присоски), обладают хорошей плодовитостью.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «особенности приспособления организмов к данной среде обитания» в предметной тетради по биологии.

Как вы думаете, какие живые организмы обитают в данной среде?

Ответ: Глисты, бычий и свиной цепень, аскарида – это организмы живут внутри (паразитируют) и питаются внутри других организмов. Верно.

Заполните в таблице «Характеристика сред обитания» графу «название живых организмов обитающих в данной среде» в предметной тетради по биологии.






У!




Т



?




У!




Т


?



Р!


Т





  1. Характеристика сред обитания.

По ходу объяснения учителем новой темы, учащиеся заполнили таблицу в тетрадях.

Название среды обитания

Особенности приспособлений организмов к данной среде обитания

Название живых организмов, обитающих в данной среде

Особенности среды обитания (температура, влага, свет, кислород)

Наземно-воздушная

Развиты опорные ткани (внутренний или наружный скелет, например у насекомых), имеются приспособления позволяющие переносить высокие перепады температур

Медведь, чайка, ежик, ящерица и т.д

Много кислорода, достаточное количество света, недостаток влаги, значительные колебания температуры

Водная

Обтекаемая форма тела, конечности в виде плавников и ласт

Дельфины, кораллы, медузы, караси, черепахи т.д.


Температура меняется постепенно, сильная плотность, мало кислорода, очень много влаги

Почвенная

Обтекаемая форма тела, грызущий ротовой аппарат, копательные конечности, отсутствуют либо слабо развиты органы зрения, хорошо развиты сенсорные способности




Другой организм

Большая плодовитость, упрощённое строение органов и органов прикрепления (присоски).

Аскарида, бычий цепень, свиной цепень.

Недостаточно кислорода, свет отсутствует, достаточное количество влаги, температура постоянная.


  1. Заключение.

А теперь ответе на вопросы:

  1. Что такое среда обитания?

  2. Какие основные среды обитания существуют?

  3. Какие особенности обитания существуют в наземно-воздушной среде обитания?

  4. Какие живые организмы обитают в наземно-воздушной среде и как они к этому приспособились.

  5. Какие особенности обитания существуют в водной среде обитания?

  6. Какие живые организмы обитают в водной среде и как они к этому приспособились.

  7. Что такое почва?

  8. Какие особенности обитания существуют в почвенной среде обитания?

  9. Какие живые организмы обитают в почвенной среде и как они к этому приспособились.

  10. Какие особенности обитания существуют в организменной среде обитания?

  11. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов?

  12. Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?


  1. Итоги урока.

Итак, мы сегодня выяснили, что такое среда обитания, какие животные и живые организмы обитают в почвенной, водной, наземно-воздушной и организменной сред обитания. Особенности строения внутренних органов, скелета, конечностей животных обитающих наземно-воздушной,








?













Р



водной, почвенной, организменной среде обитания.

  1. Домашнее задание: параграф 4 , придумать фантастическое животное которое обитает во всех средах обитания, нарисовать его и рассказать.


Р

Для меня наиболее предпочтительно поурочное тематическое планирование, которое оформляется в виде таблицы. Каждая строка таблицы тематического планирования соответствует конкретному уроку в изучаемой теме. В каждой строке отмечается номер урока по каждой теме и его номер в сквозной нумерации уроков в данном классе. Это позволяет отслеживать как динамику прохождения темы, так и динамику реализации программы данного года обучения. Далее записывается тема урока, которая часто (но не всегда) совпадает с названием изучаемого параграфа учебника. Обычно в этой строке записывается домашнее задание для учащихся. Табличная форма планирования – это минимальная информация для учителя.



Средства обучения:

  1. Учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс / Пасечник В.В. – 5-е издание, стереотип.- М.: Дрофа, 2016. – 141с. (стр.19-24)

  2. Рабочая тетрадь к учебнику.

  3. Презентация к параграфу §4.


Примечание: Т – записи в тетради; У – работа по учебнику; ? – вопрос к учащимся; ! – ответ учащихся; Р – рассказ учителя; Р! – ответ учащихся с помощью учителя.


МОУ «Болоньская СОШ»

Учитель биологии Виноградова О.В.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!