Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения. Используя текст на с. 88–89, определите параметры характеристики реки. 1. Формирование понятия «Река» (словарь «Река», Слайд шоу «Реки мира», таблица «Крупнейшие реки мира найти реки, названные в учебнике в атласе стр. 8-11, стр. 26-27, стр. 30-31, на контурной карте стр.14-15 подписать реку Волга. 2. Формирование понятия «Исток» (работа с текстом 2, словарь «Исток», фото «Исток Волги», фото «Ледники – истоки горных рек»). - записать определение исток реки в тетрадь; работа по контурной карте стр. 14-15 «Указать исток реки Волги». 3.Формирование понятия «Устье» и «Дельта» (Словарь «Устье», «Дельта», Слайд шоу «Устье реки»,»), - работа по контурной карте стр. 14-15 «Указать устье и дельту реки Волга». Физминутка Раз – подняться, потянуться Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. 4.Формирование понятий «Падение реки» и «Уклон реки» (Словарь «Падение», «Уклон». Рисунок «Падение и уклон»). - практическое задание: рассчитать падение и уклон реки Волги (работа у доски). 5.Самостоятельно знакомятся с текстом учебника «Длина реки и ее притоки», работа с атласом стр. 10-11, стр. 26-27 «Найти Волгу и ее притоки». - обозначить притоки Волги на контурной карте стр. 14-15. 6. Знакомство с понятием «Речная система и бассейн реки»). Обозначить на контурной карте стр. 14-15 бассейн реки Волга и водораздел. 7.Формирование представления зависимости характера течения реки от рельефа, о формировании речных долин, вспомнить понятие о рельефе, (Слайд шоу «Равнинные реки», «Горные реки», фото «Долина горной реки»). - Устно провести сравнительную характеристику равнинных и горных рек (беседа с классом). |