Морфологический разбор имени существительного.
Актуализация знаний.
– Начнем урок со словарного диктанта.
Авиация, аппетит, брошюра, вестибюль, гигантский, жюри, колонна, облако, помощник, ровесник, терраса, шоссе.
– Проверьте сами по учебнику на странице 249.
– У кого нет ни одной ошибки?
– Кто у себя нашел ошибки, исправьте и запомните.
Слова какой части речи были в словарном диктанте? (существительные.)
– Как вы узнали? Докажите. (все слова обозначают предмет, отвечают на вопрос что?)
Зачитать отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова»
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
Формулирование темы и целей урока.
– Ребята, сегодня мы с вами повторим изученный материал по теме «Имя существительное» и научимся выполнять морфологический разбор этой части речи, т.е. попытаемся создать портрет имени существительного. Для того чтобы быстро и безошибочно делать разбор, необходимо вспомнить морфологические признаки существительного.
– Запишем тему урока (морфологический разбор имени существительного.)
Повторение изученного.
– Вспомним морфологические признаки имени существительного. (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падеж, число.)
– На какие две группы делятся все морфологические признаки? (постоянные и непостоянные признаки.)
– Какие признаки называются постоянными, а какие непостоянными? (постоянные признаки присущи имени существительному всегда, а непостоянные могут изменяться.)
– Давайте вместе вспомним постоянные признаки имен существительных. (собственные, нарицательные.)
– Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним добавьте собственные.
Город, собака, озеро, имя, фамилия, газета, мультфильм, река.
– Так какие же существительные называются нарицательными? Какие –собственными? (нарицательные являются названиями однородных предметов, собственные – являются названиями единичных предметов.)
– Как пишутся имена собственные? (с заглавной буквы.)
– Следующие постоянные признаки существительных – одушевленные-неодушевленные.
– Какие же существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными? Приведите примеры. (одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?)
– Молодцы! Какой еще признак есть у имени существительного? (род.)
– На какие группы делится этот морфологический признак? (мужской, женский, средний.)
– Запишем слова:
Умница. Трудяга. Молодчина
– Можно у них определить род? Как они называются? (существительные общего рода.)
– Следующий морфологический признак – склонение. Вспомним, какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению? Приведите примеры. (к 1 склонению относятся существительные мужского, женского рода с окончанием А,Я; ко 2 склонению относятся существительные мужского и среднего рода с окончанием О,Е и нулевым окончанием; к 3 склонению относятся существительные женского рода с ь знаком на конце.)
– Давайте напишем распределительный диктант: (распределите слова в три колонки по признаку склонение): (учитель диктует, 3 ученика у доски пишут, класс по рядам)
Полет, звезда, солнце, даль, планета, помощь, космонавт, бесконечность, орбита.
Проверка.
– Вот мы и повторили все постоянные признаки существительных. Назовите их ещё раз. (собственные-нарицательные, одушевленные-неодушевленные, род, склонение.)
–Какие два признака имен существительных мы еще не назвали? (число, падеж.)
– Что вы помните о таком морфологическом признаке имен существительных, как число? (существительные изменяются по числам.)
– Я называю существительные единственного числа, а вы поставьте их во мн. число.
Крыло, край, окно, друг, инженер, звено, мастер, звезда.
(ответы учеников: крыло-крылья, край-края, окно, окна, друг-друзья, инженер-инженеры, звено-звенья, мастер-мастера, звезда-звезды).
– Молодцы! Вы умеете образовывать множественное число существительных от единственного числа.
– Один пятиклассник заболел и просит, чтобы мы принесли ему следующие предметы. *имя ученика*, прочитай, пожалуйста записку (слова на карточке):
Сахары, чернило, молоки, сметаны, плоскогубца, бензины, ножница, брюка, очка, санка, цементы, вермишели, ветчины.
– А что вы смеетесь? А как надо правильно прочитать эти слова? На какие 2 группы можно разделить эти слова? Мы знаем, что существительные имеют 2 числа: единственное и множественное. Но еще мы должны помнить, что существительные могут иметь только форму единственного числа и только форму только множественного числа.
– Распределим слова на две группы: слова, имеющие форму только единственного числа и имеющие форму только множественного числа.
(сахар, молоко, сметана, бензин, цемент, вермишель, ветчина.)
(чернила, ножницы, брюки, очки, сани, плоскогубцы.)
– Следующий признак имен существительных – это падеж. Сколько падежей есть в русском языке? Назовите их. (И.п .кто? что?
Р.п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В.п. кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.п о ком? о чем?
– Молодцы! Вот мы сейчас и проверим, как вы умеете определять падеж имен существительных. Запишем слова, определим их падеж.
Про путешествие, на корабле, с экипажем, к звездам, от земли, полетом, в иллюминатор, в скафандре.
Проверка (В.п., П.п., Т.п., Д.п., Р.п., Т.п., В.п., П.п.)
– Вот мы и вспомнили непостоянные признаки имен существительных. Это число и падеж.
– Запишем предложение.
Люди не забудут апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в звездное небо.
– Найдите в нем существительное по следующей характеристике, подчеркните его: нарицательное, неодушевленное, ж.р., 1 склонения, в ед.числа, В.п. (дорогу.)
Открытие нового знания.
– В начале урока я говорила, что мы вместе будем создавать портрет Имени существительного. А любое дело строится по плану. Давайте составим алгоритм морфологического разбора имени существительного.
– Морфологический разбор любой части речи состоит из трех основных частей: 1. Общее значение; 2. Морфологические признаки; 3. Синтаксическая роль.
– Запишем план морфологического разбора имени существительного.
1.Часть речи. Вопрос. Общее значение.
2. Морфологические признаки:
а) постоянные (собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение).
б) непостоянные (число, падеж).
3. Синтаксическая роль.
– Общее значение существительного вы знаете с начальной школы, Морфологические признаки существительного повторили сейчас. А что вы можете сказать о синтаксической роли этой части речи? Какими членами предложения могут быть имена существительные? (подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством.)
– Запишите предложение: Первый полет человека в космос осуществил космонавт Юрий Гагарин.
– Подчеркните имена существительные. Какими членами предложения они являются? (дополнение, дополнение, обстоятельство, подлежащее.)
– Давайте устно разберем морфологически существительное человека. (человека – существительное, отвечает на вопрос «кто?», обозначает предмет;
Постоянные признаки: нариц., одуш., 2 скл., м.р.
Непостоянные признаки: ед.ч., Р.п.
В предложении является дополнением.)
– А теперь по образцу сделаем письменный морфологический разбор слова в космос.
– Молодцы! Я хочу проверить, как вы усвоили тему урока. Сделайте морфологический разбор слова полет.
Домашнее задание:
Упр. 72 (переписать, сделать морфологические разборы указанных слов).
Сахары, чернило, молоки, сметаны, плоскогубца, бензины, ножница, брюка, очка, санка, цементы, вермишели, ветчины.
4