Конспект урока: « Речь и альтернативная коммуникация 8 вида (2 вариант) Класс: 1 (первый год обучения) Дата: Тема урока: Знакомство с пиктограммой «Семья».
Цель: познакомить с пиктограммой «Семья», с пиктограммами, обозначающими членов семьи.
Задачи: формирование представлений о семье;
формирование умений соотносить себя с соответствующей пиктограммой;
формирование умений узнавать / различать членов семьи;
формирование умений соотносить членов семьи с ответствующей пиктограммой и фотографией;
формирование интереса к процессу общения; развитие навыков подражания: звукоподражаний, действий;
развитие мелкой моторики, внимания, памяти; формирование усидчивости, аккуратности;
воспитание бережного отношения к учебным принадлежностям, тетрадям, воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам.
Планируемые результаты
Обучающиеся получат возможность научиться:
использовать карточки, таблицы с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением
совершают целенаправленные действия по инструкции, по показу, по образцу
различают членов семьи, соотносить членов семьи с ответствующей пиктограммой.
. Педагогические технологии (элементы):
- средства альтернативной коммуникации (пиктограммы
- личностно – ориентированное обучение .- - здоровьесберегающие технологии. - элементы игровой технологии.
Дидактический материал обучающий:
Ход урока
I. Организация начала урока
Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Сядем прямо, не согнемся, За работу мы возьмемся. Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начался урок. Садитесь.
1) Артикуляционная гимнастика или логоритмика.
а) разминка: вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям
б) "Иголочка". Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с. в) "вкусное варенье"
в) Упражнения для развития четкости произношения: Девочка укладывает куклу спать: а-а-а-а Рядом ползет змея: ш-ш-ш-ш. Большой самолет летит: Л-Л-Л-Л- Л Пароход плывет: ыыыы... Самолету взлетают: у-у-у-у- у Корова мычит: м-м-м-м-м-м... Кормят лошадку: на-на-на Мальчик болеет и стонет: ООО… Собака громко рычит: РРРРР… Жук жужжит: жу-жу-жу … Дедушка храпит: X-X-X... Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Машины едут: ж-ж-ж-ж. Муха бьется в стекло: з-з-з Летит маленький самолет: ль-ль-ль-ль Большой молоток стучит: ТТТТ... Часы тикают: тьтьть... Жеребенок кричит: ИИИИИИИ Пилят дрова Ж-Ж-Ж-Ж Бьет барабан: бум-бум-бум… Гуси кричат: га-га-га Мальчик испугался: ой! ой! Кот фырчит: ф-ф-ф-ф
2. Проверка домашнего задания
Повторение прошлого урока: соотнесение себя с собственной фотографией, с пиктограммами «Я – ребенок», «Я – девочка (мальчик)».
Работа с тетрадью «Я – говорю! Ребенок в семье».
Если ученики понимают обращенную речь в полном объеме, то работа идет фронтально. Если ученики с трудом понимают обращенную речь, работа строится с каждым ребенком индивидуально.
Учитель: Покажи, где пиктограмма ребенок, где человечек на синем фоне? Если ребенок сам не показывает пиктограмму, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова. А где нарисован ребенок? Что у ребенка в руках? Если ребенок не говорит, учитель озвучивает, то, что показал ребенок.
- Посмотри на прошлом уроке мы к этому изображению провели стрелку от пиктограммы. Это ребенок (учитель показывает на пиктограмму). Скажи: «Я ребенок». Учитель показывает сначала сам: Я (кладет руку на грудь) ребенок (показывает на пиктограмму). Повтори. Скажи теперь сам. Как тебя зовут? (показывает на надпись около изображения ребенка) Работа в тетради «Все обо мне»
Учитель: Скажи еще раз как тебя зовут? А ты кто: девочка или мальчик? Скажи: «Я мальчик (девочка)».
П окажи где, на рисунке мальчик (девочка)?
Если ребенок сам не показывает нужный рисунок, учитель его рукой показывает и повторяет инструкцию снова.
У читель: Скажи: «Я мальчик (девочка)». Учитель показывает сначала сам: Я (кладет руку на грудь) мальчик (девочка) (показывает рисунок). Повтори. Скажи теперь сам. Скажи еще раз: «Я мальчик (девочка)».
Молодец!
Пальчиковая гимнастика. «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка Э тот пальчик – я. Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого; на последней строчке сгибаются все пальчики одновременно. Повторяется 2 раза: для правой и левой руки. Учитель показывает. Если ребенок не может выполнить действия, учитель выполняет с ним способом «рука в руке».
II. Изучение нового материала
1.Знакомство с пиктограммой «Семья». Работа с тетрадью «Я – говорю! Ребенок в семье».
Если ученики понимают обращенную речь в полном объеме, то работа идет фронтально. Если ученики с трудом понимают обращенную речь, работа строится с каждым ребенком индивидуально.
У читель : Посмотри, это пиктограмма «Мама». А вот так она выглядит на картинке (учитель показывает сюжетную картинку с изображением мамы). Найди здесь картинку, где нарисована мама. Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова. Проведем к ней стрелку. Если ребенок не может сам провести стрелку, учитель выполняет с ним способом «рука в руке». Скажи: «Мама».
Учитель: Посмотри, это пиктограмма «Папа». А вот так он выглядит на картинке (учитель показывает сюжетную картинку с изображением папы). Найди здесь картинку, где нарисован папа. Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова. Проведем к нему стрелку. Скажи: «Папа».
У читель: Посмотри, это пиктограмма «Бабушка (баба)». А вот так она выглядит на картинке (учитель показывает сюжетную картинку с изображением бабушки). Найди здесь картинку, где нарисована бабушка. Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова. Проведем к ней стрелку. Если ребенок не может провести стрелку, учитель выполняет с ним способом «рука в руке». Скажи: «Баба (бабушка)».
У читель: Посмотри, это пиктограмма «Дедушка (деда)». А вот так он выглядит на картинке (учитель показывает сюжетную картинку с изображением дедушки). Найди здесь картинку, где нарисован дедушка. Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова. Проведем к нему стрелку. Если ребенок не может выполнить действия, учитель выполняет с ним способом «рука в руке». Скажи: «Деда (дедушка)».
Учитель: Посмотри, это пиктограмма «Семья». Здесь схематично изображены все члены семьи. А вот так семья выглядит на картинке (учитель показывает сюжетную картинку с изображением всей семьи). Найди здесь картинку, где нарисована вся семья: и мама, и папа, и бабушка, и дедушка. Если ребенок сам не показывает нужную картинку, учитель его рукой показывает нужную пиктограмму и повторяет инструкцию снова. Проведем к ней стрелку. Если ребенок не может выполнить действия, учитель выполняет с ним способом «рука в руке». Скажи: «Семья». Молодец!
2. Зрительная гимнастика.
Зажмурили сильно глазки, открыли глазки, зажмурили – открыли, зажмурили – открыли. Закрыли глазки, легли на парту на ручки, отдохнули (20-30 сек.). Зажмурили – открыли, зажмурили – открыли. Отдохнули и продолжаем работать.
Повторение.
Если ученики понимают обращенную речь в полном объеме, то работа идет фронтально. Если ученики с трудом понимают обращенную речь, работа строится с каждым ребенком индивидуально.
Учитель показывает сюжетные картинки с членами семьи: мама, папа, бабушка, дедушка.
Покажи, где на фотографии мама. Покажи, а где пиктограмма мама. Покажи, где на фотографии папа. Покажи, а где пиктограмма папа. Покажи, где пиктограмма бабушка (баба).Покажи, а где пиктограмма бабушка (баба). Покажи, где пиктограмма дедушка (деда). Покажи, а где пиктограмма дедушка (деда). Молодец!
Итог урока.
Ребята, наш урок заканчивается. Сегодня мы с вами познакомились с пиктограммами, которые обозначают членов ваших семей. Узнали как обозначаются мама, папа, бабушка и дедушка.
Оценка учащихся.
Действия учителя | |
Физминутка. | |