СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока родного языка по теме: «Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект бинарного урока родного языка и географии

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока родного языка по теме: «Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий»

Предмет: родной язык и география(бинарный урок)

Класс ____5 "А"_______________________________________________

Учителя _Чичик Е. А.


Тема: «Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий"


Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с названиями древних русских городов и историей их возникновения;

  • определять местоположение крупных городов на карте;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, память, мышление, воображение, умение слушать и выражать свои мысли;

  • развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

    • формировать положительное отношение к процессу обучения;

    • формировать интерес к учебному материалу.

2. Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • работать по предложенному плану, использовать необходимые средства(сообщения учителя и подготовленных детей);

  • устанавливать соответствие полученного результата поставленнойцели;

  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге сучителем.

Познавательные УУД:

  • учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ вустной форме;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную вразных формах;

  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устнойречи;

  • слушать и понимать речь других;

  • договариваться при совместном решении задачи (работа в группе);

  • учиться уважительно относиться к позиции одноклассников

3. Предметные:

  • расширить географические знания учащихся;

  • познакомить с названиями древних русских городов и историей их возникновения;

  • познакомить с новыми именами.

  • Ход урока

I. Организационный момент(учащиеся предварительно разделены на 4 группы, входят в класс, готовятся к уроку. )


Владимир Степанов «Золотое кольцо»(звучит музыка,презентация)

Города старинные,

Звон колоколов.

Словно птицы – лебеди

Суздаль и Ростов.

На широкой Волге

Тверь и Кострома,

Башенки резные,

Чудо-терема.

 

Города старинные,

Крепость на реке.

Новгород на Волхове,

Муром на Оке.

Здесь дружины храбрые

В бой вели князья,

Конного и пешего

Недруга разя.

 

Города старинные,

Мастерами славные.

Улицы кузнечные,

Улицы гончарные.

Площади торговые,

Праздничные ярмарки –

Из Ельца - матрёшки,

А из Тулы - пряники.

 

Города старинные –

К солнышку лицом –

Для России стали

Золотым кольцом. 

Учитель:Ребята, как Вы думаете, чему будет посвящен наш урок?(Старинным городам)

Учитель:Мы будем говорить о городах, о происхождении названий городов, входящих в Золотое кольцо России. Какую цель поставим перед собой?(Узнать о происхождении названий городов)

II. Актуализация ранее изученного:

  1. Фронтальный опрос:

Учитель:Как мы узнаём о прошлом: как жили и одевались люди, какие были обычаи, где жили? (Читаем книги, энциклопедии, смотрим передачи, путешествуем)

Учитель: Как называется наука, которая изучает прошлое человеческого общества? (История)

Учитель:А нужна ли вам история? (Да, каждый человек должен знать историю своей страны, своего города)

Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучали историю русского костюма. Виртуально побывали в музее, узнали об элементах мужской и женской одежды. Сегодня Вы на уроке разделены по группам. Прошу выйти ко мне по 1 представителю группы. Перед Вами корзина с рисунками, на которых изображены элементы костюмов: мужского и женского. Ваша задача, работая в парах, распределить рисунки, найти название предмета одежды и вписать недостающие буквы,поставить ударение.С остальными ребятами мы посмотрим на аппликационные скрайбинги, вспомним тему «История русского быта»

(УЧАЩИЕСЯ РАССКАЗЫВАЮТ)

Учитель:Вы все молодцы, выполнили задания по темам прошлых уроков. А сейчас откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока: «Происхождение названий городов»

Учитель: А знаете ли Вы, как называется наука, изучающая названия городов?(Нет)

III. Изучение нового материала:

1. Сообщение темы и целей урока:

- Сегодня мы познакомимся с новыми терминами, которые помогут нам получить новые знания.В тетрадь для теоретических сведений вклейте термины дома.

Топо́ним (от др.-греч. τόπος — место + ὄνομα — имя, название) —название природного объекта на Земле или объекта, созданного человеком на Земле. Топонимы изучаются наукой топонимикой.Среди топонимов выделяют различные классы.

Ойконимы-названия населенных мест, которые делятся на

Астионимы-названия городов.

и

Комонимы-названия сельских поселений.

Учитель: А отправимся мы в путешествие на транспортном средстве

Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином!(Автобус).

(Каждой группе на стол ставится макет автобуса)

Учитель:Правильно, это автобус. Да не простой, а волшебный. На нём мы будем колесить по дорогам нашей большой замечательной страны и побываем в древних русских городах и узнаем, почему их так назвали. Гидом по Золотому кольцу России будет Людмила Ивановна, учитель географии. Вы с ней часто путешествуете!

Гид:Давайте посмотрим на физическую карту России. Мы живём на юге нашей страны.

Кто покажет на карте столицу нашей Родины?(учащийся показывает)Мы в Москве. А кто уже был в Москве? Какие впечатления испытали, что вам запомнилось? (ответы детей) Кто из Вас знает, какие городавходят в Золотое кольцо России?

Гид:Золото́е кольцо́ Росси́и — туристский маршрут, проходящий по древним городам Северо-Восточной Руси, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России, центры народных ремёсел.Начинаем путешествие из столицы нашей Родины. А каково происхождение названия этого города? Почему город получил название Москва? Нам об этом расскажет Матвей.

Свистун Матвей:Название города происходит от названия одноименной реки - Москвы. В свою очередь доподлинно неизвестно, откуда произошло название реки. Сейчас наиболее популярная версия о балтийском либо славянском происхождении слова "Москва". Оно значило "сырой", "жидкий", "мокрый".

Гид: Итак, начинаем путешествие по Золотому кольцу(видеофрагмент- Татьяна Жога)

Учитель: Попутешествовали, а теперь отдохнем.

Ф и з м и н у т к а

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.

Учитель: Ребята, давайте попробуем предположить: как получали города свои названия?(Ответы детей)

Учитель: Проверим ваши предположения.Сейчас Вы начнете изучать происхождение астионимов по группам. Вам предлагаются статьи о происхождении названий старинных городов, входящих в Золотое кольцо России, есть и информация о достопримечательностях. Ваша задача: узнать о происхождении названий предложенных вам городов, достопримечательностях, заполнить «Визитные карточки городов». Каждой группе предложены для работы по 2 города. Обратите внимание: есть фотографии, которыми Вы сможете наполнить «Визитные карточки»


«Визитная карточка города»

Город_____________________

Происхождение названия города

__________________________________________________________________________________________

Достопримечательности города











Подпись объекта


фото








Но сначала давайте вспомним, как пишутся названия городов?(ответы детей)У Вас на столах есть карточки "Названия городов" Это словарные слова, написание которых я буду проверять у Вас на следующем уроке. А сейчас прочтем их, соблюдая ударение. Обратите внимание, что Переславль-Залесский пишется через дефис. А в названиях городов, состоящих из двух слов оба слова пишутся с большой буквы.

Группа 1.

Сергиев Посад, Переславль-Залесский

Группа 2.

Ростов Великий, Ярославль

Группа 3.

Кострома, Иваново.

Группа 4.

Суздаль, Владимир.


Информация для группы 1


Сергиев Посад

Название города связано с именем Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой Лавры(мужского православного монастыря), вокруг которой был образован посад(торгово-ремесленная часть города вне городской стены).Слово "лавра" означает самый важный монастырь на Руси. Здесь монахи расписывали иконы, писали летописи.


Главная достопримечательность — Троице-Сергиева Лавра. В Троицком соборе хранятся мощи Сергия Радонежского, и ежедневно сюда стекаются сотни паломников. Город знаменит Фабрикой игрушек, где мастера работают над созданием матрешек.


Комментарий учителя:Если Вы будете в Сергиевом Посаде,посетите знаменитый Музей игрушки, в котором хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира.


Переславль-_Залесский

Город был основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году и назывался первоначально Переяславль. В 15 веке город Переяславль был переименован в Переяславль- Залесский.Приставку городу дала территория Залесье- "находящийся за лесом".Происхождениеназваниягорода Переславль-Залесский связано с его местонахождением.


На берегу Плещеева озера можно увидетьдостопримечательность города-Спасо-Преображенский собор, в котором, по преданию, крестили Александра Невского.В городе есть два музея:Музей утюгов и Музей чайников.


Комментарий учителя:В Музее утюга несколько раз в год проходит Праздник утюга,на котором любой посетитель может испытать утюги в действии.


Информация для группы 2


Ростов Великий


Происхождение названия города обязано старославянскому имени Рост (от него пошло Ростислав). Приставка Великий подчеркивает важность этого небольшого города в русской истории.


Один из древнейших городов на Руси упоминался в «Повести временных лет» — в летописи 862 года. Достопримечательность Ростова- Успенский собор — один из красивейших храмов России. Главный сувенир из Ростова Великого-изделия,выполненные в технике финифть(от греческого слова-"блестящий)-на металлическую основу наносят стекловидную массу.


Комментарий учителя:Музей Царевны-лягушки – первый сказочный музей в городе Ростове Великом. Был найден материал о том, что для угро-финского племени меря, от которого пошли ростовцы, лягушка была священным существом.

Учитель: Обратите внимание: ростовцы, ростовец, ростовчанка. Так называют жителей этого города.

Ярославль

Когда-то на месте города находилось поселение язычников. Они грабили купцов, проплывавших мимо по Волге. Князь Ярослав захватил языческий посёлок, а на его месте построил деревянную крепость. Город Ярославль получил свое название от имени князя Ярослава.


Первым делом в Ярославле стоит отправиться в исторический центр города к церкви Ильи Пророка-достопримечательности известного города. Нарядный фасад этого храма с белоснежными стенами, зелеными куполами, резными арками и пестрыми наличниками сохранился до наших дней практически в первозданном виде. Символ города-медведь.Поэтому здесь изготавливают фигурки с изображением животного, а также глиняные колокольчики.  



Комментарий учителя:В Ярославле есть железнодорожная линия, полностью имитирующая настоящие пути с подвижными составами, вагонами и станциями. Первый подобный аттракцион появился еще в 1946 году, тогда длина дороги составляла 5 км. Сотрудниками железнодорожной линии являются дети. Они отвечают за движение поездов, исправность локомотивов, расписание и состояние путей.


Информация для группы 3


Кострома

Кострома названа в честь одноимённой реки. Река Кострома впадает в Волгу с левой стороны. Здесь и была первоначально заложена крепость, из которой вырос город.


Главная достопримечательность города — белокаменный Ипатьевский монастырь. В библиотеке монастыря хранится Ипатьевская летопись — один из самых древних исторических документов. Он рассказывает об истории Древней Руси,охватывает почти 500 лет.В Костроме есть Терем Снегурочки и Музей-усадьба льна и бересты. 


Комментарий учителя:Если посмотреть на план города, то можно увидеть веерное расположение улиц. Когда Екатерина Вторая приказала построить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент она развернула веер.

Иваново


Название города Иваново возникло от одноименного села, некогда существовавшего на его месте. В 1871 году в результате объединения села Иваново и Вознесенского посада появился город Иваново-Вознесенск. Под таким названием он просуществовал вплоть до 1932 года, когда был переименован в город Иваново.


Достопримечательность города  — Музей ивановского ситца. Здесь собрано почти полмиллиона образцов текстиля — от древних домотканых полотен до самых современных фабричных образцов. В Иваново мастера изготавливают шкатулки, картины, расписанные лаковой палехской росписью.


Комментарий учителя:Креативный музей иллюзий и наук открыт в 2016 году в Иваново.  Здесь проводят экскурсии для детей и взрослых, а можно попасть на настоящее научное шоу. Разнообразные предметы можно и нужно трогать, среди них – маятники, магниты, шары.


Информация для группы 4


Суздаль



Происхождение слова "суздаль" от древнерусского глагола"создавать", который в то время имел значение "слепить из глины" от "зъдъ" – глина. Таким образом, "суздаль" означало - город "сделанный из глины" или "кирпичный".Происхождение названия города Суздаль связано с материалом, который использовали для постройки.


Достопримечательность Суздаля- Музей деревянного зодчества. Под открытым небом собраны подлинные постройки XVII–XVIII веков. Крестьянские избы, купеческие дома и даже мельницы открыты для посещения. Их внутреннее убранство сотрудники музея воссоздали до мелочей.Лапти, корзинки, берестяные короба-это память о Суздале.


Комментарий учителя:В Суздале есть Музей восковых фигур .В одном из залов можно увидеть князя Владимира, Ивана Грозного и писателей: Пушкина,Гоголя, Тургенева, Лермонтова и других известных людей.

Владимир


Название города Владимир происходит от имени основателя города-Владимира Мономаха.


Владимир на протяжении двух веков был столицей Северо-Восточной Руси. Достопримечательность города- собор Успения Пресвятой Богородицы,где венчались на княжение великие князья. Этот храм был построен для хранения иконы Владимирской Богоматери, которая считалась покровительницей и защитницей государства. Владимир может похвастаться изделиями из лозы, а также Фабрикой, на которой изготавливают серебряные столовые приборы.


Комментарий учителя:Во Владимире есть еще Музей ложки и Музей пряника. Сладкая коллекция состоит из лепных, вырезных пряников .А в Музее ложки(появился в 2015 году)есть даже древние "предки" современных ложек, приборы из императорского дома.


(Представители от групп вывешивают «Визитные карточки» на доску и рассказывают о том, о чем узнали)

Учитель:Наше путешествие подошло к концу, но вы сегодня на уроке узнали много нового и интересного.

I V.Закрепление изученного:

Учитель:А теперь проверим, насколько внимательно вы работали а уроке.

Как получали города своё название? (по названию реки, именам князей, святых,месту нахождения)Что вас удивило, заинтересовало? (ответы детей)


Происхождение названий городов





место нахождения



название реки



имена князей

имена святых




V. Итог урока.

Домашнее задание:

Узнать происхождение названий городов Плес,Гусь-Хрустальный ,Рязань,Углич

Рефлексия.

(Учащимся раздаются листочки, на них каждый напишет продолжение предложений:

Катись, катись, колечко,

 

 


По краешку земли:

 

 


От северного моря

 

 


И голубой тайги.

 

 


Ростов Великий, Суздаль

И Сергиев Посад…

Их имена, как песни

Народные звучат.

 

 

 

По рощам и долинам

 

 


До волжских берегов,

 

 


Где древняя Россия

 

 


В названьях городов.

 

 


Владимир, тихий Углич,

 

 

 

Залесский Переславль,

 

 

 

Жемчужина России -

 

 

 

Народный Ярославль.


 

 

 

Колечко золотое

Скрепило города.

Здесь матушка Россия!

Здесь русский дух всегда!

Учитель:Всем спасибо! Молодцы!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!