Урок______________
Дата________________
Тема: Художественный стиль. Как описать животное? Сочинение о диком животном или птице
Цели урока:
Предметные : знать о структуре текста типа описание; особенностях описания животного в художественном стиле; задачах художественного описания животного; использовании образно – выразительных средств в художественном описании; уметь писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания.
Метапредметные : способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений, анализ языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; воспитывать бережное отношение к животным, (4,9) воспитывать бережное отношение к природе, понимать, что она нуждается в защите (при разговоре о животных); относиться к окружающим людям как к равноправным партнерам, с которыми надо выстраивать доброжелательные отношения (работа в парах)
Ход урока
1. оргмомент.
2. Постановка цели, определение задач
-Посмотрите на тему нашего урока. Что вы уже знаете по этой теме?
- А чем мы будем заниматься на уроке?
- зачем вам это надо?
-Заполните верхнюю часть рабочего листа (Ф.И.) Запишите тему урока в рабочий лист.
3. Актуализация опорных знаний
- какие стили речи вы знаете?(разговорный, художественный, научный, официально-деловой, публицистический)
- каковы особенности худож. стиля? ( Широкое использование средств выразительности, использование уменьшит.-ласк. Суффиксов )
- давайте посмотрим, как быстро вы сжете различить деловое и художественное описание)
На слайде
1.Заяц – небольшой зверёк из отряда грызунов с длинными задними ногами, длинными ушами и коротким хвостом.
2.Сова – хищная ночная птица с большой круглой головой, большими глазами и коротким загнутым клювом.
3.В траве лежал маленький жёлтенький оленёнок с красивой головкой и тоненькими ножками.
4. Голова оленя с умными карими глазами, с величавыми ветвистыми рогами гордо откинута назад.
фронтально
- Чем отличаются эти описания? (описание вызывает определенное чувство)
- Под какими номерами деловое описание?
-Под какими номерами художественное описание?
- Выпишите из 3 –го предложения прилагательные – эпитеты, с помощью которых создаётся художественное описание.
- Выпишите из 3 предл. слова с уменьш.-ласк. суфф.
4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания (в парах)
Анализ текста И.С. Соколова – Микитова
Похож удод на сказочную птицу, с высоким хохлом на голове, с песочного цвета оперением и крепким черным клювом. Сказочная птица эта так и просится на картинку.
-Какова тема текста?
-Какое это описание деловое или художественное?
- Укажите ту часть текста, в которой писатель выражает главную мысль художественного описания?
-Подчеркните в тексте словосочетания, с помощью которых автор выразительно описывает удода.
5. Физкультминутка (о животных)
У медведя дом большой (руки поднять вверх, встать на носочки),
а у зайца – маленький (присесть, руки на пояс),
Наш медведь пошёл домой (переступать с ноги на ногу);
А за ним и заинька (прыжки на месте),
Мы зверяток провожаем (помахать правой рукой),
И урок наш продолжаем (садимся за парты).
6. Первичное закрепление (в парах)
На зелёной поляночке можно увидеть двух мальчишек. Около них бегает маленькая козочка: беленькая, пушистая, с едва проклюнувшимися рожками.
Мальчишки смотрят на Майку. Та беззаботно щиплет травку, иногда поглядывает на своих друзей, как бы говоря: «Странно, а почему вы не делаете то же самое? Это так вкусно!»
- как автор показывает, что козочка нравится мальчикам?
(он использовал уменьшительно-ласкательные слова "беленькая", "рожками", добавлял слова для усиления описания - "проклюнувшимися".Мальчикам нравится козочка. Такой вывод можно сделать исходя из того, что мальчишки продолжают смотреть на нее, а взгляд козочки на них описывается с позитивным оттенком
Первая любовь(фронтально)
Свою первую любовь я встретил на улице.
Это был маленький котёнок, похожий на гадкого утёнка.
Слипшаяся грязная шерсть торчала в разные стороны, как иголки у ёжика. Смотрел только один глазик, второй опух и полностью затёк.
Котёнок, по-видимому, долго звал о помощи, и из его горлышка вырывался только хрип. Увидев меня, он испуганно забился под ветку. Котёнок, как воробушек, уместился на моей ладошке, слабо пискнул и посмотрел на меня жалостливым взглядом
Я, не раздумывая, сунул его за пазуху. (Ю. Куклачёв)
-Давайте посмотрим, как построен этот текст? Составим план
Анализ построения текста:
1. Вступление. Указывает на то, где он впервые увидел это животное.
2. Размер и общий вид.
3. Подробности описания.
4. Характер. Как ведет себя животное?
5. Вывод. Завершение.
Описать по данному плану животное, изображенное на фотографии.
-Заслушивание описаний и обсуждение. (работа в парах)
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
-Что нового узнали на уроке?
- Нарисуйте в смайлике ваше настроение в начале и в конце урока.
-поставьте себе оценку за урок
9)Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (написать сочинение о диком животном или птице в черновике)