Тема урока: Рисование на тему: «Снеговик во дворе»
Цель урока:
Формировать элементарные графические навыки рисования с опорой на образец, умения применять их в учебной, трудовой и общественно - полезной деятельности.
Задачи урока:
коррекционно-обучающие:
учить последовательно и целенаправленно наблюдать, устанавливать последовательность выполнения рисунка, выполнять работу в соответствии с заданным алгоритмом;
учить сравнивать свой рисунок с образцом и исправлять замеченные ошибки;
отрабатывать навыки работы по шаблонам;
учить раскрашивать рисунок с опорой на образец.
коррекционно-развивающие:
развивать кинестетические ощущения, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику пальцев, путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного и игрового материала;
развивать умение выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями через организацию наблюдения, обследования, анализа формы и строения изображаемого предмета.
корригировать пространственное восприятие посредством выкладывания шаблонов снеговика на плоскости листа.
развивать речь через составление ответов на вопросы, воспроизведение последовательности выполнения практической работы, обсуждение выполненных работ.
коррекционно - воспитывающие:
прививать любовь к изобразительному творчеству;
воспитывать художественный вкус;
воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Оборудование:
Методическая последовательность выполнения рисунка, рисунки снеговика, шаблоны, разрезные картинки, графические материалы (карандаши, белая сепия)
Ход урока.
Оргмомент.
- Сегодня для работы вам понадобятся художественные материалы: лист альбома, простой карандаш, ластик, краски, баночка для воды, кисть, тряпочка. (Демонстрация принадлежностей для рисования).
- Посмотрите, все необходимые принадлежности лежат у вас на партах?
(На партах у детей лежат принадлежности для рисования, но у них нет листов)
- Каких принадлежностей не хватает ?
- Правильно, у вас нет альбомных листов, но их я раздам чуть позже. Сначала мы с вами немножко поиграем.
- Ребята скажите какое время года сейчас? (Зима)
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки
Белые пушинки.
У меня в руках (а у вас на партах) бумажные снежинки давайте с ними поиграем.
Условия игры: необходимо прикрепить снежинки на доске там, где я скажу.
а) в правом верхнем углу доски (парты).
б) в нижнем левом углу доски (парты).
в) в правом нижнем углу доски (парты).
г) в левом верхнем углу доски (парты).
- Посмотрите, «метель» разыгралась, столько снега намела! Сугроб намела метель. А в сугробе вот что (демонстрационный материал: разрезная картинка из четырёх частей). Что же это? Вы догадались? Правильно, это – разрезная картинка. Что же нам с ней делать? Правильно, давайте мы соберём эту разрезную картинку и посмотрим, что на ней изображено. (Снеговик)
- Ребята, кто изображен на картинке? (снеговик)
- Догадались, что мы будем сегодня рисовать?
Подготовительный этап.
1. Графические упражнения «Дорисуй невидимое»
- Ребята, зимой разыгралась сильная метель и часть моих рисунков замело. Кто из вас окажется внимательным и увидит, каких частей не хватает на моих рисунках? Дорисуйте невидимые детали.
- Кирилл (Илья, Иван...), каких деталей не достаёт на твоём рисунке?
- Что изображено на ваших рисунках?
- Какой части не доставало снеговику? (ведра, моркови, глаз, ног, рук, метлы, шарфа)
Анализ натуры (образца)
- Рассмотрите снеговика. Из каких геометрических фигур состоит рисунок снеговика? (из кругов)
- Из скольких кругов состоит снеговик? (из трёх)
- Одинаковые ли круги? Чем они различаются? (круги разные, различаются размером)
- Какие по размеру круги? (большой, средний , маленький)
- Как расположены круги в рисунке снеговика? (от большего к меньшему)
- Давайте поиграем. Соберите снеговика из кругов, которые лежат у вас на партах, от большего к меньшему. (Дети собирают снеговика из кругов)
IV. Объяснение нового материала.
- А теперь давайте рассмотрим, в какой последовательности будем выполнять рисунок Снеговика:
Располагаем лист вертикально (демонстрирую этап 1)
Берём самый большой круг, располагаем его в нижней части листа и обводим белым мелком по (Этап 2)
Берём средний круг, располагаем его над большим кругом и обводим белым мелком по контуру (Этап 3)
Берём самый маленький круг, располагаем его над средним и обводим белым мелком по контуру (Этап 4)
Справа и слева от нижнего самого большого круга дорисовываем маленькие круги – ноги снеговика (этап 5)
Справа и слева от среднего круга дорисовываем маленькие круги – руки снеговика (этап 6)
Дорисовываем детали: ведро. Глаза. Нос-морковку. Пуговицы.
Дорисовываем метлу.
- Возьмите конверт №2 и расположите рисунки в нужной последовательности.
Начинаем раскрашивать рисунок. Вначале закрашиваем тело снеговика сверху вниз белым мелком.
Раскраскрашиваем руки и ноги снеговика белым мелком.
Раскрашиваем детали: ведро, нос-морковку, глазки, пуговицы и метлу.
- Ребята, посмотрите у меня 2 варианта окончания рисунка снеговика. Чем различаются эти рисуки?
- Я не знаю, какой из них верный. Подумайте, как будет выглядеть окончательный вариант нашего рисунка?
V. ФИЗМИНУТКА «Делай раз...»
Самостоятельная работа.
- Я у доски, а вы у себя на листах начинаем выполнять рисунок снеговика.
(С доски снимаю все рисунки. Вывешиваю 1этап. Выполняю работу совместно с детьми: я у доски на ватмане – дети на листах.)
- Берём самый большой круг и простой карандаш, помещаем круг в нижней части листа, плотно прижимаем к поверхности и обводим по контуру (демонстрирую, проверяю работы учеников)
- Берём средний круг и простой карандаш, помещаем круг сверху большого, плотно прижимаем к поверхности и обводим по контуру (демонстрирую, проверяю работы учеников)
(Далее вывешиваю по одному рисунку методической последовательности рисования снеговика )
- Берём самый маленький круг и простой карандаш, помещаем круг поверх среднего, плотно прижимаем к поверхности и обводим по контуру (демонстрирую, проверяю работы учеников)
- Дорисовываем детали снеговика: ведро, нос-морковку, глаза, рот, пуговицы (демонстрирую, проверяю работы учеников)
Гимнастика для глаз.
- Ребята, давайте немного отвлечёмся от нашего рисунка. Посмотрите, в нашем классе вьюга намела много снега. Кругом снежинки. Посмотрите вокруг и сосчитайте, сколько снежинок намела нам вьюга? (дети глазами разыскивают снежинки и считают их)
- Начинаем раскрашивать рисунок. Чтобы рисунок выглядел аккуратно, раскрашивать мелком будем сверху вниз, начиная с головы снеговика (демонстрирую, проверяю работы учеников)
- Красным карандашом раскрашиваем ведро снеговика, оранжевым – нос-морковку, черным глаза и рот и пуговицы, коричневым – метлу (демонстрирую, проверяю работы учеников)
В процессе работы слабым ученикам оказываю помощь.
Подведение итогов. Выставка работ.
- Что сегодня на уроке мы рисовали?
- А на какую геометрическую фигуру похоже тело снеговика? (на круги)
- А какие ещё предметы похожи на круг? Выберете среди картинок те, где форма предмета похожа на круг.
- Посмотрите, какие замечательные снеговики получились у вас.
- Давайте сравним ваши рисунки с образцом. (Соответствие цвета образцу.)
- Как вы думаете, кто справился со всеми поставленными задачами?
- Какие работы похожи на образец? Какие работы получились самыми аккуратными?
- Как вы думаете, кто справился со всеми поставленными задачами?
Релаксация.
- Какое у вас настроение, покажите с помощью смайлика.