СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка по теме «Состав слова: обобщение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме «Состав слова: обобщение»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме «Состав слова: обобщение»»

Конспект урока по русскому языку

Класс: 3-А

Дата: 14.11.2023

Тема: «Состав слова: обобщение».

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Форма проведения: урок – путешествие.

Цель: обобщить знания учащихся о составе слова.

Задачи:

- систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова;

-воспитывать интерес к языку, слову; развивать орфографическую зоркость;

- обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся обобщат свои знания по теме «Состав слова», знают части слова и умеют находить корень, приставку, суффикс, окончание, основу в словах, различать однокоренные слова.

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

Педагогические технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная)

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, словари, карточки.











Ход урока

  1. Организационный этап.

1.Психологический настрой

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей.

- Прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе». Я желаю Вам успеха.

2. Массаж пальцев

Раз, два, три, четыре, пять, Этот пальчик самый длинны

Вышли пальцы погулять. И стоит он в середине.

Этот пальчик самый сильный, Этот пальчик безымянный,

Самый толстый и большой. Он избалованный самый.

Этот пальчик для того, А мизинчик, хоть и мал,

Чтоб показывать его. Очень ловок и удал.


II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер.

- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.

1. Учебное помещение в школе. (Класс)

2. Верхняя одежда. (Пальто)

3. Корм для лошади. (Овес)

4. Защитник Отечества. (Солдат)

5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)

6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

7. Из чего состоит предложение? (Слова).


Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.

Какое слово получилось по вертикали? (состав)

-  Каково лексическое значение слова «состав»? К какому словарю обратимся за помощью? В случае затруднения, обращаемся к справочной литературе.

-  Обратимся к толковому словарю, читаем: «Состав – это совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое».

-  Какие образные ассоциации рождает у вас это слово?

-  Поезд.

-  Сколько вагончиков нам понадобиться для работы по теме нашего урока, как вы думаете?

-  Четыре, т.к. в слове три значимые части и одна изменяемая.

- Тема нашего урока «Состав слова. Закрепление»

А какая цель урока? (На уроке мы повторим всё, что знаем о частях слова, закрепим умение правильно разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий – ИНФОРМАЦИЯ НА ДОСКЕ).

Состав слова

ВЫПОЛНИМ

ПОВТОРИМ

ЗАКРЕПИМ


много интересных заданий

умение правильно разбирать слова по составу


все, что знаем о частях слова








- Давайте запишем дату нашего путешествия. Тетрадь — это наш

бортовой журнал, туда будем делать все записи о путешествии.

- Сегодня мы будем путешествовать по станциям СТРАНЫ СЛОВ.

(Записать число, классная работа, тема урока)


III.Актуализация знаний

Минутка чистописания

Уу

улыбка улыбочка улыбчивый улыбается

Улыбка никому не вредит. (японская пословица)

- Как вы понимаете данную пословицу?

-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(Эти слова родственные)

-Вспомните, какие лова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением)

-Как называется общая часть родственных слов? (корень) Выделим корень в наших словах.

-Вспомните и назовите все части слова.(окончание, основа, корень, приставка, суффикс)


IV. Обобщение и систематизация знаний по теме «Состав слова».

Станция 1. -Мы приближаемся к первой станции, и нас приглашает в гости ее Правитель.

Часть слова, известная я всем.

Не быть меня может совсем,

Я могу быть звуковое,

А могу быть нулевое. (окончание)

- Поделите слова на две группы.

- По какому принципу поделим слова на группы?

Роза, розовый, розочка, розоватый, розами, розы, розоветь.

Роза розами

Розовый розы

розоватый роза

розоветь

-Что мы доказали, выполнив это задание? (Вывод: окончание образует формы слова)

  • Прочитайте (плод, ценят, по, дерево, а, дело, человек, по)

  • Можем ли мы эту запись назвать предложением? (нет)

  • Почему? (слова не связаны по смыслу).

  • Что нужно, чтобы получилось предложение? (переставить местами слова и у некоторых слов изменить окончание).

  • Выполните это задание. Запишите получившееся предложение.

  • Какое предложение получилось? Как назовем это высказывание? (Пословица)

  • Как понимаете эту пословицу?

  • Выделите окончание в словах и определите часть речи.

  • (Дерево ценят по плодам, а человека по делам).

- Выполняя это задание, что повторили об окончании?

(Вывод: окончание связывает слова по смыслу)

  • Как вы думаете, можно ли по окончанию определить к какой части речи относится слово?

  • Докажем это. Подберите слова к данным окончаниям и запишите их в три столбика:


а

ая

ет

о

ий

ют


  • Какие слова записали в 1 столбик?

  • К какой части речи они относятся? (во втором, в третьем)

  • В записанных словах выделите основу.

  • А что такое основа слова?

  • Молодцы!

  • - Выполняя это задание, что повторили об окончании? На что может указывать окончание? (Вывод: окончание может указывать на часть речи)


Станция 2 - Отгадайте правителя второй станции:

Жило-было слово ХОД

В слове выХОД, в слове вХОД,

В слове ХОДики стучало.

И в поХОДе вдаль шагало

- Кто догадался какую часть слова будем повторять?

- Что такое корень слова?

(Ответы детей)

  • Прочитайте:

  • На ах и ках ит истый ок.

  • Трудно?

  • Какая часть в словах пропущена?

  • На дуб и берез леж пуш снеж.

  • А теперь попробуйте прочитать. (На дубках и березках лежит пушистый снежок).

  • При помощи чего смысл восстановился? (При помощи корня)

  • Что такое корень? (Это значимая, главная часть слова)

  • Запишите предложение, выделите корни слов.

  • Как правильно выделить корни слова? (Подобрать однокоренные слова, близкие по значению).

  • Подобрать однокоренные слова:

1. Вариант с корнем –дуб-, (дуб, дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубравный, дубонос, дубравушка)

2. Вариант с корнем - берёз-. (береза, березка, березняк, березовый, подберезовик, березонька)

Вывод

Физминутка


Станция 3. -Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к следующей станции. Ее глава приготовил для Вас новую загадку:

Перед корнем могу встать,

Чтоб слово новое назвать. (приставка)

В каком слове есть приставка? (подберезовик)

  • А что такое приставка?

  • Для чего служит приставка? (образование новых слов)

  • Что нужно для того, чтобы правильно выделить приставку? (Подобрать однокоренные слова с приставками и без приставок)


Работа в парах.

Вставьте в слова нужные приставки: на, с, пере, вы, раз, под.


Упражнение из учебника аккуратно … писать. Новую тетрадь красиво

... писать. Из текста внимательно … писать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно … писать.



Проверка по образцу


Упражнение из учебника аккуратно списать. Новую тетрадь красиво подписать. Из текста внимательно выписать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно переписать.








Образуйте новые слова с приставками.

- Назовите с противоположным значением.

- Что влияет на смысл слова?

- Есть слова синонимы?

- Какой вывод сделаем о приставках?

(Вывод: приставки служат для образования новых

слов и влияют на смысл слова.)


Станция 4 - Мы продолжаем наше путешествие и

делаем остановку на следующей станции:

После корня я стою перед окончанием.

Если я его заменю другое слово получу. (суффикс)

-Почему вы так решили? Что такое суффикс?

(Ответы детей)


- Образуйте при помощи суффиксов новые слова?

гнездо ёнок

сова ышк

ветер ист

баян ок

брат ищ

дом ец

Гнёздышко, совёнок, ветерок, баянист, братец, домище.

- На что указывает суффикс в словах?


V. Применение знаний и умений в новой ситуации

1.Разбор слова по составу

- Какие части слова мы повторили? (алгоритм разбора слова)

- Разберите по составу слова пришкольный, подберёзовик, действуя по алгоритму.



2. Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Чтение задания: Прочитайте слова. Объясните их значение. Соотнесите слова и схемы слов по 2слова к каждой схеме.

Проверка задания на доске.

подсвечник

заморозки

пришкольный

подорожник

поездка

звёз­дочка

оленята

зёрнышко

дочка

кормушка


почка

облако





VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

ТЕСТ:

Выбери один из ответов на каждый вопрос.

Обведите букву, соответствующую ответу.

1 Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс;

З) корень;

О) окончание.

2 Родственные слова это:

У) слова разные по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3 Окончание служит для связи слов в предложении

Е) нет;

А) да.

4 Суффикс служит для образования новых слов

М) нет;

Т) да.

5 Корень – это:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6 Разбор слова по составу надо начинать с :

С) корня;

П) приставки;

К) окончания.

7 Приставка служит для образования новых слов.

И) да;

Н) нет.

Запиши все обведенные буквы по порядку.

Какое слово получилось? ___(ЗНАТОКИ)




VII. Итог урока. Рефлексия.

- Какое открытие вы сделали сегодня для себя?

- Вот и закончилось наше путешествие. Вы дружно работали. Выполняли задания, которые вам предлагали, а теперь я хочу узнать какими наблюдательными вы были.

- Какие части слова вам встречались на уроке?

- Какая часть слова самая важная? Почему?

- Как пишутся корни однокоренных слов?

- Какие части слова служат для образования новых слов?

- Чем интересен был урок?

- Какие задания вам особенно понравились?

- Испытывали ли вы сложности?

1. Урок был для меня…

2. На уроке я чувствовал себя….

3. Я своей работой на уроке… доволен (не доволен)

А теперь, отгадайте, что вас ждёт дальше: составьте слово по подсказкам.

  1. Слово состоит из 4 частей.

  2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (мен)

  3. Приставка, как в слове переход.

  4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка (к)

  5. Окончание –первая буква алфавита (-а)

Ответ: переменка.

И у вас – переменка. Урок окончен. Отдыхайте.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!