Конспект урока по русскому языку
Класс: 3-А
Дата: 14.11.2023
Тема: «Состав слова: обобщение».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Форма проведения: урок – путешествие.
Цель: обобщить знания учащихся о составе слова.
Задачи:
- систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова;
-воспитывать интерес к языку, слову; развивать орфографическую зоркость;
- обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся обобщат свои знания по теме «Состав слова», знают части слова и умеют находить корень, приставку, суффикс, окончание, основу в словах, различать однокоренные слова.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Педагогические технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная)
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, словари, карточки.
Ход урока
Организационный этап.
1.Психологический настрой
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей.
- Прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе». Я желаю Вам успеха.
2. Массаж пальцев
Раз, два, три, четыре, пять, Этот пальчик самый длинны
Вышли пальцы погулять. И стоит он в середине.
Этот пальчик самый сильный, Этот пальчик безымянный,
Самый толстый и большой. Он избалованный самый.
Этот пальчик для того, А мизинчик, хоть и мал,
Чтоб показывать его. Очень ловок и удал.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
У вас на столе листочки с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер.
- Сейчас разгадав кроссворд, вы узнаете тему урока.
1. Учебное помещение в школе. (Класс)
2. Верхняя одежда. (Пальто)
3. Корм для лошади. (Овес)
4. Защитник Отечества. (Солдат)
5. Лиственное дерево с белым стволом. (Береза)
6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
7. Из чего состоит предложение? (Слова).
Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.
Какое слово получилось по вертикали? (состав)
- Каково лексическое значение слова «состав»? К какому словарю обратимся за помощью? В случае затруднения, обращаемся к справочной литературе.
- Обратимся к толковому словарю, читаем: «Состав – это совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое».
- Какие образные ассоциации рождает у вас это слово?
- Поезд.
- Сколько вагончиков нам понадобиться для работы по теме нашего урока, как вы думаете?
- Четыре, т.к. в слове три значимые части и одна изменяемая.
- Тема нашего урока «Состав слова. Закрепление»
А какая цель урока? (На уроке мы повторим всё, что знаем о частях слова, закрепим умение правильно разбирать слова по составу, выполним много интересных заданий – ИНФОРМАЦИЯ НА ДОСКЕ).
Состав слова
ВЫПОЛНИМ
ПОВТОРИМ
ЗАКРЕПИМ
много интересных заданий
умение правильно разбирать слова по составу
все, что знаем о частях слова
- Давайте запишем дату нашего путешествия. Тетрадь — это наш
бортовой журнал, туда будем делать все записи о путешествии.
- Сегодня мы будем путешествовать по станциям СТРАНЫ СЛОВ.
(Записать число, классная работа, тема урока)
III.Актуализация знаний
Минутка чистописания
Уу
улыбка улыбочка улыбчивый улыбается
Улыбка никому не вредит. (японская пословица)
- Как вы понимаете данную пословицу?
-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?
(Эти слова родственные)
-Вспомните, какие лова мы называем родственными?
(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением)
-Как называется общая часть родственных слов? (корень) Выделим корень в наших словах.
-Вспомните и назовите все части слова.(окончание, основа, корень, приставка, суффикс)
IV. Обобщение и систематизация знаний по теме «Состав слова».
Станция 1. -Мы приближаемся к первой станции, и нас приглашает в гости ее Правитель.
Часть слова, известная я всем.
Не быть меня может совсем,
Я могу быть звуковое,
А могу быть нулевое. (окончание)
- Поделите слова на две группы.
- По какому принципу поделим слова на группы?
Роза, розовый, розочка, розоватый, розами, розы, розоветь.
Роза розами
Розовый розы
розоватый роза
розоветь
-Что мы доказали, выполнив это задание? (Вывод: окончание образует формы слова)
Прочитайте (плод, ценят, по, дерево, а, дело, человек, по)
Можем ли мы эту запись назвать предложением? (нет)
Почему? (слова не связаны по смыслу).
Что нужно, чтобы получилось предложение? (переставить местами слова и у некоторых слов изменить окончание).
Выполните это задание. Запишите получившееся предложение.
Какое предложение получилось? Как назовем это высказывание? (Пословица)
Как понимаете эту пословицу?
Выделите окончание в словах и определите часть речи.
(Дерево ценят по плодам, а человека по делам).
- Выполняя это задание, что повторили об окончании?
(Вывод: окончание связывает слова по смыслу)
Как вы думаете, можно ли по окончанию определить к какой части речи относится слово?
Докажем это. Подберите слова к данным окончаниям и запишите их в три столбика:
Какие слова записали в 1 столбик?
К какой части речи они относятся? (во втором, в третьем)
В записанных словах выделите основу.
А что такое основа слова?
Молодцы!
- Выполняя это задание, что повторили об окончании? На что может указывать окончание? (Вывод: окончание может указывать на часть речи)
Станция 2 - Отгадайте правителя второй станции:
Жило-было слово ХОД
В слове выХОД, в слове вХОД,
В слове ХОДики стучало.
И в поХОДе вдаль шагало
- Кто догадался какую часть слова будем повторять?
- Что такое корень слова?
(Ответы детей)
Прочитайте:
На ах и ках ит истый ок.
Трудно?
Какая часть в словах пропущена?
На дуб и берез леж пуш снеж.
А теперь попробуйте прочитать. (На дубках и березках лежит пушистый снежок).
При помощи чего смысл восстановился? (При помощи корня)
Что такое корень? (Это значимая, главная часть слова)
Запишите предложение, выделите корни слов.
Как правильно выделить корни слова? (Подобрать однокоренные слова, близкие по значению).
Подобрать однокоренные слова:
1. Вариант с корнем –дуб-, (дуб, дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубравный, дубонос, дубравушка)
2. Вариант с корнем - берёз-. (береза, березка, березняк, березовый, подберезовик, березонька)
Вывод
Физминутка
Станция 3. -Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к следующей станции. Ее глава приготовил для Вас новую загадку:
Перед корнем могу встать,
Чтоб слово новое назвать. (приставка)
В каком слове есть приставка? (подберезовик)
А что такое приставка?
Для чего служит приставка? (образование новых слов)
Что нужно для того, чтобы правильно выделить приставку? (Подобрать однокоренные слова с приставками и без приставок)
Работа в парах.
Вставьте в слова нужные приставки: на, с, пере, вы, раз, под.
Упражнение из учебника аккуратно … писать. Новую тетрадь красиво ... писать. Из текста внимательно … писать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно … писать. |
Проверка по образцу
Упражнение из учебника аккуратно списать. Новую тетрадь красиво подписать. Из текста внимательно выписать слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно переписать. |
Образуйте новые слова с приставками.
- Назовите с противоположным значением.
- Что влияет на смысл слова?
- Есть слова синонимы?
- Какой вывод сделаем о приставках?
(Вывод: приставки служат для образования новых
слов и влияют на смысл слова.)
Станция 4 - Мы продолжаем наше путешествие и
делаем остановку на следующей станции:
После корня я стою перед окончанием.
Если я его заменю другое слово получу. (суффикс)
-Почему вы так решили? Что такое суффикс?
(Ответы детей)
- Образуйте при помощи суффиксов новые слова?
гнездо ёнок
сова ышк
ветер ист
баян ок
брат ищ
дом ец
Гнёздышко, совёнок, ветерок, баянист, братец, домище.
- На что указывает суффикс в словах?
V. Применение знаний и умений в новой ситуации
1.Разбор слова по составу
- Какие части слова мы повторили? (алгоритм разбора слова)
- Разберите по составу слова пришкольный, подберёзовик, действуя по алгоритму.
2. Работа по учебнику
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Чтение задания: Прочитайте слова. Объясните их значение. Соотнесите слова и схемы слов по 2слова к каждой схеме.
Проверка задания на доске.
подсвечник
заморозки
пришкольный
подорожник
поездка
звёздочка
оленята
зёрнышко
дочка
кормушка
почка
облако
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
ТЕСТ:
Выбери один из ответов на каждый вопрос.
Обведите букву, соответствующую ответу.
1 Часть, без которой слово не может существовать?
Д) суффикс;
З) корень;
О) окончание.
2 Родственные слова это:
У) слова разные по смыслу;
Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3 Окончание служит для связи слов в предложении
Е) нет;
А) да.
4 Суффикс служит для образования новых слов
М) нет;
Т) да.
5 Корень – это:
О) общая часть родственных слов;
И) общая часть слов.
6 Разбор слова по составу надо начинать с :
С) корня;
П) приставки;
К) окончания.
7 Приставка служит для образования новых слов.
И) да;
Н) нет.
Запиши все обведенные буквы по порядку.
Какое слово получилось? ___(ЗНАТОКИ)
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Какое открытие вы сделали сегодня для себя?
- Вот и закончилось наше путешествие. Вы дружно работали. Выполняли задания, которые вам предлагали, а теперь я хочу узнать какими наблюдательными вы были.
- Какие части слова вам встречались на уроке?
- Какая часть слова самая важная? Почему?
- Как пишутся корни однокоренных слов?
- Какие части слова служат для образования новых слов?
- Чем интересен был урок?
- Какие задания вам особенно понравились?
- Испытывали ли вы сложности?
1. Урок был для меня…
2. На уроке я чувствовал себя….
3. Я своей работой на уроке… доволен (не доволен)
А теперь, отгадайте, что вас ждёт дальше: составьте слово по подсказкам.
Слово состоит из 4 частей.
Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (мен)
Приставка, как в слове переход.
Суффикс тот же, что в словах травка, шубка (к)
Окончание –первая буква алфавита (-а)
Ответ: переменка.
И у вас – переменка. Урок окончен. Отдыхайте.