СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе Школа России ( Канакина В.П., Горецкий В.Г.  Русский язык: учебник для 3 класса с приложением на электронном носителе в 2-х частях)  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе»

Конспект урока

Предмет: русский язык

Класс: 3

Система обучения: «Школа России»

УМК «Школа России»:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник для 3 класса с приложением на электронном носителе в 2-х частях;

Канакина В.П. Русский язык: рабочая тетрадь для 3 класса в 2 ч.

Тема урока: «Омонимы»

Цель: сформировать понятие об омонимах, умение распознавать омонимы.

Задачи:

Образовательные:

  • ввести понятие «омонимы»;

  • научить детей распознавать омонимы;

  • формировать умение сравнивать по значению синонимы, антонимы и омонимы;

  • использовать омонимы в устной и письменной речи.

Развивающие:

  • развивать интеллектуальные способности учащихся;

  • умение выразить свои мысли, аргументировать свой ответ;

  • умение работать со словарями.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения

друг к другу при работе на уроке;

  • воспитывать культуру речи, бережное отношение к родному языку и своему

здоровью.

Планируемые результаты:


I. Личностные результаты:

  • формирование положительной учебной мотивации;       

  • понимания смысла учебной деятельности;

  • овладение навыками самостоятельной работы.

II. Метапредметные результаты:

- регулятивные:

  • умение формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

  • адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

-познавательные:

  • умение наблюдать и делать выводы;

  • ориентироваться в системе собственных знаний (определять границы знания-незнания);

  • находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную в результате практической работы. 

- коммуникативные:

  • умение слушать и понимать речь своих товарищей;

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • умение работать в парах и группе;

  • умение вести диалог.


III. Предметные результаты:

  • учащиеся узнают, какие слова называются омонимами;

  • научатся находить омонимы в тексте;

  • использовать омонимы в устной и письменной речи;

  • обретут опыт работы со словарями омонимов.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, конверты с карточками, смайлики,

презентация.

Литература для учителя:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник для 3 класса с приложением на электронном носителе, часть 1 – М.: Просвещение, 2016;

Канакина В.П. Канакина В.П. Русский язык: рабочая тетрадь для 3 класса,

часть 1– М.: Просвещение, 2017;

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.:

«ИТИ Технологии», 2016;

Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку.3 класс –

М.: «ВАКО», 2016 .

Литература для учащихся:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: учебник для 3 класса с приложением на электронном носителе, часть 1 – М.: Просвещение, 2016;

Канакина В.П. Канакина В.П. Русский язык: рабочая тетрадь для 3 класса,

часть 1– М.: Просвещение, 2017;

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.:

«ИТИ Технологии», 2016.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.

Мотивация к деятельности

Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Девизом сегодняшнего урока я предложила бы следующие слова:

И вновь урок мы начинаем,

К вершине знаний держим путь.

Все знанья сами открываем,

Поэтому – активным будь!

Я желаю всем удачи.

Настраиваются на учебный процесс.




Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации.


II. Актуализация имеющихся знаний

Проверим домашнее задание.

(Упр. 74 стр. 44).

- Прочитайте слова первой группы с синонимами.

- Каким словарем вы пользовались?

- Прочитайте слова второй группы с антонимами.

- Каким словарем вы пользовались?

- Для чего мы учимся использовать в своей речи синонимы, антонимы?





- Прочитайте загадку:

(слайд)

Осень к нам пришла

Красный факел зажгла.

Здесь птицы снуют,

И галдя, его клюют.

В сенокос она горька,

А в мороз сладка,

Что за ягодка?

- Какие признаки растения, перечисленные в тексте, помогли вам отгадать загадку?


- Растет ли рябина в наших краях? Кто видел, поднимите руку?

Полюбуемся красотой рябины.

( слайды)

- Какой из звуков в слове рябина можно охарактеризовать так: согласный, мягкий парный, звонкий не парный.

- Назовите букву этого звука.



Давайте поработаем над красотой письменной речи. Вспомним каллиграфическое написание букв Р, р.

(На доске: Рр Рр Рр ур рр рл Ря ря

рябина)



Запишем слово – отгадку.

Выделите орфограмму в слове рябина.


Красота рябины вдохновляет многих наших поэтов и писателей на создание своих произведений.

- Прочитайте отрывок из стихотворения поэта А. Тарханова

Рябиновый пир (слайд)

На пир рябиновый спешите, сойки.

Опять леса рябиною горят.

И песни осени прощально спойте

На пне багряном посреди опят.

- Объясните значение слов пир, сойки, опят.

- Назовите синонимы к словам спешите, багряном.

- Найдите в тексте однокоренное слово к слову рябина.



- Подберите к этому слову другие однокоренные слова и запишите их в тетради.





Актуализируют имеющиеся знания.





(Чтобы речь была красивой, не было повторов…)









( Рябина)

(Красный, горька, сладка).









(Звук рь)

(Буква эр)




Записывают: Рр Рр Рр ур рр рл Ря ря

Записывают слово, выделяют и называют орфограмму.






Читают стихотворение А. Тарханова «Рябиновый пир» на экране проектора, объясняют значения слов, находят однокоренное слово, записывают его в тетради, подбирают синонимы, подбирают однокоренные слова, записывают.


Коммуника -тивные УУД:

умение слушать и понимать других.

Регулятивные УУД: осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.







Коммуника -тивные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию;

точно и полно выражать свои мысли.






























Познаватель-ные УУД: извлечение из текста необходимой информации.



Ш. Выявление затруднений в деятельности и целеполага -ние

- Как называется заросль из деревьев рябины?




- На доске записаны слова ветку, на, рябинник, рябины, уселся. Составьте из слов предложение и запишите его.

- Почему вы удивлены?





- Обратимся к толковому словарю.




- Что интересного вы узнали?











Посмотрим на дрозда – рябинника (слайд).

Составим предложение.

Запишем предложение и разберём по членам.









Сегодня на уроке нас ждёт интересное открытие. Сформулировать тему урока нам помогут словарные слова.

Поработаем по карточкам.

Карточки со словарными словами.

Прочитайте и вставьте пропущенные буквы:

  • ...рех

  • м...рковь

  • ...бед

  • н...род

  • ин...й

  • м...шина

  • …зык

  • за…ц

  • д...рога

  • к...р...ндаш



Обменяйтесь тетрадями с соседом.

Проверим работу, сравнив её с образцом на слайде.

Оценим смайликом.

Зелёный смайлик – нет ошибок, жёлтый 1 – 2 ошибки, красный смайлик – три и более ошибок.







Вернёмся к слайду. Прочитайте выделенное слово.





- Назовите тему урока?

- Какие цели мы поставим перед собой?

(Рябинник)

Учащиеся записывают слово рябинник.



(Невозможно составить предложение)




Работают с толковыми словарями


(Слово имеет разные лексические значения.

Рябинник - заросль рябины.

Рябинник - большой серый дрозд.)





(На ветку рябины уселся рябинник. Предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации

невосклицательное, простое…)







Достают карточки из конвертов.







Работают со словарными словами.























Проверяют работу.



Оценивают.





(Омонимы)







Формулируют тему урока и цели.




Коммуника -тивные УУД:

участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.







Познаватель -ные УУД:

находить ответы на вопросы, используя толковый словарь.









Познаватель -ные УУД:

формирование умения на основе анализа объекта делать выводы


























Регулятивные УУД:

умения оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;





определять и формулировать цель деятельности на уроке.


IV. Совместное открытие знаний


Работа по учебнику.

(Упр.75 стр.45)

Прочитайте. Рассмотрите рисунки.

- Почему в каждом предложении выделено слово коса?



- Какое значение имеет слово коса в первом предложении?

- Какое значение имеет слово коса во втором предложении?

- В третьем предложении?

- Какие же слова называются омонимами?





Прочитайте ниже сведения о языке.

Так что же такое омонимы?

Слово омоним произошло из двух греческих слов: «омос» – одинаковый и «онима» – имя.
- Каким словарём можно пользоваться при работе с такими словами?

Обратите внимание, что в учебнике на стр. 156 помещен словарь омонимов. Откройте словарь. Найдите слово лайка.

Заметьте, что справа от слова стоят цифры, которые указывают на то, что это омонимы. Рядом с каждым омонимом в словарной статье дается толкование лексического значения слова. Прочитайте лексические значения слова – омонима лайка.







Физминутка


Работают по учебнику.


Читают, слушают, рассматривают, осознают, отвечают.



































Выполняют физические упражнения для снятия усталости и напряжения.


Познаватель -ные УУД:

формирование умения на основе анализа объекта делать вывод;

умения устанавливать аналогии;

умения

обобщать.

Регулятивные УУД:

высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Познаватель -

ные:

поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксически-ми нормами родного языка.








V.

Первичное закрепление во внешней речи

С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки, игра слов. Прочитаем стихотворения - шутки.

Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка.

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя сережка.



Бросил палку кверху Мишка:

- Падай в шапку с ели, шишка!

Шишка хлоп по голове –

Сразу шишек стало две.









Работа в тетрадях на печатной основе. Упр.60 стр.27.

Прочитайте.







Докажите, что данное предложение сложное, а выделенные слова – омонимы.



Спишите. Подчеркните грамматические основы в частях сложного предложения.



Читают на слайде.



Находят омонимы,

Объясняют их значение.















(Осенью поздней земля засыпает,

Листьями ветер её засыпает).







Регулятивные УУД: планируют свое действие в соответствии с учебной задачей.



Познаватель -ные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание.








Познаватель-

ные УУД:

умение

рассуждать, делать выводы.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Работа в тетрадях на печатной основе.

Упр.58, стр.26. Прочитайте загадку, отгадайте.

Подчеркните в словах изученные орфограммы. Впишите в каждое предложение слово-омоним (отгадку) и его толкование словами из загадки.

-Чем интересно слово норка?


Работают самостоятельно с последующей проверкой.







(Звучит и пишется одинаково, но имеет разное значение).









Регулятивные УУД:

осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.

VII.

Включение в систему знаний и повторение

Поработаем в группах.

- Каждой группе даны слова-омонимы. Ваша задача придумать и записать предложения с ними, но с разными значениями.

1 группа – «дождевик» и «дождевик»

2 группа – «овсянка» и «овсянка»

Кому не понятно значение слов, обратитесь к словарю омонимов.



















- Какие предложения придумали?





Работа по учебнику. Упр. 78 стр.46

Прочитайте. Объясните значение каждого выделенного слова.

- В каких пословицах встречаются антонимы? синонимы? омонимы? Объясните свой ответ.



Работают в группах, придумывают предложения с омонимами.

Коммуника -тивные УУД: аргументиро-вать свою позицию и координиро-вать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Познаватель-

ные УУД:

использование полученных знаний для решения задач творческого характера.

Регулятивные УУД:

планировать свое действие в соответствии с учебной задачей.


VIII.

Рефлексия

- Вернёмся к целям нашего урока.

- Какие цели мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы этих целей?

Докажите, что мы их достигли.

- Что нам помогло?

- Где вам могут пригодиться полученные знания?

Кто доволен сегодня своей работой на уроке, громко скажите себе «Молодец».

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.



Соотносят цель и результаты.











Регулятивные УУД:

осуществлять познаватель -ную и личостную

рефлексию.

Личностные:

следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.



IX.

Домашнее задание

Домашнее задание:

Упр.77 стр.46

Урок окончен. Спасибо за работу.

Записывают домашнее задание











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!