СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 9 классе " Практикум по теме "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока создать условия для выполнения самостоятельной практической работы; актуализировать и восстановить знания о постановке запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении

Задачи: обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 9 классе " Практикум по теме "Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении".»

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Практикум

Класс: 9

Цель урока создать условия для выполнения самостоятельной практической работы; актуализировать и восстановить знания о постановке запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении

Задачи: обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

Тип урока: практикум

Планируемые результаты:

- умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе выбирать знаки препинания.

- способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

- осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе.


Ход урока:

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.


II. Актуализация знаний:

1. Беседа

- Какое предложение называется сложным?

- Чем отличаются союзные и бессоюзные сложные предложения?

- На какие две группы делятся союзные сложные предложения?

- Приведите пример сложносочинённого предложения.

- Приведите пример сложноподчинённого предложения.

- Дайте определение бессоюзного сложного предложения.

- Приведите пример бессоюзного сложного предложения.



III. Практическая работа:


1. Перед вами предложения. Найдите среди них БСП. Выпишите номера этих предложений.

1 В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

2 Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо в воде.

3 Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.

4 Буран стих, зато установился сильный мороз.

5 Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку,

лежит уж и стережёт их.

6 Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо.

7 Раздался крик – он бросился бежать.


(БСП – 1, 3, 5, 7)


2. Распределите номера предложений по двум столбикам: точка и точка с запятой.

1 Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, резали небо молнии, чуть слышно громыхал гром.

2 Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.

3 Уже рассвело, неутихающий ветер успел размести тучи с ледяного неба,

осталось лишь серое охвостье лёгких облаков...

4 Комната большая, низкая, в три окна; стены вымазаны белой краской; мебели нет.

5 Вода в круглом водоёме рябила, на ней поднимались небольшие волны.

6 Поезд шел быстро, его огни скоро исчезли.

(Запятая – 1, 3, 5, 6; точка с запятой – 2, 4)


3. Наблюдение над языковым материалом

Прочитайте вслух и объясните употребление запятой и точки с запятой между предложениями в бессоюзных сложных предложениях.

1) Недавно вставшее солнце затопляло всю чашу сильным, хотя и неярким светом; везде блестели росинки, кой-где внезапно загорались и рдели крупные капли; всё дышало свежестью, жизнью и той невинной торжественностью первых мгновений утра, когда всё уже так светло и так безмолвно. От мокрой земли пахло здоровым, крепким запахом; чистый, лёгкий воздух переливался прохладными струями (Л. Толстой). 2) Вдруг над самой головой Егорушки со страшным, оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыплются обломки (А. Чехов).

4. Практическая работа

Соедините соседние предложения, образуя бессоюзные сложные; прочитайте образованные вами предложения вслух. Перепишите их, расставляя запятые и точки с запятой.

1) Ярко светит солнце. Блестит речка. Благоухают цветы. 2) жужжат пчёлы. Пахнет цветущей липой. С поля доносится шум трактора. 3) Было тихо. Только вода всё говорила о чём-то, журча и звеня. Временами казалось, что этот говор ослабевает и вот-вот стихнет. 4) Поезд ушёл быстро. Его огни скоро исчезли в темноте. Через минуту уже не было слышно шума. Опять над маленькой станцией воцарилась тишина. 5) Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне. Сквозь сероватую мглу, которая нависла над землёй, чуть видны под горою широкие луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. 6) Прокатились по небу сильные, оглушительные удары грома. Гроза, надвинувшаяся с запада, разразилась. 7) Один холм сменялся другим. Поля тянулись за полями. Ветер волнами пробегал по созревшей пшенице.

5. Творческое списывание

Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.

Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.

VI. Рефлексия.

Составление алгоритма

Чтобы правильно поставить знак препинания между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного, нужно:

1) разбить данное сложное предложение на простые,

2) определить смысловые отношения между простыми, входящими в состав сложного:




VII. Информация о домашнем задании:

§ 15 Выпишите БСП (с запятой и точкой с запятой) из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».









































Рабочий лист


1. Перед вами предложения. Найдите среди них БСП. Выпишите номера этих предложений.

1 В глазах у меня потемнело голова закружилась.

2 Ручейки накануне раздулись так что лошади шли по брюхо в воде.

3 Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.

4 Буран стих зато установился сильный мороз.

5 Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку

лежит уж и стережёт их.

6 Всю ночь шёл тёплый летний дождь и к утру в воздухе было свежо.

7 Раздался крик он бросился бежать


2. Распределите номера предложений по двум столбикам: точка и точка с запятой.

1 Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи резали небо молнии чуть слышно громыхал гром.

2 Воздух чист и прозрачен птицы болтливо лепечут молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.

3 Уже рассвело неутихающий ветер успел размести тучи с ледяного неба,

осталось лишь серое охвостье лёгких облаков...

4 Комната большая низкая в три окна стены вымазаны белой краской мебели нет.

5 Вода в круглом водоёме рябила на ней поднимались небольшие волны.

6 Поезд шел быстро его огни скоро исчезли.

3. Наблюдение над языковым материалом

Прочитайте вслух и объясните употребление запятой и точки с запятой между предложениями в бессоюзных сложных предложениях.

1) Недавно вставшее солнце затопляло всю чашу сильным хотя и неярким светом везде блестели росинки кой-где внезапно загорались и рдели крупные капли всё дышало свежестью жизнью и той невинной торжественностью первых мгновений утра когда всё уже так светло и так безмолвно. От мокрой земли пахло здоровым крепким запахом чистый лёгкий воздух переливался прохладными струями (Л. Толстой). 2) Вдруг над самой головой Егорушки со страшным оглушительным треском разломалось небо он нагнулся и притаил дыхание ожидая когда на его затылок и спину посыплются обломки (А. Чехов).

4. Соедините соседние предложения, образуя бессоюзные сложные; прочитайте образованные вами предложения вслух. Перепишите их, расставляя запятые и точки с запятой.

1) Ярко светит солнце. Блестит речка. Благоухают цветы. 2) Жужжат пчёлы. Пахнет цветущей липой. С поля доносится шум трактора. 3) Было тихо. Только вода всё говорила о чём-то, журча и звеня. Временами казалось, что этот говор ослабевает и вот-вот стихнет. 4) Поезд ушёл быстро. Его огни скоро исчезли в темноте. Через минуту уже не было слышно шума. Опять над маленькой станцией воцарилась тишина. 5) Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне. Сквозь сероватую мглу, которая нависла над землёй, чуть видны под горою широкие луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. 6) Прокатились по небу сильные, оглушительные удары грома. Гроза, надвинувшаяся с запада, разразилась. 7) Один холм сменялся другим. Поля тянулись за полями. Ветер волнами пробегал по созревшей пшенице.











5. Творческое списывание

Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.

Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.

5. Творческое списывание

Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.

Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.

5. Творческое списывание

Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.

Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.

5. Творческое списывание

Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.

Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.

5. Творческое списывание

Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.

Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!