СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русскоо языка в 7 классе "Что такое союз?" по УМК М.М. Разумовской

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русскоо языка в 7 классе "Что такое союз?" по УМК М.М. Разумовской»

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе

по УМК по редакцией М.М. Разумовской

подготовила

учитель русского языка и литературы

филиала МБОУ Жариковская СОШ ПМО в с. Богуславка

Байдракова Анна Николаевна

Тема:

Служебная часть речи – союз. Союзы сочинительные и подчинительные.

Цели:

Обучающая: знакомство учащихся с понятием о союзе как служебной части речи, показ его отличия от предлогов.

Развивающая: закрепление умения находить союзы в тексте; закрепление умения работать с текстом.

Воспитывающая: воспитание любви к языку, культуре устной и письменной речи.

Тип урока: открытие нового знания

. Оборудование: учебник, доска, проектор, карточки, толковый словарь С. И. Ожегова. Приложение 1.pptx

Ход урока I. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний

На доске слова. Задание : составить предложение

(Дни, сомнения, дни, тягостный, раздумье, судьба, моя, Родина, ты, один, я, поддержка, опора, великий, могучий, свободный, правдивый, русский, язык)

Что необходимо для того, чтобы предложение получилось?

Ученики: необходимо связать слова грамматически и по смыслу

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, свободный и правдивый русский язык.

Кто автор этих строк? ( И.С. Тургенев)

Какие знаки препинания мы поставили и почему? (ОЧП, обращение)

Что помогло нам составить предложение?

Ученики :служебные части речи.

Какие? (предлоги, союзы, частицы)

Для чего служит предлог?

Ученики: устанавливает грамматические отношения между словами – поддержка ВО дни ( форма вин падежа, целевые)

  1. Изучение нового материала

Учитель: Выделенными остались ещё несколько слов. О каких из них идёт речь в тексте. Ученикам предлагается 3 текста с «дырками»

1 текст Историческая справка

Название этой части речи – … – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти …. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова … : «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова».

2 текст

В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово ….. определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

3 текст

Сведения из Интернета «Этимология слова»

Слово …. пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество). Слово … родственно словам УЗЕЛ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.

Вопрос : о какой части речи говорится в предложенных текстах?(Союз)

Какая информация подтверждает наши выводы?

Тема урока «Союз – служебная часть речи»

Учитель: составьте определение на основе информации из текстов

Сравните с определением, взятым из Википедии

Сою́з — служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения или однородные члены предложения.

Какое определение предлагает ваш учебник?

Чем же отличаются союзы от предлогов? Что у них общего?

ФИЗМИНУТКА

соберите слова и распределите их на две группы

над, и, около, но, что, перед, потому что, насчёт, из-за, вследствие

союзы - предлоги,

  1. Закрепление Карточки.docx

Задание: прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания.

А. По-моему, эта сказка могла бы быть написана о Фридрихе Шиллере.

Б. В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди зимы белыми душистыми цветами.

В. Куст расцвел потому что к нему прикоснулась добрая человеческая рука.

Г. «Он обладал даром, - сказал о Шиллере Гете, - облагораживать все, к чему прикасался».

  1. Как должны быть расставлены предложения, чтобы получился текст?

Б, В. А, Г;

  1. В этом предложении есть союз: В

  2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой: В Проверка. Разъяснение ответов.

Учитель: «Потому что» - союз? Докажите

Ученик: Союзы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения.

Учитель: Что ещё можно сказать об этом союзе?

Ученик: Связывает 2 части сложного, сложноподчиненного предложения, это подчинительный союз.

Упражнение: выразительное чтение, нахождение союза, его характеристика ( по цепочке). Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 0 и 0.

Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает царь Давид. ни 0 , ни 0 , ни 0 .

[Дверь тихонько отворилась], и [царевна очутилась в светлой горнице].

[– =], [– =].

То [солнце тусклое блестит], то [туча черная висит].

То [– =], то [– =].

А.С. Пушкин.

Вывод: союзы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения.

А теперь проведем игру «Собери пословицу».

Объединитесь в пары. На белой доске:

1. чтобы, Надо, Родине, служить, смелым, быть, сильным 2. напишешь, пером, Что, топором, не ,то, вырубишь 3. без, друзей, Человек, что, дерево, без, корней 4. узнаешь, когда, Цену, вещи, потеряешь 5. Чтобы, надо, книгу, много, знать, любить.

Ответы: 1. Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить. 2. Что напишешь пером, не вырубишь топором. 3. Человек без друзей ,что дерево без корней. 4. Цену вещи узнаешь, когда потеряешь. 5. Чтобы много знать, надо любить книги

Творческое задание:

Упражнение . Объяснить, какие из предложений являются сложносочиненными, а какие – сложноподчиненными. Какие смысловые отношения выражает каждый союз.

Радостное чувство охватило нас,….

— потому что мы выиграли (СПП).

— и мы побежали навстречу (ССП).

— когда мы увидели его (СПП).

— однако мы решили подождать (ССП).

— несмотря на то что мы по-прежнему были одни (СПП).

— как будто мы помолодели на десять лет (СПП).

Вывод: мы еще раз вспомнили, что связывают сочинительные и подчинительные союзы; какие предложения являются сложносочиненными, какие - сложноподчиненными.

. Развитие речи (работа в группах): дописать незаконченные сложные предложения, используя союзы и, а, но.

Был обычный учебный день …

Послышался звонок с урока …

Учитель вошёл в кабинет …

Мы изучили новую тему …



  1. Итог урока.

Hа основе текста стихотворения составить кластер



Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

Союз не станет членом предложения:

Всегда свободен, хоть стоит в строю.

И в сочинении, и в подчинении

Незаменим и помнит роль свою.

VI. Домашнее задание: Прочитать параграф 48 с. , доработать кластер

упр. 386,

VII. Рефлексия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!