ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ОСНОВНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ИНСТРУМЕНТУ (аккордеон)
Преподаватель: Боровская Наталья Михайловна
Класс: 2класс по ДОПП, Григоркиной Лизы (8 лет)
Тема урока: «Развитие технических навыков игры левой рукой».
Цель: Развитие технических навыков игры на инструменте в левой клавиатуре.
Задачи:
обобщить и углубить знания учащегося, сформировать навык вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры;
развить технические навыки исполнительства, творческие способности;
прививать интерес к музыкальному искусству.
1. Обучающие:
умение анализировать музыкальный материал, применяя полученные теоретические знания.
научить самостоятельно работать с нотным текстом;
оснастить необходимыми техническими приёмами.
2. Развивающие:
развивать у обучающегося музыкальные способности;
развивать технические способности, предполагающие овладение основными техническими приёмами на материале гамм, упражнений, этюдов;
сформировать творческий подход к исполнению усложнённого баса в произведениях;
развитие воображения и творческой фантазии;
3.Воспитательные:
прививать интерес и любовь к музыке;
формировать личностные качества: целеустремлённость, артистизм, умение продемонстрировать свои результаты.
4. Оздоровительные:
снятие мышечной напряженности в руках;
соблюдение правильной посадки, постановки рук;
активизация эмоциональной активности учащегося.
Форма организации урока:
Тип урока:
Методы обучения:
словесные (беседа, объяснение нового материала);
наглядные (личный показ педагога на инструменте, работа с наглядными способиями);
практические (выполнение упражнений, этюда, гамм, игра музыкальных произведений);
метод прослушивания и анализа;
метод самостоятельной работы;
репродуктивные (исполнение выученного материала).
Применяемые технологии:
технология развивающего обучения;
технология личностно-ориентированного обучения;
информационная технология;
здоровьесберегающая технология.
Оборудование:
аккордеон;
пюпитр;
нотная литература;
наглядные пособия.
Ожидаемый результат: правильное и свободное исполнение штрихов, влияющих на музыкальную выразительность.
План урока.
1.Организационный момент
2.Вводная часть:
Игра гаммы, арпеджио, аккордов (До, соль мажор)
Упражнения для снятия мышечной напряженности в руках
3.Основная часть:
Д. Левидова «Этюд». Проверка разбора текста правой рукой. Теоретический материал. Овладение новыми навыками исполнения партии левой руки.
УНП «Метелица» Работа над правильным и точным исполнением аккомпанемента.
М. Блантер «Катюша» закрепление I части текста наизусть
М Качурбина «Мишка с куклой танцуют полечку» повторение пройденного.
4.Заключительная часть:
a) подведение итогов,
b) домашнее задание,
c) выставление оценки.
Ход урока
1.Организационный момент (посадка, рассказ об ученице, тема урока, опрос учащегося домашнего задания по дневнику)
2.Вводная часть: Разыгрывание – подготовка игрового аппарата. Начать игру с разыгрывания на гамме соль мажор.
Игра гаммы соль мажор (штрихи: легато, стаккато, смешанными штрихами), обратить внимание на точное исполнение штрихов в левой руке.
Длинное арпеджио (штрих легато и стаккато)
Закрепление коротких арпеджио правой рукой по отработанной схеме с проговариванием аппликатуры.
Аккорды половинными длительностями на нон легато (со словесным проговариванием текста: Ура!, Ура!, Ура, Ура!) вперёд и назад.
Обратить внимание ученика, чтобы он менял мех правильно и аккуратно, а особенно при игре на legato .
После работы над техническим материалом физ. минутка: упражнения для снятия мышечной напряженности в руках и предплечьях (Ветерок, Морозко)
Цель для преподавателя: проконтролировать подготовку игрового аппарата ученика к дальнейшей работе. Цель для ученика: перенос теоретических знаний о штрихах в практическую деятельность. Задача для ученика: сыграть технический материал правильными штрихами и менять мех в указанных местах, следить за синхронным исполнением технического материала двумя руками вместе.
3.Основная часть: После разыгрывания, перейти к основной части урока.
Изучение нового материала на примере этюда Д. Левидова «Этюд». Проверка разбора текста правой рукой. В этюде начать работу с проигрывания по нотам отдельно каждой рукой. Проанализировать движение мелодии, определить фразы. Добиваться связного исполнения мелодии правой рукой. Следить за плавностью движения руки, играть с замахом кисти на новую фразу. Продумать смену меха, чтобы не прерывалась мелодия фразы. После уверенного овладения нотного текста в правой руке можно приступать к проработке аккомпанемента.
Теоретический материал. С помощью наглядных пособий, повторить нахождение нот басового ключа на основном и вспомогательном рядах, разобрать запись нотного текста левой руки и исполнить его на инструменте.
Сложность здесь заключается в том, чтобы в аккомпанементе, не передвигая руки, сыграть ноты основного и вспомогательного ряда не поднимая высоко пальцев, звучание баса и аккорда по продолжительности должно быть одинаковым.
Цель для педагога: объяснение темы урока Развитие технических навыков игры левой рукой, путем словесного и личного показа на инструменте перемещение третьего пальца по II и I ряду левой клавиатуры, проконтролировать работу ученика над точным исполнением текста.
Задача ученика: играть Этюд точным штрихом, аккуратно меняя мех, исполнение этюда отдельно каждой рукой с учетом новых знаний, точно выполняя исполнение баса партии левой руки не поднимая высоко пальцев, а также заранее готовила пальцы левой руки, является закреплением материала.
В пьесе «Метелица» начать работу с повторения партии левой руки, в которой используется 4 и 5 рад аккордов. Во время игры следить за тем, чтобы левая рука не зажималась и свободно двигалась по клавиатуре. Особое внимание уделить выделению первых долей в тактах, т.к. УНП «Метелица» - пьеса танцевального характера. Аккомпанемент в левой руке исполняется коротко и легко.
Цель для педагога: научить ученика создавать музыкальный образ путём точного исполнения штрихов партии левой и правой руки, не зажимая рук, легко ориентируясь в клавиатуре.
Задача ученика: исполнять пьесу качественно и хорошим звуком, с красивым аккомпанементом, позволяющим передать характер мелодии.
В следующем произведении М. Блантер «Катюша» основное внимание направить на закрепление текста и качественного исполнения основного штриха - legato. Перед тем как начать исполнять пьесу, совместно с учеником спеть под аккомпанемент эту песню со словами, т.к. пьеса вокального характера аккомпанемент должен быть лёгким, не заглушающий мелодию в правой руке. При закрепление I части текста наизусть, обращать внимание ведение и смену меха.
Цель для педагога: научить учащегося переносу вокального пения в музыкальный звук.
Задачи ученика: осмысленное исполнение связного штриха в правой руке, близкое к пению, необходимость взятия «дыхания» перед каждым мотивом, а левой исполнять аккомпанемент легко и не принуждённо. При исполнении «думать наперёд», уметь «предслышать» последующие нотки.
М. Качурбина «Мишка с куклой танцуют полечку». Исполнение перед публикой. Уделить особое внимание выделению первых долей в тактах, т.к. данное произведение - пьеса танцевального характера, с лёгким аккомпанементом.
Цель для педагога: проконтролировать работу ученика над качеством исполнения.
Цель для ученика: передать характер движений в танце при помощи танцевального аккомпанемента.
4.Заключительная часть - подведение итогов:
Домашнее задание по игре на инструменте дается с учетом регрессии последнего исполнения учеником пьес. Более точно выучить расположение нот на вспомогательном ряду.. Цель педагога: активизация и развитие творческой активности и самостоятельности учащегося в овладении новой темы. Цель ученика: закрепление полученного нового материала на уроке
Выставление оценки.