Всероссийский конкурс «Словарный урок»
В рамках Всероссийского мероприятия «День словаря»
Словарный урок
(разработка урока русского языка для учащихся 7 класса
«Словарное богатство русского языка»)
Сушик Валентина Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Мурманска СОШ №11
город Мурманск, 2021г.
Пояснительная записка.
Данная разработка представляет собой урок русского языка в 7 классе по разделу «Лексика и фразеология» (УМК М. М. Разумовской). По программе на данную тему отводится два часа, в разработке представлен первый урок, тема урока «Словарное богатство русского языка». Урок проводится в ноябре, посвящён Дню Словарей и Энциклопедий, приурочен ко дню рождения В. И. Даля.
Обществу сегодня нужны специалисты, умеющие ориентироваться в огромном информационном пространстве, способны самостоятельно добывать информацию. Именно этим определяется актуальность Всероссийского мероприятия «День Словарей и Энциклопедий», в рамках которого проводится конкурс «Словарный урок». В словарях и энциклопедиях, в отличие от Всемирной паутины, содержится достоверная, проверенная информация.
Раздел «Лексика и фразеология» даёт богатые возможности для обучения работе со справочной литературой и словарями, что позволяет расширить словарный запас и кругозор учащихся, повысить общий кругозор и эрудицию, воспитывать любовь к русскому языку, показывая, с помощью словарей, его неисчерпаемое богатство.
Приобретённые умения и навыки позволяют учащимся эффективно находить, оценивать и использовать информацию не только на уроках, но и в повседневной жизни. Сделать словари и энциклопедии друзьями и помощниками, востребованными в дальнейшей жизни – наша первейшая задача на уроках русского языка и литературы.
Данный урок проводится в 7 классе, тема «Словарное богатство русского языка». Цель урока – повторить и систематизировать изученный в 5-6 классах материал по разделу «Лексика». На уроке были поставлены задачи в процессе работы с лексикой научиться пользоваться словарями, закрепить знания о словарной статье и уметь находить информацию в словаре по заданной теме. В качестве домашнего упреждающего задания ребята готовили рассказы о русских лексикографах В. И. Дале, С. И. Ожегове, Д. Н. Ушакове и их словарях. А также подготовили памятку как работать со словарём, особенности словарной статьи в толковых словарях. Заранее дети разделились на три группы для более эффективного и быстрого выполнения заданий. Внутри группы распределили обязанности, выбрали руководителя.
Разработка урока
Учитель | Сушик Валентина Петровна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 7 |
Тема | Словарное богатство русского языка |
Тип урока | Урок повторения и обобщения знаний по теме «Лексика» |
Цель и задачи | Предметные: повторить и систематизировать основные понятия, относящиеся к этой теме; формировать представление о лексике как о богатстве языка; учиться анализировать средства языка и употреблять в речи; совершенствовать умения работать со словарями. |
Метапредметные: регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты; Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; стремиться к достижению общего решения в совместной деятельности. |
Личностные: осознание значимости решения учебных задач, их связи с реальными жизненными ценностями и ситуациями; формирование положительного настроя в обучении; воспитание чуткого отношения к русскому языку, уважительного отношения к его лексическому запасу; развитие уважения друг к другу, воспитание настойчивости в достижении цели. |
Методы и формы обучения | Технология критического мышления, словесные, наглядные, практические методы. Наблюдение, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, фронтальная, групповая работа. |
Оборудование | Компьютер, проектор, экран, презентация; учебник русского языка 7 класс (М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов) «ДРОФА» 2020; Толковые, орфоэпические, этимологические словари, словари синонимов, антонимов. |
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Выставка словарей. Высказывания о языке.
22 ноября отмечается День Словарей и Энциклопедий. Праздник учреждён в 2010г. По инициативе Общества любителей русской словесности и музея В. И. Даля. Этот день выбран не случайно. Именно 22 ноября – день рождения великого русского лексикографа Владимира Ивановича Даля (1801 – 1872г), автора «Толкового словаря живого великорусского языка».
Существует справедливое изречение: “Не тот образованный человек, который знает всё (хотя это невозможно!), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос”. Название всего, что есть в мире, вместилось в словари. Словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда:
1) словари энциклопедические и
2) лингвистические (или по-другому — филологические).
Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!
А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем — там объектом описания является слово или его форма.
Лингвистические словари подразделяются на четыре группы:
Толковые
Словари-справочники
Словари иностранных слов
Специальные словари
Очень важны толковые словари — с объяснениями значений слов. Перед вами выставка словарей. Ребята подготовили к уроку краткий справочный материал по самым известным словарям, рассказ о В. И. Дале.
Рассказы учащихся о словарях:
1)Самый известный среди толковых словарей — “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля, замечательного ученого, лексикографа, писателя, медика. Почётный академик Петербургской академии наук, он занимался изучением русских говоров и фольклора. В словаре В. И. Даля около 200 000 слов, работал он над словарём на протяжении всей жизни, а ценность его труда подтверждается тем, что и сегодня, спустя 170 лет после выхода его Словаря, к нему постоянно обращаются знатоки и любители русского слова. Словарь не может быть назван нормативным, т.к. в нем собрана разнообразная, в том числе и диалектная лексика. Слова толкуются в основном через синонимы.
2)Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова. Это четырёхтомный нормативный словарь русского языка, в котором приводятся распространенные фразеологизмы, хорошо разработана система стилистических помет и структура толкования слов. В нём около 90 000слов.
3)Словарь русского языка под ред. С. И. Ожегова – уникальный однотомный словарь русского языка. Разработан на базе словаря Ушакова. До конца своей жизни С. И. Ожегов не прекращал работу над словарём, совершенствуя его состав и структуру. Сегодня словарь служит руководством к правильному использованию слов, правильному образованию форм слов, правильному написанию и произношению. Насчитывает 80 000 слов и фразеологических выражений. В словаре широко представлена просторечная лексика, употребительная в литературе и в разговорной речи. Словарная статья включает толкование лексического значения слова, примеры употребления, сведения о сочетаемости слова, грамматические и орфоэпические (в необходимых случаях) характеристики слова.
Прочитайте грамотно высказывания известных писателей, мыслителей. Что в них общего? Определите тему по ключевым словам.
«Определяйте значения слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений». (А. С. Пушкин)
«Человек через слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природе ключ». (Г. Р. Державин)
«В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно…» (Н. В. Гоголь)
«В мире нет ничего, что не было бы названо, наименовано. Слова – одежда всех фактов, всех мыслей». (А. М. Горький)
«На всех словах события печать». (С. Я. Маршак)
Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни». (Д. И. Писарев)
«Надо любить словари, потому что это сокровищницы языка». (М.Волошин)
«Словарь – это вселенная в алфавитном порядке!». (А.Франс)
«Самая изменчивая часть языка – словарь. Как хороший барометр, откликается словарь на все изменения жизни». (В.Шанский)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Верно, сегодня мы будем говорить о словах, о богатстве русского языка, учиться работать со словарями. Чтобы успешно работать на уроке, нам предстоит вспомнить основные понятия, относящиеся к этой теме и систематизировать наши знания.
Актуализация изученного в 5-6 классах по теме. Мозговой штурм.
Какой раздел русского языка изучает значение слова? (Лексика)
Как называется наука, изучающая лексику? (Лексикология)
Что такое лексикон? (Словарный запас отдельного человека)
Когда о человеке говорят, что у него красивая речь? (Знает много слов, их значения, умеет формулировать свои мысли грамотно).
Что нужно сделать, чтобы стать таким человеком? (учить правила , много читать, запоминать значения слов, пересказывать тексты и т.д.)
- Какой раздел лингвистики мы будем изучать сегодня? (Лексика)
Постановка учебной задачи. Уточнение темы, цели.
Запишите в тетрадь число, вид работы, тему урока «Словарное богатство русского языка».
- Какое слово ключевое в нашей теме?
- Сформулируйте цель урока, что мы должны вспомнить, чему научиться? (Ответы учащихся)
Обобщим ответы: Вспомнить, в чём заключается словарное богатство языка, повторить понятия, относящиеся к этой теме и систематизировать; учиться анализировать средства языка и употреблять в своей речи; учиться пользоваться справочной литературой, словарями.
Русский язык действительно очень богат. Для выражения мыслей и чувств в нём есть огромное количество слов. О богатстве языка свидетельствует не только количество слов, но и слова - синонимы, помогающие точнее выразить мысль, многозначность слов. Вспоминаем лингвистические термины: я называю определение термина, а вы называете сам термин:
слова близкие по значению, слова противоположные по значению, одно слово имеет несколько значений, одно слово имеет одно значение, слова, употребляемые людьми одной местности, слова, которые знают и употребляют в речи люди одной профессии, слова, которые знают и употребляют в речи все, слова, вышедшие из употребления.
- Мы с вами повторили лингвистические понятия. Подберите синоним к слову понятие (термин)
1 группа: в толковом словаре ищет лексическое толкование слова термин
2 группа: в орфоэпическом словаре находит особенности произношения слова
3 группа: в этимологическом словаре находит историю слова, его происхождение.
Зачитывают ответы. Найдите в словарной статье её структурные элементы.
Пробное учебное действие. Вступительное слово учителя
В русском языке огромное количество слов, и все эти слова можно разделить на группы в зависимости от того, с какой точки зрения рассматривается слова. Какие группы учёные-лингвисты выделяют, вы узнаете, прочитав лингвистический текст № 144.
Задание 1: 1) прочитайте лингвистический текст. Подготовьте ответ на вопрос: « Какие группы слов выделяют учёные-лингвисты в зависимости от того, с какой точки зрения рассматриваются слова?» 2) Заполните таблицу, пользуясь теоретическим материалом упражнения № 144.
Графу примеры мы заполним в течение урока, выполняя упражнения и задания, работая в группах и в парах.
На заполнение графы понятия, термины – 5 минут.
Название группы | Понятия, термины | Примеры |
Особенность лексического значения слов | | |
Особенность употребления слов в речи | | |
Происхождение слов | | |
Проверка по слайду, обратите внимание на орфограммы в словах.
Заполняем графу «Примеры». Задание 2 по группам:
1) запишите синонимы к прилагательному выносливый. Проверьте свой ответ по словарю синонимов. 2) Найдите продолжение пословиц по антонимам к выделенным словам. Выпишите антонимические пары.
3) однозначные, многозначные слова из толкового словаря, пользуясь памяткой «Однозначные и многозначные слова».
От группы отвечает один ученик, ребята заполняют графу «Примеры»
-Уточним, какие слова называются однозначными, а какие многозначными?
Лексическое значение слова также бывает прямое и переносное. Прямое – прямо называет предмет, а переносное – переносит наименование предмета на другой предмет.
Задание 3: выразительно прочитайте отрывок из стихотворения С. Г. Острового «Простота», учебник стр. 53 №146.
- Как вы понимаете тему, главную мысль этого текста?
Автор говорит о том, что за простыми, на первый взгляд, вещами может скрываться глубокий смысл.
- Найдите слова в переносном значении, докажите свою точку зрения.
- Какие средства выразительности языка строятся на основе переносного значения?
Ответы: на основе переносного значения слов создаются тропы: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение
Задание 4 Выпишите в тетрадь олицетворения, метафоры, сравнение, эпитеты. Добавьте в графу примеры 2-3 примера.
Олицетворение: плачут капли, былинка машет, грустят туманы; метафора: рукавом пустым; сравнение: серые, как цапли; эпитеты: пустым, серым.
Задание 5. Работа в парах: попробуйте доказать, что в конверте у вас слова многозначные. Выполняя это задание, обращайтесь к толковому словарю учебника. В каждом конверте по два слова, чтобы быстрее выполнить задание, каждый в паре работает с одним словом.
Слова: менуэт, перемена; расцвести, манеж; сражаться, желторотый; звезда, исправить. Дополнительное задание (для тех, кто раньше справится с работой): слова менуэт, манеж – по орфоэпическому и этимологическому словарю.
Взаимопроверка.
Вывод: все многозначные слова связаны по смыслу, у них есть общее значение. Количество значений может быть разное, посчитайте, сколько значений у слова идёт в шуточном стихотворении А. Шибаева, стр. 53, № 148.
Определите лексическое значение слов ключ:
Там, где нужен ключ обычный, не поможет ключ скрипичный, и лесным ключом, поверь, не откроешь эту дверь.
Ключ обычный – металлический стержень, ключ скрипичный – музыкальный термин, лесной ключ – родник.
- Одинаково ли пишутся эти разные по значению слова?
Это омонимы – слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию, написанию. Найдите в толковом словаре слово ключ, как записано слово?
Из упр. 149 выпишите пары словосочетаний с омонимами, по толковому словарю определите, как подаются эти слова: в одной словарной статье или разных? Проверка ответа «Словарная статья» по слайду.
Прочитайте пословицы:
Языку учиться – всегда пригодится. Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык. Я больно прикусил язык.
- Какое выражение со словом «язык» можно заменить словом-синонимом?
Прикусить язык – замолчать.
- Как называются такие выражения? (Фразеологизмы).
- В каком словаре мы найдём информацию о фразеологизмах?
О богатстве фразеологизмов мы поговорим на следующем уроке, а сейчас подведём итог.
Рефлексия.
- В чём состоит богатство языка? Какие понятия мы вспомнили на уроке?
- Для чего нужно знать словарное богатство языка?
- Если будет время, можно составить кластер: заполнить пустые клетки.
Оценки за урок.
Домашнее задание на выбор учащихся:
А) № 150 (2-5)
Б) Выпиши из произведений М. Ю. Лермонтова примеры средств выразительности.
Учитель:
“В умелых руках язык способен творить чудеса”. Многое зависит от нас, от нашего отношения к языку. Закончить наш урок мне хотелось бы словами стихотворения Н. Рыленкова:
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
Заключение. В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю, к современному уроку. Главная задача учителя найти способ включения в работу каждого ученика. Этому способствует реализация системно-деятельностного подхода в организации учебной деятельности на уроке. В представленной разработке использованы приёмы технологий развития критического мышления, проблемного, разноуровневого обучения. Я надеюсь, что мне удалось научить детей работать в группе, обобщать полученные знания, графически оформлять текстовый материал. Ребята проявили интерес к работе со словарями, успешность в выполнении заданий вызывала интерес к уроку.
Системно-деятельностный подход к обучению позволил выявить заинтересованность учащихся в выполнении заданий и приобрести знания на своём уровне благодаря разноуровневым заданиям в группах, для медлительных учащихся даются памятки подсказки.
Список использованной литературы.
М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов. Русский язык, 7 класс. Москва, «ДРОФА», 2020.
В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения, 5-7 классы.Москва, «Просвещение» 1991г.
Л. Т. Григорян. Язык мой – друг мой (материалы для внеклассной работы по русскому языку), Москва, просвещение, 1976 г.
Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М., Владимирская Г.Н. “Речь, язык и секреты пунктуации”. Москва “Просвещение” 1996.
Сидоренков В.А “Углублённое изучение русского языка”. Москва “Просвещение” 1996.
Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. Москва, «Просвещение», 1988г.
Методические рекомендации. Русский язык, 7 класс. Под редакцией М. М. Разумовской, Москва, «ДРОФА», 2007г.
Образовательные ресурсы: http://pedsovet.su/load/28-1-0-41482,
http://dic.academic.ru, http://rus-img.com, http://urss.ru http://www.gramota.ru, http:// www.slovari.ru, [email protected].