СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка с использованием технологии встречных усилий (ТВУ) Тема: «Сложные слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка

с использованием технологии встречных усилий (ТВУ)

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8» г. Сафонова Смоленской области Морозова Н.Н.

 

 

Тема: «Сложные слова»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка с использованием технологии встречных усилий (ТВУ) Тема: «Сложные слова»»

Конспект урока русского языка

по программе Л.В. Занкова

с использованием технологии встречных усилий (ТВУ)

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8» г. Сафонова Смоленской области Морозова Н.Н.



Тема: «Сложные слова»


Цели:

  • знакомство с образованием сложных слов путем сложения двух основ с соединительными гласными и без них;

  • развитие творческого и аналитического мышления;

  • формирование положительного отношения к знаниям и интереса к языковым явлениям.




План урока:

1.Введение

Педагогические приемы:

  • эпиграф

  • погружение

  • отсроченная загадка

2.Контрольно-подготовительный этап

Педагогический прием: игра «Лови ошибку»

3. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».

Педагогический прием «Знаю – не знаю»

4. Сотворчество

Педагогический прием «Деловая игра»

5. Рефлексивный этап (сведение воедино усилия всех участников).

Педагогические приемы:

  • возврат к началу

  • итоги



Ход урока


  1. Введение

а). Эпиграф

Чудак-математик в Германии жил.

Он хлеб с колбасою случайно сложил,

Затем результат положил себе в рот.

Вот так человек изобрел бутерброд.

Г. Сапгир

- Как эти строки соотносятся с уроком русского языка? (главное, не забыть вернуться к предположениям школьников в конце урока и дать оценку их воображению, догадливости)

б). Погружение

- Какую тему мы изучаем последнее время на уроках русского языка?

(Состав слова)

- Что вы знаете о составе слова?

(Рассказ цепочкой о корне, приставке, суффиксе, окончании)

в). Отсроченная отгадка.

- Может ли приставка располагаться в серединекорня?

(Версии учеников. Отгадка будет открыта в процессе работы на уроке.)


2. Контрольно-подготовительный этап

а) Игра «Лови ошибку»

- «Известно, что основу составляют такие значимые части слова, как корень, приставка, суффикс, окончание»

(Ученики не должны соглашаться с мнением, что окончание определяется как значимая часть слова)

б). Погружение

- Для чего служит корень, приставка, суффикс, окончание?

(Ответ цепочкой – продолжение начатой цепочки)


3.Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»

- Прочитайте хором тему урока.

(Сложные слова. Сложение двух основ.)

Игра «Знаю – не знаю»

(Начинает учитель, дальше рассуждения продолжающейся цепочкой)

- Я знаю, что слова образуются при помощи приставок (пример), суффиксов (пример), но не знаю… (как образуются сложные слова)

- Я попробую соединить основы двух слов и посмотреть, есть ли в этом смысл. (попытки учеников)


4. Сотворчество

Учитель предлагает «Деловую игру»

а) – Соедините основы этих слов и найдите закономерность:

Рыба, ловить – рыболов

Вода, проводить – водопровод

Снег, падать – снегопад

Сам, варит – самовар

Частый, кол – частокол

Сталь, варит – сталевар

Нефть, проводить – нефтепровод

Пыль, сосать – пылесос

Корень, плод – корнеплод

Буря, ломать - бурелом


- Как образовались слова первого столбика?

( _____ о ____ ), а второго? ( ____ е ____ )

б) – Объясните, как образовались эти сложные слова:

самокат – (сам, катить)

птицеводство – …

мышеловка …

чернозем - …

огнетушитель - …

Новгород - …

Стенгазета - …

в) - Попробуйте сами составить правило об образовании новых слов.

(ответы детей)

- Сравните свое правило с правилом в учебнике.

г) Выполните задание учебника:

а) образовать сложные слова;

б) объяснить, как образовались сложные слова.


5. Рефлексивный этап

а) Вернемся к эпиграфу урока.

- Как этот стишок относится к изучаемой теме7

(Рассказывает, как образуются сложные слова. Правило.)

- Вернемся к загадке, заданной в начале урока. (Может ли приставка располагаться в середине слова?)

- Прочитайте сложные слова, записанные у вас в тетради и попробуйте найти ответ на этот вопрос.

(Газопровод, трубопровод, водопровод)


б) Итоги

- Что вы узнали о сложных словах?

(Правило. Ответы цепочкой.)


Домашнее задание: записать по 5 слов на каждый способ образования


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!