СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка на тему "ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО О ЧАСТЯХ РЕЧИ " ( 3класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ: закреплять навыки морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений; совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки; развивать воображение, творческие способности, умение делать логические заключения; воспитывать  самостоятельность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО О ЧАСТЯХ РЕЧИ " ( 3класс)»

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС

ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО О ЧАСТЯХ РЕЧИ

ЦЕЛЬ: закреплять навыки морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений; совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки; развивать воображение, творческие способности, умение делать логические заключения; воспитывать самостоятельность.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Имеют представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; имеют первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;

Личностные: Проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические – осуществляют анализ; устанавливают

причинно-следственные связи. Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания;

ТИП УРОКА: урок обобщения, закрепления и систематизации знаний

Оборудование: учебник, тетрадь,

ХОД УРОКА:

  1. ОГР.МОМЕНТ:

На доске:

Грамоте учиться – всегда пригодится.

-Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

-Как вы понимаете лексическое значение слова ГРАМОТА?

-Значение этого слова можно найти в словаре В.И.Даля:

Грамота- от греч. чтение и письмо – это умение читать и писать.

-Для чего нужно быть грамотным человеком?

-В народе издавна говорят: «Грамота-второй язык.» Простые люди в царской России мечтали об умении писать и читать, тянулись к знаниям, прекрасно понимали, что «без грамоты, как без свечки в потёмках» и что «ученье – свет, а неученье – тьма».

2. Работа по теме урока:

-Когда о ком-то говорят «грамотный человек», то всем понятно, что речь идёт о человеке, умеющем читать и писать. Но что значит «грамотный специалист»? Это человек, обладающий необходимыми знаниями, сведениями в определенной области.

-Что значит «грамотное сочинение»? (Не содержащее грамматических и стилистических ошибок)

-А как вы понимаете слова «грамотный ученик»? (Этот ученик умеет правильно писать и говорить).

-Что значит «грамматически правильно писать и говорить»?

СЛОВАРЬ ДАЕТ ТАКОЕ ТОЛКОВАНИЕ:

ГРАММАТИКА (запись) – наука о строении языка, включает два раздела: морфологию и синтаксис.

-Что изучает морфология? (Части речи)

-Что изучает синтаксис? (Способы соединения слов в словосочетаниях и предложениях).

-Я назову слова, а вы найдите лишние: прилагательное, приставка, существительное, суффикс, глагол. (Приставка и суффикс – это части слова).

-Прочитайте стихотворение. Спишите последнюю строчку. Укажите знакомые части речи:

Существительное – школа,

Просыпается – глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

-Как вы отличаете части речи друг от друга? (По вопросам, по значению слов).

-В русском языке слов много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объединяющие их в группы. Это части речи. Части речи стоят на трёх китах – трёх грамматических признаках.

Давайте выясним, что же это за три кита. Первый признак –общее значение слова.

Существительное обозначает предмет, явление природы, событие. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА,ГЛАГОЛ – ДЕЙСТВИЕ.

-В доказательство того, что вы поняли этот признак, приведите свои примеры.

-Чтобы узнать второй признак, нужно выполнить задание: спишите отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» и укажите, какими частями речи являются «зазеркальные» слова.

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики, в мове.

-Назовите слова и части речи. Как вы догадались.(Эти слова похожи на наши обычные).

-Чем же они напоминают наши слова? Докажите.

-Итак, второй признак- морфологический. Осталось выяснить третий признак. Прочитайте слова:

Бабочка, из, весной, убежища, вылетела.

-Посмотрите, эти слова напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи. Какой частью речи является каждое слово?

-А теперь давайте поставим их в определенную форму и будем последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок получаются бусы, а из слов – предложения. Запишите предложение из этих слов:

ВЕСНОЙ ВЫЛЕТЕЛА ИЗ УБЕЖИЩА БАБОЧКА.

-Вы собрали слова, связали их не только по смыслу и интонационно, но и грамматически. Разберите это предложение по членам.

-Итак, мы определили, какова синтаксическая роль каждого слова в предложении. Это и есть третий кит.

- В мае есть праздник. Его называют «праздником со слезами на глазах». В этот знаменательный день в столице нашей Родины Москве на Красной площади проходит военный парад. Школьники встречаются с ветеранами.

-Составьте предложение об этом дне.

(Каждый ученик получает карточку с предложением «И днем и ночью горит огонь у Кремлевской стены». Учащиеся объединяются в группы)

-Сделайте морфологический разбор существительных.

-Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг друга.

-Сделайте морфологический разбор прилагательного.

- Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг друга.

-Сделайте морфологический разбор глагола.

- Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг друга.

-Сравните все разборы в группе, поставьте оценки каждому.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ:

Упр. 237 стр.131

-Рассмотрите таблицу. На какие две группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные)

-Подумайте, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных.

-Для чего служат самостоятельные части речи? А служебные? Приведитепримеры.

Упр.238 с.131 – работа по заданиям упражнения

  1. РЕФЛЕКСИЯ:

-Найдите лишнее слово в каждой строке:

*Смелость, бег, мечтать, урок.

*Смелый, морская, книжный, дом.

*Сторона, бежит, идешь, смотрел.

*Я, на, он, мы.

-Оцените свою работу на уроке.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:

- Кто сегодня на уроке был самым активным?

Д.з.6 Упр.239 с.132

-














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!