СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Словарное богатство русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Словарное богатство русского языка" 7 класс. Раздел "Повторение изученного в 5-6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Словарное богатство русского языка"»

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

В рамках Всероссийского мероприятия «День словаря»







Словарный урок

(разработка урока русского языка для учащихся 7 класса

«Словарное богатство русского языка»)





Сушик Валентина Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Мурманска СОШ №11













город Мурманск, 2021г.



Пояснительная записка.

Данная разработка представляет собой урок русского языка в 7 классе по разделу «Лексика и фразеология» (УМК М. М. Разумовской). По программе на данную тему отводится два часа, в разработке представлен первый урок, тема урока «Словарное богатство русского языка». Урок проводится в ноябре, посвящён Дню Словарей и Энциклопедий, приурочен ко дню рождения В. И. Даля.

Обществу сегодня нужны специалисты, умеющие ориентироваться в огромном информационном пространстве, способны самостоятельно добывать информацию. Именно этим определяется актуальность Всероссийского мероприятия «День Словарей и Энциклопедий», в рамках которого проводится конкурс «Словарный урок». В словарях и энциклопедиях, в отличие от Всемирной паутины, содержится достоверная, проверенная информация.

Раздел «Лексика и фразеология» даёт богатые возможности для обучения работе со справочной литературой и словарями, что позволяет расширить словарный запас и кругозор учащихся, повысить общий кругозор и эрудицию, воспитывать любовь к русскому языку, показывая, с помощью словарей, его неисчерпаемое богатство.

Приобретённые умения и навыки позволяют учащимся эффективно находить, оценивать и использовать информацию не только на уроках, но и в повседневной жизни. Сделать словари и энциклопедии друзьями и помощниками, востребованными в дальнейшей жизни – наша первейшая задача на уроках русского языка и литературы.

Данный урок проводится в 7 классе, тема «Словарное богатство русского языка». Цель урока – повторить и систематизировать изученный в 5-6 классах материал по разделу «Лексика». На уроке были поставлены задачи в процессе работы с лексикой научиться пользоваться словарями, закрепить знания о словарной статье и уметь находить информацию в словаре по заданной теме. В качестве домашнего упреждающего задания ребята готовили рассказы о русских лексикографах В. И. Дале, С. И. Ожегове, Д. Н. Ушакове и их словарях. А также подготовили памятку как работать со словарём, особенности словарной статьи в толковых словарях. Заранее дети разделились на три группы для более эффективного и быстрого выполнения заданий. Внутри группы распределили обязанности, выбрали руководителя.

Разработка урока

Учитель

Сушик Валентина Петровна

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тема

Словарное богатство русского языка

Тип урока

Урок повторения и обобщения знаний по теме «Лексика»

Цель и задачи

Предметные: повторить и систематизировать основные понятия, относящиеся к этой теме; формировать представление о лексике как о богатстве языка; учиться анализировать средства языка и употреблять в речи; совершенствовать умения работать со словарями.

Метапредметные: регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; стремиться к достижению общего решения в совместной деятельности.


Личностные: осознание значимости решения учебных задач, их связи с реальными жизненными ценностями и ситуациями; формирование положительного настроя в обучении; воспитание чуткого отношения к русскому языку, уважительного отношения к его лексическому запасу; развитие уважения друг к другу, воспитание настойчивости в достижении цели.


Методы и формы обучения

Технология критического мышления, словесные, наглядные, практические методы. Наблюдение, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, презентация; учебник русского языка 7 класс (М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов) «ДРОФА» 2020; Толковые, орфоэпические, этимологические словари, словари синонимов, антонимов.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Выставка словарей. Высказывания о языке.

22 ноября отмечается День Словарей и Энциклопедий. Праздник учреждён в 2010г. По инициативе Общества любителей русской словесности и музея В. И. Даля. Этот день выбран не случайно. Именно 22 ноября – день рождения великого русского лексикографа Владимира Ивановича Даля (1801 – 1872г), автора «Толкового словаря живого великорусского языка».

Существует справедливое изречение: “Не тот образованный человек, который знает всё (хотя это невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос”. Название всего, что есть в мире, вместилось в словари. Словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда:

1) словари энциклопедические и

2) лингвистические (или по-другому — филологические).

Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!

А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем — там объектом описания является слово или его форма.

Лингвистические словари подразделяются на четыре группы:

  • Толковые

  • Словари-справочники

  • Словари иностранных слов

  • Специальные словари

Очень важны толковые словари — с объяснениями значений слов. Перед вами выставка словарей. Ребята подготовили к уроку краткий справочный материал по самым известным словарям, рассказ о В. И. Дале.

Рассказы учащихся о словарях:

1)Самый известный среди толковых словарей — “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля, замечательного ученого, лексикографа, писателя, медика. Почётный академик Петербургской академии наук, он занимался изучением русских говоров и фольклора. В словаре В. И. Даля около 200 000 слов, работал он над словарём на протяжении всей жизни, а ценность его труда подтверждается тем, что и сегодня, спустя 170 лет после выхода его Словаря, к нему постоянно обращаются знатоки и любители русского слова. Словарь не может быть назван нормативным, т.к. в нем собрана разнообразная, в том числе и диалектная лексика. Слова толкуются в основном через синонимы.

2)Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова. Это четырёхтомный нормативный словарь русского языка, в котором приводятся распространенные фразеологизмы, хорошо разработана система стилистических помет и структура толкования слов. В нём около 90 000слов.

3)Словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова – уникальный однотомный словарь русского языка. Разработан на базе словаря Ушакова. До конца своей жизни С. И. Ожегов не прекращал работу над словарём, совершенствуя его состав и структуру. Сегодня словарь служит руководством к правильному использованию слов, правильному образованию форм слов, правильному написанию и произношению. Насчитывает 80 000 слов и фразеологических выражений. В словаре широко представлена просторечная лексика, употребительная в литературе и в разговорной речи. Словарная статья включает толкование лексического значения слова, примеры употребления, сведения о сочетаемости слова, грамматические и орфоэпические (в необходимых случаях) характеристики слова.

Прочитайте грамотно высказывания известных писателей, мыслителей. Что в них общего? Определите тему по ключевым словам.

«Определяйте значения слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений». (А. С. Пушкин)

«Человек через слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природе ключ». (Г. Р. Державин)

«В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно…» (Н. В. Гоголь)

«В мире нет ничего, что не было бы названо, наименовано. Слова – одежда всех фактов, всех мыслей». (А. М. Горький)

«На всех словах события печать». (С. Я. Маршак)

Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни». (Д. И. Писарев)

«Надо любить словари, потому что это сокровищницы языка». (М.Волошин)

«Словарь – это вселенная в алфавитном порядке!». (А.Франс)

«Самая изменчивая часть языка – словарь. Как хороший барометр, откликается словарь на все изменения жизни». (В.Шанский)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Верно, сегодня мы будем говорить о словах, о богатстве русского языка, учиться работать со словарями. Чтобы успешно работать на уроке, нам предстоит вспомнить основные понятия, относящиеся к этой теме и систематизировать наши знания.

Актуализация изученного в 5-6 классах по теме. Мозговой штурм.

  1. Какой раздел русского языка изучает значение слова? (Лексика)

  2. Как называется наука, изучающая лексику? (Лексикология)

  3. Что такое лексикон? (Словарный запас отдельного человека)

  4. Когда о человеке говорят, что у него красивая речь? (Знает много слов, их значения, умеет формулировать свои мысли грамотно).

  5. Что нужно сделать, чтобы стать таким человеком? (учить правила , много читать, запоминать значения слов, пересказывать тексты и т.д.)

- Какой раздел лингвистики мы будем изучать сегодня? (Лексика)

Постановка учебной задачи. Уточнение темы, цели.

Запишите в тетрадь число, вид работы, тему урока «Словарное богатство русского языка».

- Какое слово ключевое в нашей теме?

- Сформулируйте цель урока, что мы должны вспомнить, чему научиться? (Ответы учащихся)

Обобщим ответы: Вспомнить, в чём заключается словарное богатство языка, повторить понятия, относящиеся к этой теме и систематизировать; учиться анализировать средства языка и употреблять в своей речи; учиться пользоваться справочной литературой, словарями.

Русский язык действительно очень богат. Для выражения мыслей и чувств в нём есть огромное количество слов. О богатстве языка свидетельствует не только количество слов, но и слова - синонимы, помогающие точнее выразить мысль, многозначность слов. Вспоминаем лингвистические термины: я называю определение термина, а вы называете сам термин:

слова близкие по значению, слова противоположные по значению, одно слово имеет несколько значений, одно слово имеет одно значение, слова, употребляемые людьми одной местности, слова, которые знают и употребляют в речи люди одной профессии, слова, которые знают и употребляют в речи все, слова, вышедшие из употребления.

- Мы с вами повторили лингвистические понятия. Подберите синоним к слову понятие (термин)

1 группа: в толковом словаре ищет лексическое толкование слова термин

2 группа: в орфоэпическом словаре находит особенности произношения слова

3 группа: в этимологическом словаре находит историю слова, его происхождение.

Зачитывают ответы. Найдите в словарной статье её структурные элементы.

Пробное учебное действие. Вступительное слово учителя

В русском языке огромное количество слов, и все эти слова можно разделить на группы в зависимости от того, с какой точки зрения рассматривается слова. Какие группы учёные-лингвисты выделяют, вы узнаете, прочитав лингвистический текст № 144.

Задание 1: 1) прочитайте лингвистический текст. Подготовьте ответ на вопрос: « Какие группы слов выделяют учёные-лингвисты в зависимости от того, с какой точки зрения рассматриваются слова?» 2) Заполните таблицу, пользуясь теоретическим материалом упражнения № 144.

Графу примеры мы заполним в течение урока, выполняя упражнения и задания, работая в группах и в парах.

На заполнение графы понятия, термины – 5 минут.



Название группы

Понятия, термины

Примеры

Особенность лексического значения слов






Особенность употребления слов в речи






Происхождение слов






Проверка по слайду, обратите внимание на орфограммы в словах.

Заполняем графу «Примеры». Задание 2 по группам:

1) запишите синонимы к прилагательному выносливый. Проверьте свой ответ по словарю синонимов. 2) Найдите продолжение пословиц по антонимам к выделенным словам. Выпишите антонимические пары.

3) однозначные, многозначные слова из толкового словаря, пользуясь памяткой «Однозначные и многозначные слова».

От группы отвечает один ученик, ребята заполняют графу «Примеры»

-Уточним, какие слова называются однозначными, а какие многозначными?

Лексическое значение слова также бывает прямое и переносное. Прямое – прямо называет предмет, а переносное – переносит наименование предмета на другой предмет.

Задание 3: выразительно прочитайте отрывок из стихотворения С. Г. Острового «Простота», учебник стр. 53 №146.

- Как вы понимаете тему, главную мысль этого текста?

Автор говорит о том, что за простыми, на первый взгляд, вещами может скрываться глубокий смысл.

- Найдите слова в переносном значении, докажите свою точку зрения.

- Какие средства выразительности языка строятся на основе переносного значения?

Ответы: на основе переносного значения слов создаются тропы: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение

Задание 4 Выпишите в тетрадь олицетворения, метафоры, сравнение, эпитеты. Добавьте в графу примеры 2-3 примера.

Олицетворение: плачут капли, былинка машет, грустят туманы; метафора: рукавом пустым; сравнение: серые, как цапли; эпитеты: пустым, серым.

Задание 5. Работа в парах: попробуйте доказать, что в конверте у вас слова многозначные. Выполняя это задание, обращайтесь к толковому словарю учебника. В каждом конверте по два слова, чтобы быстрее выполнить задание, каждый в паре работает с одним словом.

Слова: менуэт, перемена; расцвести, манеж; сражаться, желторотый; звезда, исправить. Дополнительное задание (для тех, кто раньше справится с работой): слова менуэт, манеж – по орфоэпическому и этимологическому словарю.

Взаимопроверка.

Вывод: все многозначные слова связаны по смыслу, у них есть общее значение. Количество значений может быть разное, посчитайте, сколько значений у слова идёт в шуточном стихотворении А. Шибаева, стр. 53, № 148.

Определите лексическое значение слов ключ:

Там, где нужен ключ обычный, не поможет ключ скрипичный, и лесным ключом, поверь, не откроешь эту дверь.

Ключ обычный – металлический стержень, ключ скрипичный – музыкальный термин, лесной ключ – родник.

- Одинаково ли пишутся эти разные по значению слова?

Это омонимы – слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию, написанию. Найдите в толковом словаре слово ключ, как записано слово?

Из упр. 149 выпишите пары словосочетаний с омонимами, по толковому словарю определите, как подаются эти слова: в одной словарной статье или разных? Проверка ответа «Словарная статья» по слайду.

Прочитайте пословицы:

Языку учиться – всегда пригодится. Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык. Я больно прикусил язык.

- Какое выражение со словом «язык» можно заменить словом-синонимом?

Прикусить язык – замолчать.

- Как называются такие выражения? (Фразеологизмы).

- В каком словаре мы найдём информацию о фразеологизмах?

О богатстве фразеологизмов мы поговорим на следующем уроке, а сейчас подведём итог.

Рефлексия.

- В чём состоит богатство языка? Какие понятия мы вспомнили на уроке?

- Для чего нужно знать словарное богатство языка?

- Если будет время, можно составить кластер: заполнить пустые клетки.

Оценки за урок.

Домашнее задание на выбор учащихся:

А) № 150 (2-5)

Б) Выпиши из произведений М. Ю. Лермонтова примеры средств выразительности.

Учитель:

“В умелых руках язык способен творить чудеса”. Многое зависит от нас, от нашего отношения к языку. Закончить наш урок мне хотелось бы словами стихотворения Н. Рыленкова:

Горят, как жар, слова

Иль стынут, словно камни,-

Зависит от того,

Чем наделил их ты,

Какими к ним в свой час

Притронулся руками

И сколько отдал им

Душевной теплоты.

Заключение. В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю, к современному уроку. Главная задача учителя найти способ включения в работу каждого ученика. Этому способствует реализация системно-деятельностного подхода в организации учебной деятельности на уроке. В представленной разработке использованы приёмы технологий развития критического мышления, проблемного, разноуровневого обучения. Я надеюсь, что мне удалось научить детей работать в группе, обобщать полученные знания, графически оформлять текстовый материал. Ребята проявили интерес к работе со словарями, успешность в выполнении заданий вызывала интерес к уроку.

Системно-деятельностный подход к обучению позволил выявить заинтересованность учащихся в выполнении заданий и приобрести знания на своём уровне благодаря разноуровневым заданиям в группах, для медлительных учащихся даются памятки подсказки.



Список использованной литературы.

  1. М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов. Русский язык, 7 класс. Москва, «ДРОФА», 2020.

  2. В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения, 5-7 классы.Москва, «Просвещение» 1991г.

  3. Л. Т. Григорян. Язык мой – друг мой (материалы для внеклассной работы по русскому языку), Москва, просвещение, 1976 г.

  4. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М., Владимирская Г.Н. “Речь, язык и секреты пунктуации”. Москва “Просвещение” 1996.

  5. Сидоренков В.А “Углублённое изучение русского языка”. Москва “Просвещение” 1996.

  6. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. Москва, «Просвещение», 1988г.

  7. Методические рекомендации. Русский язык, 7 класс. Под редакцией М. М. Разумовской, Москва, «ДРОФА», 2007г.

Образовательные ресурсы: http://pedsovet.su/load/28-1-0-41482,

http://dic.academic.ru, http://rus-img.com, http://urss.ru http://www.gramota.ru, http:// www.slovari.ru, [email protected].




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!