СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока с применением интерактивной доски

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока с применением интерактивной доски»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»





Технологическая карта пробного урока

«Изобразительное искусство»

студентки 3 «В» группы

Зининой Дарьи Денисовны

Тема: «Национальный костюм. Цыганский народный костюм»

Класс 4 «А» МБОУ «СОШ № 45» г. Астрахани





Допуск к проведению урока:

Студентка: Зинина Д.Д.

____________________(Подпись)

Методист:Коржова А.П.

____________________(Подпись)

Учитель: Абрахманова И. Н

____________________(Подпись)

Оценка за урок_______________



Астрахань, 2024

Цель

Нарисовать цыганский народный костюм

Задачи

Образовательные: способствовать формированию навыков работы с художественной росписью, практических навыков работы в конкретном материале; расширить представление о богатстве и разнообразии художественного образа народного костюма;

Познакомить учащихся с историей цыганского народного костюма .

Развивающие: развитие познавательной активности, развивать дизайнерские и художественные способности

Воспитательные: Формирование интереса к народному искусству, уважение к народному мастерству

Тип урока

Комбинированный

Методы и формы обучения

*Наглядный, словесный и практический

*Фронтальная, индивидуальная

Основные понятия и термины

Народный костюм, орнамент, тюрбан, юбка с воланами, жилет, шаровары, шаль

Образовательные ресурсы

Учебник «Изобразительное искусство» 4 класс, автор – Л.А. Неменская, УМК «Школа России»

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация, образец рисунка цыганского народного костюма.

Оборудование

Для учителя: ноутбук, проектор, технологическая карта урока

Для учащихся: альбом для рисования, кисточки, акварель, непроливайка.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

-приобрести знания об истории цыганского народного костюма, его элементах, символики;

-приобрести умения определять понятие «костюм», некоторых деталей костюма;

-приобрести умение создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;


Метапредметные УУД:

Познавательные- Умение анализировать одежду с целью выделения признаков, делать выбор основательно для сравнения видов и элементов одежды, подводить под понятие признаки, причинно-следственные связи


Регулятивные- Умение определять и формулировать цель занятия, осуществлять оценку своих знаний и деятельности


Коммуникативные- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, умение задавать вопросы, учитывать чужую точку


Личностные: Осознание этнической и национальной принадлежности, формирование отношение к национальному костюму как к культурно-исторической ценности, формирование эстетических потребностей, ценностей

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент

Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, дети. Меня зовут Дарья Денисовна , и сегодня урок Изобразительного искусства проведу у вас я, садитесь.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на парте должны лежать принадлежности для рисования (краски, стакан с водой, альбом, кисточки)

Приветствуют учителя.

Подготовка и проверка необходимого художественного материала к уроку

Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Операционно-исполнительский этап.

Выход на тему урока. Завязка общей драматургии урока. Целеполагание. Постановка проблемы. «Открытие» детьми нового знания.

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

Ребята, как вы догадались, мы сегодня продолжим тему изучения народных костюмов.

А с каким именно народом мы познакомимся, вы узнаете прослушав музыкальное произведение.

Поняли с каким народом?



-Дети, попробуйте сформулировать тему урока.


-Правильно, сегодня мы с вами поговорим о народном костюме, а именно о цыганском народном костюме.

-Теперь поставим цели и задачи на урок.













-Молодцы! Ребята, расскажите мне, что вы знаете о цыганском народном костюме.

Цыганский народный костюм имеет довольно богатую историю, и связано это
главным образом с их кочевым образом жизни, что позволяло заимствовать
цыганам частицы из культур разных народов мира.
Цыгане — это древний народ родом из Индии, где, по преданиям, он был
одной из низших каст. Этим объяснялась первоначальная бедность их
одежды и образовавшаяся со временем мания ко всему дорогому и
блестящему.



Как сформировался костюм

Эталон женского цыганского костюма – длинная пышная юбка с воланами, пёстрая блуза с широкими рукавами и килограммами украшений – окончательно сформировался в Румынии в конце XIX века, когда гордый народ получил в этой стране свободу. Кочевники отправились колесить по Европе, и приходившим на их уличные выступления зрителям пришлись по вкусу яркие одеяния. Фасоны подхватили и остальные цыгане. До этого осевшие в России рома ходили в тюрбанах, простых платьях и кутались в длинные шали. Финские цыганки шили чёрно-серые наряды из тяжёлых плотных тканей – например, бархата. В Англии темноволосые красавицы носили яркие плащи с капюшонами – жаждущие гадания должны были видеть цыганку издалека. Покинувшие Византию рома надевали светлые рубахи, тюрбаны и повязывали плащ через плечо. В балканских и мусульманских странах до сих пор многие цыгане ходят в шароварах.

Свободные одежды не сковывают движений во время зажигательных танцев у костра, а яркие цвета выглядят экзотично и привлекают больше внимания, поэтому на публику рома выходят именно в привычных общественности костюмах.



Яркие краски и блеск, странствия и песня гитары, — такое романтическое представление рисуется в нашем воображении, когда речь заходит о цыганском стиле в одежде. Весь образ цыган пронизан духом свободы, страсти и богатством красок.

Давайте внимательно посмотрим на слайд

Мужской костюм характерен такими чертами: высокие расшитые сапоги с широким голенищем и заправленные в них брюки и красная широкая рубаха навыпуск. На самом же деле рубаха могла быть разных цветов, и даже цветастой, но всегда из красивой, слегка блестящей ткани. Поверх неё надевалась узорчатая жилетка или курточка. Орнаменты на неё приклеивались сверху или вышивались прямо на ткани.

Штаны было принято подпоясать широким поясом из кожи, который украшался бисером и крупными бусинами, бляшкой из металла или золота. Существенное влияние на этот вариант костюма оказала венгерская национальная одежда. Обязательным элементом мужского наряда были сапоги – они говорили о статусе и достатке. Цыганки же лихо отплясывали босиком вплоть до холодов. Фасонистые мужчины носили шёлковые платки на пиджаках.

Традиционный женский цыганский костюм, включает в себя широкую юбку с оборкой, кофту с просторными рукавами, шаль и обязательно многочисленные золотые или серебряные украшения. Один из самых главных элементов цыганского одеяния – это длинная пышная яркая юбка из легкого материала, очень свободная и широкая, не стесняющая движений. Она может быть сшита из одной ткани, а может сочетать в себе несколько полос разных тканей, расположенных как вертикально, так и горизонтально. Как и юбка, блузка в цыганском стиле имеет множество воланов и рюш, такая же яркая, красочная, свободная и удобная в носке, рукава, который сильно расклешены от локтя.

Неизменной частью цыганского женского костюма являлся фартук (фартушка). Как только девушка выходила замуж, ей сразу повязывался фартук.

Важная деталь костюма-шаль, которая делает его очень живописным. Её надевали на плечи в прохладу, в ней носили детей, уходя на заработки, она служила одеялом ребёнку.

Обязательный атрибут цыганского костюма – это расписной платок, который может быть повязан на голову, на талию или небрежно накинут на плечи. До того, как вступить в брак, цыганка имеет право ходить с непокрытой головой. Роскошные волосы она, зачастую, украшает цветком (этот обычай, кстати, был позаимствован у цыган испанских), но как только девушка выходит замуж, платок обязывает.

Праздничные головные уборы могут быть украшены бахромой, бусинами или бисером. Массивные золотые украшения также являются неотъемлемой частью образа.

Цветовое оформление нарядов разнообразно: предпочтение отдаётся ярким оттенкам и богатству орнамента. Незамужним девушкам запрещается носить одежду жёлтого цвета, а однотонный чёрный и вовсе предпочтительно не использовать. Как правило, цыганок изображают босыми, однако ходить так невозможно. Обувь может быть практически любой от простых и невзрачных бежевых балеток до ярких тапочек, изобилующих всяческими цветными лентами, веревками, бусами и ремешками. Главное правило в выборе обуви – это комфорт и женственность.

Вопросы :

1.Где сформировался эталон женского костюма?

2.Каким был цыганский народный костюм.

3.Какой элемент мужского наряда говорил о статусе и достатке?

4.Какие цвета присутствовали в женском костюме


5.Одежду каких цветов запрещалось носить замужним женщинам?






Теперь ,нам предстоит выполнить эскиз русского народного костюма

Продолжим изучение народных костюмов


Слушают.



С цыганским народом


Цель: познакомится с цыганским народным костюмом.


Задачи: изучить из каких элементов одежды состоит цыганский народный костюм; узнать, чем украшается цыганский народный костюм;

Создать эскиз костюма самостоятельно.


Девушки носят длинные , яркие юбки, платки и много украшений .Мужчины одеты в широкие ,блестящие рубахи ,жилетки с узорами и высокие сапоги.


Внимательно слушают рассказ учителя.


























































































-В Румынии в конце ХIХ века

-Ярким, красочным

-Сапоги



Цветовое оформление нарядов разнообразно


Незамужним девушкам запрещается носить одежду жёлтого цвета, а однотонный чёрный и вовсе предпочтительно не использовать

Познавательные: 

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.

Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.

Коммуникативные: 

Умение точно выражать свои мысли

Регулятивные: 

Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка

Личностные: 

Проявление интереса и уважительное отношение к традициям нашей страны

Физкультминутка

Давайте немного разомнемся, встаем на физминутку.

Дети рано утром встали,

За грибами в лес пошли (ходьба на месте)

Приседали, приседали

Белый гриб в траве нашли (приседания)

На пеньке растут опята

Наклонитесь к ним ребята,

Наклоняйся раз-два-три,

И в лукошко набери (наклоны)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех (прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянутся. (потягивания вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (ходьба на месте)

Выполнение физкультминутки

Регулятивные УУД: формируют: умение соотносить свои действия с действиями учителя;

Личностные УУД развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебномпроцессе способы снятия напряжения

Подготовка к реализации замысла. Выбор метода решения проблемной ситуации

-Посмотрите на пример рисунка.

-Скажите, кто изображен на рисунке?


-А во что они одеты?



-Какие цвета использовались в их костюмах?

-Рассмотрите, чем украшены костюмы?

-Молодцы, ребята.


-Теперь нам нужно составить план нашей работы. Как вы думаете, какое будет первое действие в нем?

  • Сделать эскиз простым карандашом

-А что будет следующим?

  • Раскрасить рисунок красками

-И последний пункт – это?

  • Нанести узор на рисунки

-Молодцы, все правильно.


-Теперь давайте повторим правила работы с красками.

  • Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину

  • Осторожно пользоваться красками и необходимыми на уроке материалами.


Вот теперь приступили к работе.


- На рисунке изображены мужчина с женщиной.

-Они одеты в национальный цыганский костюм.

- яркие, красочные

-костюмы украшены красивым узором

Личностные: формирование эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
-формирование положительной мотивации к учению.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

Регулятивные:

- планирование своих действий в соответствии с задачей,

- учёт правил в контроле способа решения,

- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.


Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа учащихся

-Открываем альбомы, начинаем рисовать, работаем аккуратно.

(хожу, смотрю как работают дети, если кто-то затрудняется, помогаю с рисунком

Самостоятельное выполнение эскиза цыганского народного костюма.

Предметные:

развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;
Личностные:
создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками в группах;

IV. Оценочно – рефлексивный этап.

Подведение итогов. Самооценка детьми собственной деятельности.

-Итак, ребята, закончили свою работу. Сейчас я пройду и посмотрю ваши работы. (учитель проходит и смотрим рисунки сам; просит одного ученика показать лучший рисунок у доски и рассказать о работе: почему выбрал такой цвет, узор?)

Ребята, какая у нас была сегодня тема урока?

А цель, мы достигли ее?

А что нового вы узнали о народе?


Молодцы! На этом наш урок подходит к концу, не забывайте привести свое рабочее место в порядок.

До свидания!



Подводят итоги





Отвечают на вопросы

Предметные: сформировать умение создавать пейзаж по собственному замыслу.
- обобщить и систематизировать изученный материал.

Личностные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные:
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!