Открытый урок.
Тема «Соли. Химические свойства, применение».
Мотивация
-Здравствуйте! Садитесь. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.
Сегодняшний урок я хотел б начать с исполнения мечты. Мне известно что один из учеников класса очень хочет поступить в медицинский университет и стать хирургом. Давай те предоставим ей сегодня провести свою первую операцию
(Растворите по несколько граммов тиоцианата калия и хлорида железа(III) в воде в разных стаканах. Нанесите немного раствора тиоцианата калия на кожу. Смажьте нож раствором хлорида железа(III). Аккуратно, без усилия, проведите ножом по коже, смазанной раствором тиоцианата калия — на руке останется красный след, похожий на кровавый порез.
Пояснение процессов
В результате реакции тиоцианата калия KSCN и хлорида железа(III) FeCl₃ образуется темно-красный тиоцианат железа(III) Fe(SCN)₃:
FeCl₃ + 3KSCN → Fe(SCN)₃ + 3KCl
По цвету этот продукт реакции очень похож на кровь)
-К какому классу неорганических соединений она относится данные вещества. Правильно, соли, эту тему мы начали изучать с вами на прошлом уроке.
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Тема: «Соли: физические, химические свойства. Применение солей».
Мы с вами знаем много поговорок про соль. Давайте их вспомним
Без соли и хлеб не естся.
Рассыпать соль – к несчастью.
Без золота прожить можно, а без соли – нет.
Собираясь в дальнюю дорогу, заверни соль в тряпицу и повесь на грудь – принесёт удачу.
Каких только нет поверий, пословиц, поговорок о соли. Соляной налог на Руси был самым тяжёлым.
Выражение на доске.
«Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Как вы думаете, сколько же времени надо прожить рядом с человеком, чтобы съесть пуд соли? Об этом мы узнаем чуть позже.
Слышали ли выражение, что соль – это белый яд? Кто считает, что это действительно так, поднимите руку. Хотелось бы вам узнать, является ли это выражение истиной или нет? Это ещё один вопрос, на который мы с вами должны найти ответ.
2.Проверка домашнего задания.
Девиз урока: Химик требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражняется». Сегодня мы поработаем в химической лаборатории.
Сегодня мы займемся поиском истины, поработаем в творческой лаборатории. На ваших столах находятся «путеводители», в которых вы будете делать записи.(Приложение 1). Они останутся у вас после урока и будут служить кратким конспектом.
Чтобы подготовиться к сегодняшнему исследованию, выполним тренировочное задание № 1 (стр. 4). Оно поможет вам вспомнить некоторые данные о солях, которые пригодятся нам в ходе урока.
Найдем путь из «химического лабиринта», ответив «да» или «нет» на соответствующие вопросы каждого этапа.
Запишите цифры, соответствующие выбранному вами пути, в квадраты.
На выполнение задания вам дается 5 минут
Теперь проверим правильность выполнения задания и выставим баллы в оценочный лист (взаимопроверка).
3. Основной этап
Показать яйцо, которое два дня пролежало в уксусной кислоте. Как вы думаете, что произошло с яйцом? А с чем ещё на ваш взгляд могут взаимодействовать соли?
Мы разделимся на три творческие группы. И каждой группе будет дано свое задание. Но с начала вспомним правила ТБ.
1 группа
А)Соль и металл
В первый стакан с раствором сульфата меди (II) опустим железный гвоздь. Во второй стакан с раствором сульфата железа (II) опустим медную пластинку. В третий стакан с раствором нитрата серебра тоже опустим медную пластинку. Через некоторое время мы увидим, что железный гвоздь покрылся слоем меди, медная пластинка из третьего стакана покрылась слоем серебра, а с медной пластинкой из второго стакана ничего не произошло.
• Объясним результаты опыта. Реакции произошли только в том случае, если металл, реагирующий с солью, был более активен, чем металл, входящий в состав соли. Сравнить активность металлов между собой можно по их положению в ряду активности. Чем левее расположен металл в этом ряду, тем у него большая способность вытеснить другой металл из раствора соли.
• Уравнения проведенных реакций:
Вопрос: Новый железный бак, в котором приготовили раствор медного купороса для опрыскивания растений, прохудился. Объясните причину разрушения стенок бака.
Почему разрушились стенки бака? Из какого металла следует изготовить бак во избежании разрушения? Почему?
Б) соль и соль
В пробирку налейте раствор хлорида натрия и добавьте несколько капель нитрата серебра. Что наблюдаете?
2 группа
А)Соль и кислота
В три пробирке налейте : хлорид бария, карбонат калия, хлорид натрия и добавьте серной кисоты.
Что наблюдаете?
В нашем городе из – за кислотных дождей разрушаются памятники архитектуры. Можно ли их спасти?
Б) соль и соль
Хлорид кальция + карбонат натрия. Что наблюдаете?
3 группа
А)Соль и основание
В три пробирки налейте: сульфат меди, хлорид железа, хлорид калия и добавьте гидроксид натрия
Б) соль и соль
Хлорид натрия + карбонат натрия. Что наблюдаете?
Заполнение ромашки
Видео ролик о значении соли для организма .
«Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Как вы думаете, сколько же времени надо прожить рядом с человеком, чтобы съесть пуд соли? Об этом мы узнаем чуть позже.
Пуд старинная величина веса и равна 1 пуд равен 16,3804964 кг.
Физиологическая потребность человека в поваренной соли в сутки составляет 10 г. – это 1 чайная ложка. В теле человека содержится примерно 250 г. этой соли.
Необходимость соли для жизни была известна со времён глубочайшей древности. Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, ждать не так уж и долго: за два года двое съедают пуд соли (16 кг.), т.к. в год каждый человек с пищей потребляет примерно 4 кг. соли.
В то же время для поддержания нормальной жизнедеятельности человеку требуется 7 – 10 г соли в сутки. Я сделала расчёт потребления соли и выяснила, что за месяц я съела примерно
10* 30= 300 г соли
За год: 300 г *12= 3 кг 600г
За свою жизнь: 3кг 600г * 14 =50 кг 400г
Заслушивание мнений учащихся о необходимости умеренного потребления соли.
Рефлексия.
Пригодится ли знание химических свойств солей в жизни? Или это нужно только химикам?