СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Смоленск - древнерусский город-крепость"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по программе Б.Неменского. Тема четверти "Древние города нашей земли".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Смоленск - древнерусский город-крепость"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Озерненская средняя общеобразовательная школа №1

Духовщинский район Смоленская область











Методическая разработка урока

Тема

Смоленск - древнерусский город-крепость









Подготовила: Учитель изобразительного искусства I квалификационной категории Буторина Антонида Юрьевна













2013г



План-конспект урока изобразительного искусства в 4-м классе.

Тема: Смоленск древнерусский город-крепость.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: практикум.

Форма: урок-путешествие вдоль стен Смоленской крепости.

Форма организации: коллективная совместно-взаимодействующая.

Цель: создать условия для творческого коллективного воплощения учащимися образа древнего русского города.

Задачи:

  • Образовательная: приобщать учащихся к истокам национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение элементов древнего города-крепости стен, сторожевых башен.

  • Развивающая: развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами.

  • Воспитывающая: воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Планируемые результаты ученика:

Личностные: понимать и оценивать свой собственный вклад в решение общих задач; быть толерантным к другому мнению и ошибкам.

Предметные: эмоционально воспринимать красоту города, сохранившего исторический облик; передать в художественно- творческой деятельности эмоциональное состояние; овладение навыками работы с бумагой в технике аппликации.

Метапредметные:

  • Познавательные: выделение познавательной цели о характерных особенностях древнего города;

  • Регулятивные: определение проблемы и правильная постановка учебной задачи; планирование учебно-познавательной и практической деятельности; прогнозирование и предвидение конечного результата;

  • Коммуникативные: развивать навыки и умение с достаточной ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества; умение воспринимать различные точки зрения.

Оборудование:

Для учителя: ИКТ и средства обучения; презентация.

Музыкальный ряд: Писаренко «Песня о Смоленске», М.И. Глинка фортепианная музыка.

Зрительный ряд: на доске записана тема урока «Смоленск - древнерусский город-крепость», образцы детских работ.

Рекомендуемые художественные материалы для учащихся: бумага, ножницы, клей.

Планируемая творческая деятельность обучающихся: выполнение аппликации фрагмента крепостной стены с башней.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Эмоциональный настрой на работу. Актуализация опорных знаний.

Ребята, послушайте и посмотрите на экран. Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? Город Смоленск один из самых древних городов Руси, он старше Москвы, ровесник Киева и Новгорода.

Какая дата отмечается в этом году?

Издавна русский человек селился на богатых лесом берегах озер и рек. Лесные чащи давали ему приют и кров, пищу и материал для построек. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и крепости.

Слово «город» произошло от «городить», «отгораживать» крепостной стеной - крепостить. Образ крепости, ограды укоренился в зодчестве и стал одной из самых характерных и ярких особенностей древней архитектуры.

Как вы думаете, какая будет у нас тема, связанная со Смоленском?

Тема нашего урока «Смоленск-древнерусский город-крепость».

На уроках «Азбука Смоленского края» вы уже знакомились с историей города Смоленска. Сегодня что-то вспомним, что-то узнаем новое о Смоленской крепостной стене и изобразим ее.

  1. Изучение нового материала.

Много раз враги мечтали захватить наш город, завоевать и победить смолян.

Весной 1596 года начали в Смоленске возводить крепостную стену. Со всех сторон русского государства в Смоленск съехались опытные мастера каменных дел. Тысячи ремесленников и крестьян делали кирпич, добывали камень, рыли глубокие траншеи для фундамента, забивали в землю толстые дубовые сваи. Всё это делалось вручную. Вся территория Смоленска была превращена в громадный строительный лагерь.

Руководил строительством знаменитый русский зодчий Фёдор Савельевич Конь.

Менее чем за шесть лет была построена Смоленская крепостная стена.

Слайд 1

Для возведения смоленской крепости потребовалось огромное количество кирпича и извести. Поэтому в стране под страхом смертной казни было запрещено строительство каменных зданий. В состав крепости входило 38 башен. Башни были трех ярусные и сделаны для верхнего, среднего и подошвенного боя. Через узкие окна-бойницы можно было стрелять из ружей и пушек.

Высота стен была от 13 до 19 метров (вместе с зубцами), ширина до 6 метров, протяженность- 6,5 километров.

Под крепостью были сделаны специальные погреба. В них хранился порох и ядра.

Более четырехсот лет во всей красоте стоит смоленская крепостная стена. За этот период не один раз сдерживала она наступление врагов и подвергалась разрушениям.

Слайд 2

К настоящему времени от прежней стены осталось меньше половины, а из 38 башен существует только 17.Но всё то, что сохранилось, придает городу неповторимость.

Особую привлекательность крепостной стене придают её башни. Они -живая история русского оружия и русского народа. У каждой башни своё название

А сейчас мы отправимся в небольшое путешествие к некоторым башням Смоленской крепостной стены.

Слайд 3

Башня Моховая.

Ребята, как вы думаете, откуда башня получила такое название?

В минуты опасности на башне Моховой подавали различные сигналы: днём махали какими-либо хорошо видимыми предметами, а в ночное время сигналили огнями.

Слайд 4.

Башня Донец. Башня Донец служила местом расположения стрельцов, которые были выходцами из донских казаков.

Слайд 5.

Башня Громовая.

Ребята, как вы думаете, почему так называется эта башня?

Башня Громовая-угрожающе выдвинутая впереди стены, что позволяло вести круговой обстрел из всех орудий. Своей мощью башня была грому подобной, чем и заслужила своё название.

Слайд 6.

Башня Бублейка. Башня Бублейка своё название получила от того, что при приближении врага с неё подавались сигналы. Били в бубны, то есть барабанили.

Слайд 7.

Башня Копытенская. Через боковые ворота большой четырёхугольной башни Копытенской, стуча копытами по мостовой, выходил выгоняемый ранним утром на пастбище и возвращался поздним вечером домашний скот.

Слайд 8.

Башня Веселуха. Башня Веселуха, по одной из версий краеведов, называлась так потому, что была расположена на лоне красивой природы. Она веселила глаз, то есть очень нравилась горожанам.

Слайд 9.

Крепостная стена.

Холмы придвинув к изголовью,

Притихла древняя стена.

И знает только Приднепровье

Как много видела она.

Лучи рассветные, как всплески,

Ложатся на её плечо.

Стена, стена, стена Смоленска!

Люблю тебя я горячо.

Ты, очертив крутые склоны,

Стоишь, как слава старины.

Ты самому Наполеону

Развеяла крутые сны.

Здесь в сорок первом наши деды,

Забыв невзгоды и тоску.

Сражались с верою в Победу,

Закрыв дорогу на Москву.

На ней, где травы в щелях виснут,

Осколков росчерки видны.

Как на странице летописной

Читай историю страны.

Виктор Куневич

Слайд 10.

Почему Смоленскую крепостную стену назвали «ожерельем всея Руси»?

Слайд 11.

Благодарные жители города Смоленска в 1991 году поставили Фёдору Коню памятник. Этот памятник находится около крепостной стены у башни Громовой.

Какое впечатление на вас произвело «путешествие» вдоль стен Смоленской крепости?

  1. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад

Всё у нас пойдёт на лад.

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

  1. Практическая работа.

Задание. Выполнить фрагмент крепостной стены с башней в аппликации (коллективная работа совместно взаимодействующая форма). Класс разделён на группы по 5 человек.

Сегодня на уроке мы представим себя в роли строителей крепостной стены. У вас на столах есть цветная бумага. Выберем подходящие цвета для стены и башни, для крыш и бойниц, для кустов.

Работа в группе.

*первый вырезает кирпичи

*второй наклеивает кирпичи на стену

*третий наклеивает кирпичи на башню

*четвёртый вырезает и наклеивает зубцы, бойницы

*пятый вырезает крышу башни и кусты и наклеивает

Ребята, во время работы соблюдаем правила безопасной работы с ножницами и клеем

  1. Анализ работ учащихся

Ребята составляют из работ фрагмент стены с башнями. Оценивание с комментариями.

  1. Рефлексия.

Ребята, давайте подведём итог нашему уроку. Перед вами символы. Понравилось на уроке - улыбающееся лицо. Равнодушен от урока - серьёзное лицо. Не понравилось на уроке - недовольное лицо.

Поднимите то лицо, которое соответствует вашему настроению после урока.

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!