СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Соли"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Соли". Разработки уроков в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Соли"»

Открытый урок.

Тема «Соли. Химические свойства, применение».

Мотивация

-Здравствуйте! Садитесь. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

Сегодняшний урок я хотел б начать с исполнения мечты. Мне известно что один из учеников класса очень хочет поступить в медицинский университет и стать хирургом. Давай те предоставим ей сегодня провести свою первую операцию

(Растворите по несколько граммов тиоцианата калия и хлорида железа(III) в воде в разных стаканах. Нанесите немного раствора тиоцианата калия на кожу. Смажьте нож раствором хлорида железа(III). Аккуратно, без усилия, проведите ножом по коже, смазанной раствором тиоцианата калия — на руке останется красный след, похожий на кровавый порез.

Пояснение процессов

В результате реакции тиоцианата калия KSCN и хлорида железа(III) Fe­Cl₃ образуется темно-красный тиоцианат железа(III) Fe(SCN)₃:

Fe­Cl₃ + 3KSCN → Fe(SCN)₃ + 3KCl

По цвету этот продукт реакции очень похож на кровь)

-К какому классу неорганических соединений она относится данные вещества.   Правильно, соли,  эту тему мы начали изучать с вами на прошлом уроке.

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Тема: «Соли: физические, химические свойства. Применение солей».

Мы с вами знаем много поговорок про соль. Давайте их вспомним

  • Без соли и хлеб не естся.

  • Рассыпать соль – к несчастью.

  • Без золота прожить можно, а без соли – нет.

  • Собираясь в дальнюю дорогу, заверни соль в тряпицу и повесь на грудь – принесёт удачу.

Каких только нет поверий, пословиц, поговорок о соли. Соляной налог на Руси был самым тяжёлым.

Выражение на доске.

«Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Как вы думаете, сколько же времени надо прожить рядом с человеком, чтобы съесть пуд соли? Об этом мы узнаем чуть позже.

Слышали ли выражение, что соль – это белый яд? Кто считает, что это действительно так, поднимите руку. Хотелось бы вам узнать, является ли это выражение истиной или нет? Это ещё один вопрос, на который мы с вами должны найти ответ.

2.Проверка домашнего задания.

Девиз урока: Химик требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражняется». Сегодня мы поработаем в химической лаборатории.

Сегодня мы займемся поиском истины, поработаем в творческой лаборатории. На ваших столах находятся «путеводители», в которых вы будете делать записи.(Приложение 1). Они останутся у вас после урока и будут служить кратким конспектом.


Чтобы подготовиться к сегодняшнему исследованию, выполним тренировочное задание № 1 (стр. 4). Оно поможет вам вспомнить некоторые данные о солях, которые пригодятся нам в ходе урока.

Найдем путь из «химического лабиринта», ответив «да» или «нет» на соответствующие вопросы каждого этапа.

Запишите цифры, соответствующие выбранному вами пути, в квадраты.

На выполнение задания вам дается 5 минут

Теперь проверим правильность выполнения задания и выставим баллы в оценочный лист (взаимопроверка).



3. Основной этап

Показать яйцо, которое два дня пролежало в уксусной кислоте. Как вы думаете, что произошло с яйцом? А с чем ещё на ваш взгляд могут взаимодействовать соли?

Мы разделимся на три творческие группы. И каждой группе будет дано свое задание. Но с начала вспомним правила ТБ.

1 группа

А)Соль и металл

  • В первый стакан с раствором сульфата меди (II) опустим железный гвоздь. Во второй стакан с раствором сульфата железа (II) опустим медную пластинку. В третий стакан с раствором нитрата серебра тоже опустим медную пластинку. Через некоторое время мы увидим, что железный гвоздь покрылся слоем меди, медная пластинка из третьего стакана покрылась слоем серебра, а с медной пластинкой из второго стакана ничего не произошло.

• Объясним результаты опыта. Реакции произошли только в том случае, если металл, реагирующий с солью, был более активен, чем металл, входящий в состав соли. Сравнить активность металлов между собой можно по их положению в ряду активности. Чем левее расположен металл в этом ряду, тем у него большая способность вытеснить другой металл из раствора соли.

• Уравнения проведенных реакций:

Вопрос: Новый железный бак, в котором приготовили раствор медного купороса для опрыскивания растений, прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака

Почему разрушились стенки бака? Из какого металла следует изготовить бак во избежании разрушения? Почему?

Б) соль и соль

В пробирку налейте раствор хлорида натрия и добавьте несколько капель нитрата серебра. Что наблюдаете?

2 группа

А)Соль и кислота

В три пробирке налейте : хлорид бария, карбонат калия, хлорид натрия и добавьте серной кисоты.

Что наблюдаете?

В нашем городе из – за кислотных дождей разрушаются памятники архитектуры. Можно ли их спасти?

Б) соль и соль

Хлорид кальция + карбонат натрия. Что наблюдаете?



3 группа

А)Соль и основание

В три пробирки налейте: сульфат меди, хлорид железа, хлорид калия и добавьте гидроксид натрия

Б) соль и соль

Хлорид натрия + карбонат натрия. Что наблюдаете?

Заполнение ромашки



Видео ролик о значении соли для организма .

«Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Как вы думаете, сколько же времени надо прожить рядом с человеком, чтобы съесть пуд соли? Об этом мы узнаем чуть позже.



Пуд старинная величина веса и равна 1 пуд равен 16,3804964 кг.

Физиологическая потребность человека в поваренной соли в сутки составляет 10 г. – это 1 чайная ложка. В теле человека содержится примерно 250 г. этой соли.

Необходимость соли для жизни была известна со времён глубочайшей древности. Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, ждать не так уж и долго: за два года двое съедают пуд соли (16 кг.), т.к. в год каждый человек с пищей потребляет примерно 4 кг. соли.

В то же время для поддержания нормальной жизнедеятельности человеку требуется 7 – 10 г соли в сутки. Я сделала расчёт потребления соли и выяснила, что за месяц я съела примерно

10* 30= 300 г соли

За год: 300 г *12= 3 кг 600г

За свою жизнь: 3кг 600г * 14 =50 кг 400г

Заслушивание мнений учащихся о необходимости умеренного потребления соли.







Рефлексия.

Пригодится ли знание химических свойств солей в жизни? Или это нужно только химикам?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!