СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе "Тире в бессоюзном сложном предложении. Практикум"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для выполнения самостоятельной практической работы; актуализировать и восстановить знания  о постановке тире в бессоюзном сложном предложении.

Задачи: обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "Тире в бессоюзном сложном предложении. Практикум"»

Тире в бессоюзном сложном предложении. Практикум

Класс: 9

Цель: создать условия для выполнения самостоятельной практической работы; актуализировать и восстановить знания о постановке тире в бессоюзном сложном предложении.

Задачи: обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь опознавать бессоюзные сложные предложения в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; сопоставлять сложные союзные и бессоюзные сложные предложения как синтаксические синонимы, производить синонимичную замену сложных предложений с бессоюзной и союзной связью, конструировать бессоюзные сложные предложения, употреблять бессоюзные сложные предложения в собственной речи

Регулятивные: фиксировать индивидуальное затруднение в проблемном действии;
самостоятельно выполнять упражнения, используя имеющиеся знания;
контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные: работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
задавать проблемные вопросы в ходе учебной деятельности и отвечать на них;
развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Коммуникативные: развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в паре;
развивать умение принимать коллективное решение.


Содержание урока:

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Актуализация знаний:

  1. Устный фронтальный опрос

- Какие предложения мы называем БСП?

- Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП?

- Когда ставится двоеточие в БСП?

- Расскажите о постановке тире в БСП


Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в следующих случаях:

1. Если содержание одной части резко противопоставляется содержанию другой части. Эти отношения можно проверить, вставив союзы а, но, зато.

Ноги носят – руки кормят. (Пословица)

2. Если в первой части указывается на время или условие того, о чем говорится во второй части. Проверочные союзы: времени – когда, условия – если.

1) Настанет вечер – загорятся на небе звезды. 2) Любишь кататься – люби и саночки возить. (Пословица)

3. Если вторая часть заключает в себе вывод или следствие из того, о чем говорится в первой части. Эти отношения можно проверить союзами так что, поэтому.

Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце. (К.Паустовский)

4. Если части бессоюзного сложного предложения имеют значение сравнения. Проверочные союзы: словно, будто, как.

Посмотрит – рублем подарит. (Пословица)

5. Если части бессоюзного сложного предложения рисуют быструю смену событий.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.Крылов)

6. Если части бессоюзного сложного предложения связаны уступительными отношениями. Проверочные союзы: хотя, несмотря на то что.

Я говорил правду – мне не верили. (М.Лермонтов)


III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание:

- Как вы сформулируете цели своей учебной деятельности на уроке?

IV. Практикум:


1. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Между тем ноч_ пр_бл_жалась и р_сла как гр_зовая туча к_залось вместе с вечерн_ми парами от_всюду подн_мал_сь и даже (с)выш_ны л_лась темн_та. 2) Все кругом быстро ч_рнело и ут_хало одни пер_пела изр_дка кричали. 3) Уже я (с)трудом разл_чал отд_ле(н,нн)ые предметы поле неясно б_лело вокруг (за)ним (с)каждым мгн_вением надв_гаясь гр_мадными клубами вздымался угрюмый мрак. 4) Один п_логий холм см_нялся другим п_ля бе_конеч_но т_нулись за п_лями кусты словно вст_вали вдруг из земли перед самым м_им носом. 5) Всюду лучистыми _лмазами з_рделись крупные капли р_сы мне н_встречу чистые и ясные словно тоже обмытые утре(н,нн)ей пр_хладой прин_слись звуки кол_к_ла. 6) Ветер упал точ_но крылья сл_жил и зам_р н_ч_ным душ_стым теплом п_веяло от земли. 7) Ноч_ т_жело и сыро п_хнула мне в разг_ряче(н,нн)ое лицо к_залось г_товилась гр_за ч_рные тучи р_сли и п_лзли по небу вид_мо м_няя св_и дымные оч_ртания.

(И.Тургенев)

Сверьте свою работу с авторским текстом. Прочитайте предложения с нужной интонацией. Какое чтение предполагают бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой?

1) Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. 2) Все кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. 3) Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. 4) Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. 5) Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола. 6) Ветер упал, точно крылья сложил, и замер; ночным душистым теплом повеяло от земли. 7) Ночь тяжело и сыро пахнула мне в разг_ряченное лицо; казалось, готовилась гроза; черные тучи росли и ползли по небу, видимо меняя свои дымные очертания.

(И.Тургенев)


2. Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные: а) с запятой; б) с точкой с запятой.

1) Небо на востоке начало темнеть...
2) На вечерних улицах зажглись огни...
3) Молния блистала почти беспрерывно...
4) Река в половодье сильно разлилась...
5) За селом прогремел гром...
6) Вся природа дышит свежестью...
7) Воздух чист и прозрачен...

3. Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Какой вариант предложений чаще используется в пословицах? Почему?

Понаблюдайте за интонацией. В сложных бессоюзных предложениях интонация должна быть более отчётливой: с сильным повышением голоса в конце первой части, резкой паузой (на месте тире) и понижением голоса во второй. Запишите сложные бессоюзные предложения, комментируя расстановку знаков препинания. Составьте схемы 1, 2 и 3-го предложений.

1) Все крыльями машут, но не все летают. 2) Когда птицы приумолкли, то жди грома. 3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. 4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. 5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь. 6) Если затянулись дожди, груздя (не) жди.


4. Укажите номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

а) Придёт пароход _ вся команда высыпает на берег, и остаётся на пароходе один капитан с помощником, механиком.

б) Помощник капитана глянул вперёд _ почти перед самым носом парохода слабо мигал зелёный огонёк.

в) Вода, кустарники, лес вдали и небо _ всё меняет цвет.

г) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой _ сон сразу прошёл.

д) Я вспомнил слова Короленко _ «На одну и ту же старинную башню каждое поколение смотрит иными глазами».

Ключи: 1. а, в, г. 2. а – время; г – вывод, следствие.


VI. Рефлексия.

Итак, подведём итоги работы. Достигли ли вы целей, которые ставили перед собой на данном уроке?

– Остались ли у вас открытые вопросы?

– Как вы оцениваете свои знания по данной теме?

VI. Информация о домашнем задании:


Упр. 279 §§  15-17 ( повторить)






































Практикум:


1. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1) Между тем ноч_ пр_бл_жалась и р_сла как гр_зовая туча к_залось вместе с вечерн_ми парами от_всюду подн_мал_сь и даже (с)выш_ны л_лась темн_та. 2) Все кругом быстро ч_рнело и ут_хало одни пер_пела изр_дка кричали. 3) Уже я (с)трудом разл_чал отд_ле(н,нн)ые предметы поле неясно б_лело вокруг (за)ним (с)каждым мгн_вением надв_гаясь гр_мадными клубами вздымался угрюмый мрак. 4) Один п_логий холм см_нялся другим п_ля бе_конеч_но т_нулись за п_лями кусты словно вст_вали вдруг из земли перед самым м_им носом. 5) Всюду лучистыми _лмазами з_рделись крупные капли р_сы мне н_встречу чистые и ясные словно тоже обмытые утре(н,нн)ей пр_хладой прин_слись звуки кол_к_ла. 6) Ветер упал точ_но крылья сл_жил и зам_р н_ч_ным душ_стым теплом п_веяло от земли. 7) Ноч_ т_жело и сыро п_хнула мне в разг_ряче(н,нн)ое лицо к_залось г_товилась гр_за ч_рные тучи р_сли и п_лзли по небу вид_мо м_няя св_и дымные оч_ртания.

(И.Тургенев)



2. Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные: а) с запятой; б) с точкой с запятой.

1) Небо на востоке начало темнеть...
2) На вечерних улицах зажглись огни...
3) Молния блистала почти беспрерывно...
4) Река в половодье сильно разлилась...
5) За селом прогремел гром...
6) Вся природа дышит свежестью...
7) Воздух чист и прозрачен...


3. Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Какой вариант предложений чаще используется в пословицах? Почему?

Понаблюдайте за интонацией. В сложных бессоюзных предложениях интонация должна быть более отчётливой: с сильным повышением голоса в конце первой части, резкой паузой (на месте тире) и понижением голоса во второй. Запишите сложные бессоюзные предложения, комментируя расстановку знаков препинания. Составьте схемы 1, 2 и 3-го предложений.

1) Все крыльями машут, но не все летают. 2) Когда птицы приумолкли, то жди грома. 3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. 4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. 5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь. 6) Если затянулись дожди, груздя (не) жди.



4. Укажите номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

а) Придёт пароход _ вся команда высыпает на берег, и остаётся на пароходе один капитан с помощником, механиком.

б) Помощник капитана глянул вперёд _ почти перед самым носом парохода слабо мигал зелёный огонёк.

в) Вода, кустарники, лес вдали и небо _ всё меняет цвет.

г) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой _ сон сразу прошёл.

д) Я вспомнил слова Короленко _ «На одну и ту же старинную башню каждое поколение смотрит иными глазами».
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!