РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО О ЧАСТЯХ РЕЧИ
ЦЕЛЬ: закреплять навыки морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений; совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки; развивать воображение, творческие способности, умение делать логические заключения; воспитывать самостоятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Имеют представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; имеют первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
Личностные: Проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; логические – осуществляют анализ; устанавливают
причинно-следственные связи. Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания;
ТИП УРОКА: урок обобщения, закрепления и систематизации знаний
Оборудование: учебник, тетрадь,
ХОД УРОКА:
ОГР.МОМЕНТ:
На доске:
Грамоте учиться – всегда пригодится.
-Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
-Как вы понимаете лексическое значение слова ГРАМОТА?
-Значение этого слова можно найти в словаре В.И.Даля:
Грамота- от греч. чтение и письмо – это умение читать и писать.
-Для чего нужно быть грамотным человеком?
-В народе издавна говорят: «Грамота-второй язык.» Простые люди в царской России мечтали об умении писать и читать, тянулись к знаниям, прекрасно понимали, что «без грамоты, как без свечки в потёмках» и что «ученье – свет, а неученье – тьма».
2. Работа по теме урока:
-Когда о ком-то говорят «грамотный человек», то всем понятно, что речь идёт о человеке, умеющем читать и писать. Но что значит «грамотный специалист»? Это человек, обладающий необходимыми знаниями, сведениями в определенной области.
-Что значит «грамотное сочинение»? (Не содержащее грамматических и стилистических ошибок)
-А как вы понимаете слова «грамотный ученик»? (Этот ученик умеет правильно писать и говорить).
-Что значит «грамматически правильно писать и говорить»?
СЛОВАРЬ ДАЕТ ТАКОЕ ТОЛКОВАНИЕ:
ГРАММАТИКА (запись) – наука о строении языка, включает два раздела: морфологию и синтаксис.
-Что изучает морфология? (Части речи)
-Что изучает синтаксис? (Способы соединения слов в словосочетаниях и предложениях).
-Я назову слова, а вы найдите лишние: прилагательное, приставка, существительное, суффикс, глагол. (Приставка и суффикс – это части слова).
-Прочитайте стихотворение. Спишите последнюю строчку. Укажите знакомые части речи:
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
-Как вы отличаете части речи друг от друга? (По вопросам, по значению слов).
-В русском языке слов много. Вы установили, чем они друг от друга отличаются. Но у слов есть и общие признаки, объединяющие их в группы. Это части речи. Части речи стоят на трёх китах – трёх грамматических признаках.
Давайте выясним, что же это за три кита. Первый признак –общее значение слова.
Существительное обозначает предмет, явление природы, событие. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА,ГЛАГОЛ – ДЕЙСТВИЕ.
-В доказательство того, что вы поняли этот признак, приведите свои примеры.
-Чтобы узнать второй признак, нужно выполнить задание: спишите отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» и укажите, какими частями речи являются «зазеркальные» слова.
Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.
-Назовите слова и части речи. Как вы догадались.(Эти слова похожи на наши обычные).
-Чем же они напоминают наши слова? Докажите.
-Итак, второй признак- морфологический. Осталось выяснить третий признак. Прочитайте слова:
Бабочка, из, весной, убежища, вылетела.
-Посмотрите, эти слова напоминают рассыпанные бусинки: между ними нет связи. Какой частью речи является каждое слово?
-А теперь давайте поставим их в определенную форму и будем последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок получаются бусы, а из слов – предложения. Запишите предложение из этих слов:
ВЕСНОЙ ВЫЛЕТЕЛА ИЗ УБЕЖИЩА БАБОЧКА.
-Вы собрали слова, связали их не только по смыслу и интонационно, но и грамматически. Разберите это предложение по членам.
-Итак, мы определили, какова синтаксическая роль каждого слова в предложении. Это и есть третий кит.
- В мае есть праздник. Его называют «праздником со слезами на глазах». В этот знаменательный день в столице нашей Родины Москве на Красной площади проходит военный парад. Школьники встречаются с ветеранами.
-Составьте предложение об этом дне.
(Каждый ученик получает карточку с предложением «И днем и ночью горит огонь у Кремлевской стены». Учащиеся объединяются в группы)
-Сделайте морфологический разбор существительных.
-Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг друга.
-Сделайте морфологический разбор прилагательного.
- Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг друга.
-Сделайте морфологический разбор глагола.
- Поменяйтесь листочками, проверьте работу друг друга.
-Сравните все разборы в группе, поставьте оценки каждому.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ:
Упр. 237 стр.131
-Рассмотрите таблицу. На какие две группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные)
-Подумайте, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных.
-Для чего служат самостоятельные части речи? А служебные? Приведитепримеры.
Упр.238 с.131 – работа по заданиям упражнения
РЕФЛЕКСИЯ:
-Найдите лишнее слово в каждой строке:
*Смелость, бег, мечтать, урок.
*Смелый, морская, книжный, дом.
*Сторона, бежит, идешь, смотрел.
*Я, на, он, мы.
-Оцените свою работу на уроке.
4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:
- Кто сегодня на уроке был самым активным?
Д.з.6 Упр.239 с.132
-