СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока РЯ "Морфологический разбор имени существительного". УМК Бабайцевой (практика под ред. Купаловой).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка»

Морфологический разбор имени существительного.

  1. Актуализация знаний.

– Начнем урок со словарного диктанта.

Авиация, аппетит, брошюра, вестибюль, гигантский, жюри, колонна, облако, помощник, ровесник, терраса, шоссе.

– Проверьте сами по учебнику на странице 249.

– У кого нет ни одной ошибки?

– Кто у себя нашел ошибки, исправьте и запомните.

Слова какой части речи были в словарном диктанте? (существительные.)

– Как вы узнали? Докажите. (все слова обозначают предмет, отвечают на вопрос что?)

Зачитать отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова»

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

  1. Формулирование темы и целей урока.

– Ребята, сегодня мы с вами повторим изученный материал по теме «Имя существительное» и научимся выполнять морфологический разбор этой части речи, т.е. попытаемся создать портрет имени существительного. Для того чтобы быстро и безошибочно делать разбор, необходимо вспомнить морфологические признаки существительного.

– Запишем тему урока (морфологический разбор имени существительного.)

  1. Повторение изученного.

– Вспомним морфологические признаки имени существительного. (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падеж, число.)

– На какие две группы делятся все морфологические признаки? (постоянные и непостоянные признаки.)

– Какие признаки называются постоянными, а какие непостоянными? (постоянные признаки присущи имени существительному всегда, а непостоянные могут изменяться.)

– Давайте вместе вспомним постоянные признаки имен существительных. (собственные, нарицательные.)

­– Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним добавьте собственные.

Город, собака, озеро, имя, фамилия, газета, мультфильм, река.

– Так какие же существительные называются нарицательными? Какие –собственными? (нарицательные являются названиями однородных предметов, собственные – являются названиями единичных предметов.)

– Как пишутся имена собственные? (с заглавной буквы.)

– Следующие постоянные признаки существительных – одушевленные-неодушевленные.

– Какие же существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными? Приведите примеры. (одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?)

– Молодцы! Какой еще признак есть у имени существительного? (род.)

– На какие группы делится этот морфологический признак? (мужской, женский, средний.)

– Запишем слова:

Умница. Трудяга. Молодчина

– Можно у них определить род? Как они называются? (существительные общего рода.)

– Следующий морфологический признак – склонение. Вспомним, какие существительные относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению? Приведите примеры. (к 1 склонению относятся существительные мужского, женского рода с окончанием А,Я; ко 2 склонению относятся существительные мужского и среднего рода с окончанием О,Е и нулевым окончанием; к 3 склонению относятся существительные женского рода с ь знаком на конце.)

– Давайте напишем распределительный диктант(распределите слова в три колонки по признаку склонение): (учитель диктует, 3 ученика у доски пишут, класс по рядам)

Полет, звезда, солнце, даль, планета, помощь, космонавт, бесконечность, орбита.

Проверка.

– Вот мы и повторили все постоянные признаки существительных. Назовите их ещё раз. (собственные-нарицательные, одушевленные-неодушевленные, род, склонение.)

–Какие два признака имен существительных мы еще не назвали? (число, падеж.)

– Что вы помните о таком морфологическом признаке имен существительных, как число? (существительные изменяются по числам.)

– Я называю существительные единственного числа, а вы поставьте их во мн. число.

Крыло, край, окно, друг, инженер, звено, мастер, звезда.

(ответы учеников: крыло-крылья, край-края, окно, окна, друг-друзья, инженер-инженеры, звено-звенья, мастер-мастера, звезда-звезды).

– Молодцы! Вы умеете образовывать множественное число существительных от единственного числа.

– Один пятиклассник заболел и просит, чтобы мы принесли ему следующие предметы. *имя ученика*, прочитай, пожалуйста записку (слова на карточке):

Сахары, чернило, молоки, сметаны, плоскогубца, бензины, ножница, брюка, очка, санка, цементы, вермишели, ветчины.

– А что вы смеетесь? А как надо правильно прочитать эти слова? На какие 2 группы можно разделить эти слова? Мы знаем, что существительные имеют 2 числа: единственное и множественное. Но еще мы должны помнить, что существительные могут иметь только форму единственного числа и только форму только множественного числа.

– Распределим слова на две группы: слова, имеющие форму только единственного числа и имеющие форму только множественного числа.

(сахар, молоко, сметана, бензин, цемент, вермишель, ветчина.)

(чернила, ножницы, брюки, очки, сани, плоскогубцы.)

– Следующий признак имен существительных – это падеж. Сколько падежей есть в русском языке? Назовите их. (И.п .кто? что?

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п о ком? о чем?

– Молодцы! Вот мы сейчас и проверим, как вы умеете определять падеж имен существительных. Запишем слова, определим их падеж.

Про путешествие, на корабле, с экипажем, к звездам, от земли, полетом, в иллюминатор, в скафандре.

Проверка (В.п., П.п., Т.п., Д.п., Р.п., Т.п., В.п., П.п.)

– Вот мы и вспомнили непостоянные признаки имен существительныхЭто число и падеж.

– Запишем предложение.

Люди не забудут апрельский день 1961 года, когда русский парень Юрий Гагарин первым в мире открыл дорогу в звездное небо.

– Найдите в нем существительное по следующей характеристике, подчеркните его: нарицательное, неодушевленное, ж.р., 1 склонения, в ед.числа, В.п. (дорогу.)

  1. Открытие нового знания.

– В начале урока я говорила, что мы вместе будем создавать портрет Имени существительного. А любое дело строится по плану. Давайте составим алгоритм морфологического разбора имени существительного.

– Морфологический разбор любой части речи состоит из трех основных частей: 1. Общее значение; 2. Морфологические признаки; 3. Синтаксическая роль.

– Запишем план морфологического разбора имени существительного.

1.Часть речи. Вопрос. Общее значение.

2. Морфологические признаки:

а) постоянные (собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение).

б) непостоянные (число, падеж).

3. Синтаксическая роль.

– Общее значение существительного вы знаете с начальной школы, Морфологические признаки существительного повторили сейчас. А что вы можете сказать о синтаксической роли этой части речи? Какими членами предложения могут быть имена существительные? (подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством.)

– Запишите предложение: Первый полет человека в космос осуществил космонавт Юрий Гагарин.

– Подчеркните имена существительные. Какими членами предложения они являются? (дополнение, дополнение, обстоятельство, подлежащее.)

– Давайте устно разберем морфологически существительное человека. (человека существительное, отвечает на вопрос «кто?», обозначает предмет;

  1. Постоянные признаки: нариц., одуш., 2 скл., м.р.

  2. Непостоянные признаки: ед.ч., Р.п.

В предложении является дополнением.)

– А теперь по образцу сделаем письменный морфологический разбор слова в космос.

– Молодцы! Я хочу проверить, как вы усвоили тему урока. Сделайте морфологический разбор слова полет.

  1. Домашнее задание:

Упр. 72 (переписать, сделать морфологические разборы указанных слов).

























Сахары, чернило, молоки, сметаны, плоскогубца, бензины, ножница, брюка, очка, санка, цементы, вермишели, ветчины.



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!