СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе "СПП с придаточным сравнения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект может быть использован и для других УМК при условии замены упражнений

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе "СПП с придаточным сравнения"»

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения.

Цель: обобщить знания учащихся по теме.

Задачи:

  1. Повторить сведения о сложноподчиненном предложении (СПП) с придаточным сравнения, вспомнить другие способы выражения сравнения в тексте, постановку знаков препинания при союзе как.

  2. Содействовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, умений определять значения придаточных СПП, развивать устную и письменную речь учащихся, умение строить устное рассуждение и письменное описание.

  3. Формировать нравственные ценности у учащихся.


Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал



1.Оргмомент

2.Предкоммуникативный этап


Мотивация на формирование чувства уверенности “Всё в твоих руках”– известная притча. (слайд 1)


Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Он знал ответ на любой вопрос, будто прочитал все в мире книги.. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда он будет посрамлен, как последний глупец, и все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу, неся бабочку, как великую драгоценность И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал, не задумываясь, будто ожидал этого вопроса: “Все в твоих руках…”.

Вот так и сегодня - все в ваших руках. Вы повторите тему. Какую? Вспомните, какие речевые конструкции использовались в этом рассказе, и сформулируйте тему, которую мы будем повторять.

3.Коммуникативный этап

1)Сообщение темы и цели урока.

Таким образом, сегодня мы продолжим изучение темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения.» и обобщим знания, которые мы получили по этой теме. (слайд 2, 3) Давайте сформулируем, что мы должны знать, уметь, понимать.(ответы учащихся)

(слайд 4)

Знать: значение и функции сложноподчиненных предложений с придаточным сравнительным;

Уметь: отличать придаточные сравнительные от сравнительных оборотов, употреблять эти конструкции в устной и письменной речи;

Понимать: функции сложноподчиненных предложений с придаточным сравнения,

смысл текстов и афоризмов, содержащих конструкции с выражением сравнения.


2)Начнем с игры «Истина или ложь»

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Вы отвечаете мне на каждое предложенное утверждение, истинно оно или ложно, а если оно оказывается ложным, говорите, как оно должно звучать правильно.(слайд 5)
Итак, я утверждаю:
1) Сравнение выражают сложноподчиненные предложения с придаточными сопоставительными (Ложно, правильно – с придаточными сравнительными)
2) Придаточные сравнительные могут находиться в начале сложноподчиненного предложения(Истинно)
3) Придаточные сравнительные отвечают на вопросы косвенных падежей(Ложно, правильно – отвечают на вопрос «как»)
4)Сравнение может выражаться именем прилагательным в сравнительной степени. (Истинно)

5)Придаточные сравнения могут присоединяться союзом чем…тем( Истинно)

3)Устный опрос

Перед вами два предложения. Какое из них с придаточным сравнения?(слайд 6)

Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.


Он носом тянется туда, куда душою не дорос.

(Омар Хайям)

Докажите свое мнение. Как вы понимаете смысл этого высказывания?


Какими способами может быть выражено сравнение, помимо придаточного сравнения?(ответы)

Проверьте себя по таблице.(слайд 7)


Способы выражения значения сравнения в русском языке.


Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения.

Чем ближе к грязи человек, тем выше задирает нос.

Наречие образа действия


Он поступил по-геройски

Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа


Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег

Сочетание существительного и формы сравнительной степени прилагательного

Правда хорошо, а счастье лучше.

Словосочетания типа похож (на кого?), подобен(чему), напоминает (что?), кажется (каким?)


Ива у реки кажется печальной

Сравнительный оборот


Звезд этих в небе ,как рыбы в прудах, хватит на всех с лихвою


Чем отличаются сравнительные обороты от придаточных сравнительных?

Наиболее распространенный союз в конструкциях с выражением сравнения – союз как. Что вы можете рассказать о знаках препинания перед ним?(Ответы учащихся)

А теперь проверьте себя.(слайд 8)



Ставится запятая

Запятая не ставится

  1. В придаточном сравнения.

  2. Как в составе вводных конструкций.

  3. Как в сравнительном обороте

  4. Как в составе приложения в значении причины

  1. Как в составе сказуемого.

  2. Как в составе устойчивых словосочетаний.

  3. Как в составе приложения со значением “в качестве”.

Что общего при постановке знаков препинания перед сравнительным оборотом и придаточным сравнительным?

4) Актуализация знаний

Запишите предложение под диктовку.

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного – научиться жить на земле, как люди. (Джордж Бернард Шоу)

А теперь давайте проверим, правильно ли вы расставили знаки препинания. (слайд 9)

Каким способом выражено сравнение? А что, по-вашему, значит – жить, как люди?

Давайте повторим, в каких случаях ставится запятая перед как.


Среди афоризмов очень много предложений с союзами чем…тем…. Они тоже являются предложениями с придаточными сравнения, при этом придаточная часть стоит в начале предложения и начинается с Чем…

Вот несколько таких предложений. Прочитайте и попробуйте объяснить их смысл.(слайд 10)


Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. (А.С.Пушкин)

Ч ем ночь темней, тем ярче звезды,

Ч ем глубже скорбь, тем ближе Бог... (А.Н.Майков)


Так чем же предложения с союзами чем…тем…. отличаются от остальных сложноподчиненных предложений с придаточными сравнения?





5)Работа с текстом

А сейчас мы рассмотрим, какова же роль различных способов выражения сравнения в тексте. (Слайд 11)

Дождичек утром!

Ласковый, мелкий, дотошный.

Словно мышонок, скребётся в трубе водосточной.

Легким комариком, крылышком бьется в окошко.

Тихо крадется по крыше, как старая кошка. (В.Боков)

Ответьте на следующие вопросы.


1.Тема текста

2.Стиль

3.Тип речи

4.Речевые средства выразительности.


Какими способами выражено сравнение в данном тексте? Попробуйте перестроить одно из предложений так, чтобы в его составе было придаточное сравнения. (Дождь идет, словно мышонок скребется. Дождь издает звук, будто кошка крадется по крыше.)

А теперь давайте рассмотрим картину художника А.Ткачева «Весенний дождь». (Слайд 12) Какое настроение она создает? Как ее можно связать по смыслу с предыдущим текстом?

А теперь задание: попробуйте написать по этой картине сочинение-миниатюру так, чтобы в этом сочинении было хотя бы одно сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения и один сравнительный оборот. Пишем на черновиках. Объем – 5 -6 предложений. Текст какого типа у вас должен получиться?

Кто может прочитать полученный текст? Обратите внимание: домашним заданием будет отредактировать и переписать полученное сочинение начисто.

Делаем вывод: какова роль придаточных сравнительных и сравнительных оборотов в речи?




6)Контроль

Сейчас вы выполните небольшой тест.

Выполните тест и обменяйтесь с соседом по парте. А теперь внимание, правильные ответы.(слайд 13)

1 вариант – БВВБАА

2 вариант – ААБАБА

На «5» - 6 правильных ответов

На «4» - 5

НА «3» - 4 ответа

На «2» - 0-3 ответа

Проверьте друг друга и выставьте оценки


3.Посткоммуникативный этап. Обобщение и систематизация знаний.

Какую тему мы повторили? Что мы должны были знать, уметь, понимать? Как, на ваш взгляд, удалось ли вам это?(слайд 14)


Подведение итогов.


Рефлексия.

Вы все работали внимательно и сосредоточенно. Давайте попробуем охарактеризовать ваше душевное состояние во время урока. Начнем с меня. Это был и страх перед незнакомым коллективом, и интерес, и надежда.


А теперь вы. Какие слова наиболее точно характеризуют вашу работу, состояние на уроке? Можете использовать приведенные здесь цитаты, а можете сформулировать сами.(слайд 15)

- Самое важное не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам. (Харуки Мураками)

- Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. (Б.Пастернак)

- Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь. (А.С.Пушкин)

- Я усталым таким еще не был. (С.А.Есенин)

-Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.(Л.Н. Толстой)

Кто на ваш взгляд, особенно отличился на уроке? Хочу поблагодарить…. Можете ли вы поставить себе оценку за работу на уроке и прокомментировать, почему именно так?

(Выставление оценок)

Благодарю вас за внимание и напоминаю о домашнем задании.(слайд 16)








































1 вариант

1.Какое предложение не является сложноподчинённым с придаточным сравнения?

А) Человек крался вдоль стены и, поминутно озираясь, подпрыгивал, КАК БУДТО над ухом его стреляли. (Толстой А.)

Б) Солнце вывалилось из-за горизонта, и сирота-хата сразу КАК БУДТО помолодела. (Алексеев М.)
В) Квартиры Пушкина, Чехова, Некрасова обладают необъяснимой силой воздействия, КАК БУДТО дух хозяина продолжает жить в этих стенах. (Гранин Д.) 


2. Укажите сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным СРАВНЕНИЯ.

А) Сквозь шум воды до разведчиков доносился низкий, СЛОВНО бы придавленный чем-то тяжелым, гул. (Алексеев М.)
Б) Иногда, СЛОВНО удар пастушьего кнута, перекатывался по лесу выстрел.(Вересаев В.)
В) Вдали гудел отчаянный многоголосый крик, СЛОВНО граяла на отлете стая грачей. (Шишков В.)

3. Укажите сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным сравнения.

А) На асфальте лежала молочная роса, БУДТО первый осенний заморозок. (Семёнов Ю.) 
Б) БУДТО сказочный часовой, охраняя логово рыси, на сучке дерева уселся круглоголовый глазастый совёнок. (Соколов-Микитов И.)
В) Кустарник зашумел, БУДТО рой пчел зажужжал над ветками. (Ананьев А.) 

4. Укажите предложение, в котором нет придаточного СРАВНЕНИЯ.

А) ЧЕМ чаще кричала эта невидимая птица, ТЕМ отвратительней чувствовал себя Саша. (Мелентьев В.) 

Б) Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, ЧЕМ в тёплые летние ночи. (Паустовский К.) 
В) Это наступление громадного расстояния произошло быстрее, ЧЕМ ветер вырывает из рук платок. (Грин А.) 


5.Запятая пропущена в предложении:


А) Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой КАК ждёт любовник молодой минуты тайного свиданья. (А.Пушкин)

Б) Чехов известен всему миру КАК величайший русский писатель. (А.Куприн)

В) Мы втроём начали работать КАК заведенные


6.Раздельно пишется союз:

А) так(как)

Б) буд(то)

В) за(то)





2 вариант

1. Укажите сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным СРАВНЕНИЯ.
А) Орган протяжно повторял одни и те же три густые ноты, ТОЧНО он всё собирался и никак не мог окончить финал мелодии. (Куприн А.) 
Б) Редко и лениво ухали пушки, ТОЧНО глубокие вздохи пробуждавшейся земли. (Алексеев М.) 
В) Люди закричали вокруг Ромашова преувеличенно громко, ТОЧНО надрываясь от собственного крика. (Куприн А.) 

2. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным СРАВНЕНИЯ.

А) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, БУДТО в небе лопнул пузырь. (Толстой А.)
Б) Впереди этих высот, БУДТО часовой, стоял древний курган. (Алексеев М.) 
В) Перед ними, БУДТО налитое воздухом, простиралось громадное пространство озера. (Казаков Ю.) 

3. Укажите сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным СРАВНЕНИЯ.

А) Угрюмые волны, ТОЧНО тёмно-серые тени, бегают одна за другой. (Беляев А.) 
Б) Огромная высота с многочисленными дотами быстро покрылась белыми дымками разрывов, ТОЧНО на ней вдруг вырос и буйно расцвел большой сад. (Алексеев М.) 
В) Ребята переглянулись и сразу, ТОЧНО по команде, расхохотались. (Алексеев М.) 

4. Укажите предложение, в котором нет придаточного СРАВНЕНИЯ.

А) Мелькнул в темноте красный фонарь и долго, КАК БУДТО не удаляясь, краснел в черноте. (Арцыбашев М.)
Б) Что-то вдруг с необыкновенной силой расширилось в груди Ромашова, КАК БУДТО бы он собирался лететь. (Куприн А.)
В) Выстрелы звучали резко и сухо, КАК БУДТО где-то поблизости кололи дрова. (Курочкин В.)

5.Вместо точек надо поставить запятую в предложении:

А) Пишу это ... КАК читатель, имеющий определённый вкус. (А. Чехов) 

Б) Воздух только изредка дрожал ... КАК дрожит вода, возмущённая падением веток. (Л. Толстой)

В)Пруд ... КАК блестящая сталь. (К. Федин)

6. Слитно пишется союз:

А) буд(то)

Б) потому(что)

В)так(что)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!