Тема урока: «Русская матрёшка». 3 класс
Цель урока:
Формировать навыки рисования по наглядным опорам, умения применять их в учебной, трудовой и общественно - полезной деятельности.
Задачи урока:
коррекционно-обучающие: учить выполнять рисунок в соответствии с заданным алгоритмом; отработать навыки выполнения рисунка по опорным точкам, по шаблону; формировать элементарные навыки выполнения фрагментов росписи матрешек; учить раскрашивать рисунок с опорой на образец.
коррекционно-развивающие: развивать кинестетические ощущения, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику пальцев, путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала; развивать речь через составление ответов на вопросы, воспроизведение последовательности выполнения практической работы, обсуждение выполненных работ.
коррекционно - воспитывающие: прививать любовь к изделиям народного творчества; воспитывать художественный вкус; воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Оборудование:
для учителя: матрёшки; плакаты с изображением матрешек различающихся по оформлению; изображения изделий ДПИ, заготовки для рисования для каждого ученика, шаблоны цветка; пооперационные карты в конвертах для каждого; «Пирамида в кругах», силуэтные изображения матрёшек разной величины, портрет Сергея Милютина, числовая лента, карточки с буквами;
для учеников: цветные карандаши, ластик, простой карандаш.
Ход урока.
Оргмомент.
Приветствие.
- У нас урок рисования. Для работы вам понадобятся художественные материалы. Какие именно вы сможете назвать, если отгадаете загадки.
Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
(Карандаш)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(Резинка)
Любят нос везде совать:
И чертить, и рисовать.
Всё раскрашивают сами
Разноцветными носами. (Цветные карандаши)
Вдруг на нем в конце урока
Появились волны, море,
Пять медуз, два осьминога,
Лодка в голубом просторе.
А с утра был бел и чист Ваш
"мольберт" - ... ( Альбомный лист)
( Демонстрация иллюстрации с изображением принадлежностей для рисования).
Введение в тему.
- Сегодня на уроке мы будем говорить об изделиях народного декоративно- прикладного творчества.
На доске изображения изделий декоративно-прикладного искусства (дымковский конь, абашевские свистульки, филимоновский козлик, богородские деревянные игрушки «кузнецы», «клюющие курочки», семёновские матрёшки, мезенский конь).
- Посмотрите на доску. Все эти изделия выполнили народные умельцы - мастера. А как можно по-другому назвать изделия народного творчества попробуйте догадаться сами.
Задание.
Составить слово из букв разрезной азбуки на доске с опорой на числовую ленту.
1 2 3 4 5 6 7
АГШИРУК ( слово «игрушка»)
7 2 5 1 3 4 6
- Верно, именно народная игрушка, является самым ярким представителем народного творчества.
И сегодня на уроке мы будем рисовать народную игрушку, а какую именно, ответите мне вы.
(На столах у детей лежат конверты с кругами разных диаметров. На каждом написана буква)
- возьмите конверт №1. Достаньте содержимое. Что вы видите?
- Чем различаются круги? (цветом и размером)
- На каждом круге записана буква.
Задание.
- Соберите из кругов пирамиду, начиная с самого большого. Если пирамида будет сложена, верно, вы сможете прочитать записанное на её кругах слово – тему урока.
(дети собирают за партами, один ребёнок у доски.)
- Какое слово у вас получилось? (матрёшка).
- Надеюсь, вы догадались, что рисовать мы сегодня будем нашу любимую игрушку – Матрешку!
(демонстрация игрушки – матрешки)
Объяснение нового материала.
- Именно матрешка – самая любимая игрушка, можно сказать, главная кукла у нас в стране. Это самый распространенный сувенир, который увозят гости нашей страны как подарок и память о России.
- Однако, появилась эта игрушка в нашей стране не так давно, чуть более 100 лет назад, в прошлом веке. Эта удивительная куколка родом из Японии, именно оттуда привезли к нам первую матрешку, и выглядела она так (демонстрирую изображение японской «матрёшки» хукурумо)
Кукла так понравилась, что по её подобию была выполнена первая русская матрёшка. А русский художник Сергей Милютин (Демонстрация портрета) «одел» матрёшку в русский сарафан и назвал «Матрешка с петухом»! (Показываю картинку с изображением первой матрешки.)
- Вот так она выглядела: в платочке, с петухом в руке; а внутри устроились старшие дочки (помощницы ) одна в фартучке, другая с серпом, третья с плошкой, мальчонка в слюнявчике, с пальчиком во рту, младенец в пеленках, всего восемь фигурок в скромной деревенской одежде, с милыми живыми лицами – добродушными, задумчивыми, веселыми, смышлеными….
- И начали на Руси расписывать этих удивительных «красоток», да в каждой местности по - своему. Интересно, что для первых матрешек одежду расписывали женщины – художницы, а лица – мужчины.
- Вот посмотрите на эти картинки: матрешки все разные! На сегодняшний день существует огромное количество разных стилей и способов росписи матрешек. Все матрешки расписываются вручную, поэтому каждая матрешка – это неповторимый экземпляр!
- Ребята, посмотрите на матрёшку, которую я держу в руках.
( Открываю и демонстрирую деревянных матрёшек, одновременно читаю стихотворение).
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном
А вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Открой - увидишь чудо:
Матрешенька – детеныш.
А там еще - откуда?
А там опять…найденыш!
В.Приходько.
- А вы знаете, как можно играть с этой удивительной куколкой? Сейчас, я предлагаю вам поиграть с игрушкой: собрать в большую матрёшку всех её дочек.
(Дети собирают матрёшку, собранные игрушки остаются стоять на партах)
- Поставьте игрушки на край своего стола. Она будет служить образцом для рисования.
- Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
(Детям раздаются силуэтные изображения матрёшек разной величины и цвета)
Физкультминутка: «Матрёшки».
- Посмотрите на ваших матрёшек, сравните свою с матрёшками товарищей. У всех матрёшки одинаковые? Чем различаются? (цветом и размером)
- А теперь под музыку выстроитесь в ряд в соответствии с размером ваших матрёшек.
- У кого самая большая матрёшка, он становится первым, у кого поменьше – вторым и т.д. самым последним становится тот, у которого самая маленькая матрёшка.
(дети под песню «Мы матрёшки, вот такие крошки!» выстраиваются в ряд, по команде учителя занимают рабочие места)
(Учитель предлагает рассмотреть матрёшку)
- Рассмотрите матрёшку, во что она одета?
- Что у матрёшки на голове? (платочек) На туловище? (сарафан)
- А чем так красиво украшен сарафан матрёшки? (цветами)?
- Вам предстоит поработать сегодня художниками и расписать матрёшку!
- Вам я раздаю заготовку будущей матрёшки в сарафане. Лицо у матрёшки уже нарисовано. Вам необходимо нарисовать ей красивый праздничный сарафан.
- Рисовать будем в такой последовательности:
1. По опорным точкам обводим контур матрёшки. (вывешивается на доску иллюстрация №1)
2. По опорным точкам обводим детали сарафана. (вывешивается на доску иллюстрация №2)
3. В центре сарафана рисуем ( по шаблону обводим) большой красивый цветок. (вывешивается на доску иллюстрация №3)
- Теперь приступаем к раскрашиванию. Карандаши, какого цвета вам понадобятся для работы?
4. Вначале раскрашиваем платок красным карандашом. (вывешивается на доску иллюстрация №4)
5. Затем раскрашиваем сердцевину цветка жёлтым карандашом, а лепестки синим карандашом. (иллюстрации №5 и №6)
6. Последним раскрашиваем матрёшке сарафан.......
( на доску одновременно вывешиваются 3 варианта росписи матрёшки).
- Ребята, посмотрите, у меня 3 варианта росписи матрёшки. Как вы думаете, какое из этих 3х изображений является окончательным рисунком нашей матрёшки.
- Сравните рисунки. Чем они отличаются? (вывешиваю правильный вариант №7)
- Повторите последовательность выполнения работы (на столах лежат конверты под №2 с пооперационными картами, 1 человек у доски.)
- Что выполняем вначале, что потом, что следом? (дети выкладывают на столах последовательное выполнение этапов работы)
- Отложите пооперационные карты на край стола. Эти образцы будут служить вам опорой при выполнении практической работы.
Самостоятельная работа.
- Приступаем к работе.
- Берем бумагу, простой карандаш, начинаем соединять опорные точки.
(учитель выполняет на доске педагогический рисунок пооперационно, последовательно вывешивая на доску этапы рисования матрёшки)
- Теперь берем трафарет цветка, помещаем его в середину матрёшки и обводим (учитель демонстрирует порядок работы с трафаретом).
- Раскрашиваем платок. Карандаш какого цвета берём? (красный)
- Раскрашиваем цветок внутри сарафана. Карандаши какого цвета берём? (синий и жёлтый)
- Раскрашиваем сарафан. Карандаш какого цвета берём? (зелёный)
(Учащиеся работают. Параллельно оказывается индивидуальная помощь учащимся.)
Подведение итогов. Выставка работ.
- Что сегодня на уроке мы рисовали?
- Из какой страны к нам в Россию была привезена матрёшка?
- Назовите фамилию русского художника, первым расписавшим русскую матрёшку?
- Посмотрите, какие замечательные матрёшки получились и у вас.
- Давайте сравним ваши рисунки с образцом. (Соответствие цвета образцу. Помещение цветка в центр сарафана)
- Как вы думаете, кто справился со всеми поставленными задачами? У кого получился самый аккуратный рисунок?
Выставление оценок. Рефлексия
- Продемонстрируйте с помощью смайла ваше настроение.
- Дома найдите иллюстрации с матрёшками и принесите к следующему уроку.
Сергей Милютин
А | Г | Ш |
7 | 2 | 5 |
И | Р | У |
1 | 3 | 4 |
К | | |
6 | | |
ФУКУРУМУ
Елизавета и Савва Игнатьевич Мамонтовы
ОКУАРСАНОДУАШС |
ЮЛЖАЫСТЮИЖКЫ |
ОБХУТМОХАГАТ |
ОКУАРСАНОДУАШСИ |
ОКУАРСАНОДУАШС |
ОКУАРСАНОДУАШС |
ОКУАРСАНОДУАШС |
ЮЛЖАЫСТЮИЖКЫ |
ЮЛЖАЫСТЮИЖКЫ |
ЮЛЖАЫСТЮИЖКЫ |
ОБХУТМОХАГАТ |
ОБХУТМОХАГАТ |
ОБХУТМОХАГАТ |
ОКУАРСАНОДУАШСИ |
ОКУАРСАНОДУАШСИ |
ОКУАРСАНОДУАШСИ |