СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Лексическое и грамматическое значение слова».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Лексическое и грамматическое значение слова».»

Конспект урока русского языка в 5-б классе по теме «Лексическое и грамматическое значение слова».

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.

Формируемые УУД:

личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков

предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.

регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;

познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Применяемые технологии: развивающее обучение

проблемное обучение

обучение в группах и в парах

самодиагностики (коррекции)

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации

Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении

Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь

Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал

Ход урока

Организационный этап

Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие.

- Добрый день, ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Нарисуйте соответствующего смайлика.

Сегодня я хочу вам пожелать хорошего настроения и успехов на уроке! А сейчас проверьте готовность к уроку. Все ли ваши учебные принадлежности на месте? Ручки? Цветные карандаши?

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков.

Орфографическая работа

( 1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной в корне,

2 вариант- приставки на з-с). Обозначить орфограммы.

Расположить

Расположить

вытереть

безрукавка

коснулась

бесчувственный

зарница

бесшумный

разгорается

разгорается

растение

рассказывать



Расположить, безрукавка, вытереть, бесчувственный, коснулась, зарница, растение, рассказывать, разгорается, бесшумный.

? Есть ли слова, которые выписали оба варианта? Какие?

Орфоэпическая работа. Расставьте правильно ударение в словах.

БаловАть, красИвее, облегчИть, щавЕль, ревЕнь одноврЕменно, досУг, звонИт

Вспомните, какие разделы науки о языке мы с вами изучили в этом учебном году

III. Определение темы урока

Вчера мы познакомились еще с одним разделом науки о языке. Каким? (Лексикой). Постараемся определить тему нашего урока.

Следующее задание: вставьте пропущенные буквы. Подумайте, на что нужно обратить внимание, выполняя эту орфографическую задачу.

Пол..скать белье Пол..скать малыша

- Почему в корнях этих слов мы пишем разные буквы? От чего зависит выбор гласной? (от лексического значения).

А только ли лексическое значение есть у слова?

Каждое слово самостоятельной части речи имеет лексическое и грамматическое значения:

Как будет звучать тема нашего урока?) Лексическое и грамматическое значение слова - Запишите тему урока .

IV. Определение целей

- А теперь определим цели нашего урока:

1. Узнать, что такое «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».

2. Запомнить, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.

3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.

V. Открытие нового знания

1. Какие корни имеет слово лексикология? Что значит в переводе с греческого «логос»?

Лексика- словарный состав языка.

Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.

Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).

СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение

Лексическое значение – это смысловое содержание слова. Одинаково понимаемое всеми людьми, оно устанавливает связь между словом и тем, что оно обозначает.

Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи.

Лексикология – раздел науки о языке, изучающий лексику.

4. А как вы думаете, сколько всего слов в русском языке?

В русском языке около 500 тысяч слов. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля насчитывает около 200 тысяч слов.

- Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас?

Учащийся средней школы

3000 слов

Человек с высшим образованием

8000 слов

А.С.Пушкин

313000 слов

М.Ю.Лермонтов

326000 слов



Так какова наша задача?

Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Ведь когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.

Закрепление темы

– Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова?

Узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.

Лексический диктант.

Учащиеся узнают слова по их лексическому значению и записывают в составе словосочетания (у доски параллельно работают два ученика).

1) Лёгкие летние туфли с открытым верхом и без задника (босоножки);

2) сердито бормотать, выражая неудовольствие (ворчать);

3) сосуд для варки кофе (кофейник);

4) сняв одежду, надеть на себя другую (переодеться);

5) скрытно, тайком от других (украдкой).

(Перед проверкой учитель даёт подсказку: слова-ответы расположены в алфавитном порядке.)

Работа со словарем. Значение слов можно узнать в толковых словарях

Выставка словарей.

– Перед вами словари русского языка. В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка.

Существуют языковые (лингвистические), орфографические, толковые, фразеологические, иностранные словари, словари антонимов, синонимов и др.

Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.

– Так где же мы можем выяснить лексическое значение неизвестных нам слов? А почему словарь называется «толковый»? Что значит слово толковать? (Разъяснять, объяснять, выяснить смысл слова. В толковых словарях толкуется значение слов.)

История возникновения словаря Даля

Мичман Владимир Даль спешил из Петербурга в отпуск к родителям на Чёрное море. Кибитка ехала по Новгородской губернии. Ямщик заметил, как над дальним лесом сгустились тучи, и сказал:

- Замолаживает.

- Что значит, ЗАМОЛАЖИВАЕТ? – спросил Даль, услышав незнакомое слово.

- Смурнеет. К теплу, - ответил ямщик.

Володя достал тетрадь и записал: «Замолаживает – небо пасмурнеет, заволакивается тучами». Это была его самая первая запись. С неё и начнётся знаменитый словарь.

Далю было тогда семнадцать лет.

Работа с Толковыми словарями

Кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. В статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Это называется словарная статья. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке.

Прочитайте толкование слова бублик в «Толковом словаре…» В.И.Даля и «Словаре русского языка» С.И.Ожегова.

• Сопоставьте написание слов. Чем объясняется различие, если оно есть?

• Сравните толкование слов. В чем разница в толковании? Какое толкование вы считаете более правильным?

• Проанализируйте состав словарных статей. Из каких частей они состоят?

– Но кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. В статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Это называется словарная статья. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке.















Релаксационная пауза

Закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте, что вы находитесь на душистом летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

Работа с отрывком из «Сказки о царе Салтане».(Тексты лежат на партах)

Найдите в тексте слова, которым соответствуют толкования

Должностное лицо в государственных учреждениях на Руси в 14-17 веках.

Большое богатое здание, помещение (устар.)

Прозрачный драгоценный камень густого зелёного цвета.

Помещение для хранения товаров, припасов, драгоценностей.

Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная, Да затейница какая!

Белка песенки поет, Да орешки всё грызет,

А орешки не простые, Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд; Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной —

И приставлен дьяк приказный Строгий счет орехам весть;

Отдает ей войско честь;

Из скорлупок льют монету,

Да пускают в ход по свету;

Девки сыплют изумруд В кладовые, да под спуд;

Все в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты.

Проверка выполнения работы. (Слайд) Сложно вам было? Почему? (Незнакомые, не употребляемые в нашей речи слова).

А посмотрите на слова из лингвистической сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые»

. В чём здесь трудность? (У слов нет лексического значения)

Рефлексия “Букет настроения”. В начале урока с помощью смайликов вы показали, с каким настроением пришли на урок. В конце же я хочу, чтобы вы подарили цветочек себе, мне, нашим дорогим гостям. Нарисуйте цветок вашего настроения.

Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный - восторженное; оранжевый - радостное, теплое; желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное; синий - неудовлетворенное, грустное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - упадок, уныние.

Домашнее задание

Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания

1).Составьте один из несуществующих словарей (толковых) объемом в 5-7 слов.

Тематика словарей:

  • Космический словарь; Словарь самых важных слов;

  • Словарь моих любимых слов; Словарь добрых слов.

2). «Перевести» текст Л.С.Петрушевской на русский язык. Запишите свой вариант «перевода».

Рефлексия «Букет настроения». В начале урока с помощью смайликов вы показали, с каким настроением пришли на урок. В конце же я хочу, чтобы вы подарили цветочек себе, мне, нашим дорогим гостям. Нарисуйте цветок вашего настроения.

Подведение итогов урока. Благодарность за работу на уроке. Выставление оценок

Заполнение «Лесенки достижений»

(Если останется время)

Пользуясь толковым словарём, выясните, какие значения будут приобретать данные глаголы, если их поочерёдно употреблять со словами, заключёнными в скобках.

Опустить ( воротник, голову, письмо),

терять (время, друга, зрение, платок),

тянуть (время, кабель, ко сну, от окна).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!