СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-проекта "В гостях у Евгения Онегина и его современников"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-проекта "В гостях у Евгения Онегина и его современников"»

Тема: «В гостях у Евгения Онегина и его современников»

Цель: помочь учащимся понять, в чем гениальность А.С. Пушкина, представить «энциклопедизм» во всех сторон жизни России 19 века, освещенных в романе, учить вдумчивому прочтению текста, развивать навыки аналитической, исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, навыки публичного выступления.

Ход урока

1 Орг. момент

2 Вступительное слово учителя

-Добрый день, уважаемые гости и ученики. Приглашаю вас в нашу литературную гостиную «В гостях у Евгения Онегина и его современников». Почему я так назвала ее? Потому что основу проекта-исследования положен роман в стихах «Евгений Онегин». Сегодня мы с вами попытаемся понять, в чем же гениальность Пушкина? Действительно ли автор представил в произведении все стороны русской жизни 19 века, за что роман получил громкое название «энциклопедии»?

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Это его самое крупное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное и оказавшее самое сильное влияние на судьбу русской литературы 19 века. В общем, произведение у нас самое-самое.

В своем романе Пушкин умело нарисовал картины жизни и светского общества, и провинциального дворянства, и крестьянства, и современной Пушкину молодежи, а так же попытался ответить на психологические вопросы, касающиеся любовных отношений мужчины и женщины.

Здесь хочется зачитать слова знаменитого критика В.Г. Белинского по этому поводу:

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Не говоря уже об эстетическом достоинстве «Онегина», эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение.

«В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет "Онегина": как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить этот роман, всегда будет останавливать на нем исполненный любви и благодарности взор...»

Роман "Евгений Онегин" - настоящая жемчужина литературы, великое произведение. В протяжении действия романа в лирических отступлениях показана жизнь всех слоев общества того времени. Это позволяет нам говорить о нем как об истинно народном произведении.

Ну что ж начнем увлекательное путешествие по страницам этой знаменитой «энциклопедии русской жизни»

ПРОЕКТ №1 «Изображение красоты русской природы в романе» СЛАЙД №2, 3

Календарно-обрядовые праздники

1 ученик

Когда В.Г. Белинский называл роман "Евгений Онегин" "энциклопедией русской жизни", то в первую очередь выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем. Но в этой "энциклопедии" заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа, то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф.

Интересно отметить, что описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. В Лариной сливается особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь Пушкин говорил:

СЛАЙД №4

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму...

В романе А.С.Пушкина мы можем встретить небольшие отрывки, отступления, в которых описывается природа.

СЛАЙД №5

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Картины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре.

Такими красивыми строчками автор рисует начало русской зимы. Во многих строках он показывает жизнь деревенских людей:

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

СЛАЙД №6

Описания природы в произведении «Евгений Онегин» неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко противопоставляет свое «низкое» описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу «роскошным слогом» в романтическом стиле. Но именно эти картины «низкой природы» удивительно глубоко западают в душу.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке.

Даже в описании сна Татьяны автор романа пытается нарисовать зимний лес наиболее точно, чтобы читатель легко мог представить все происходящее:

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клоками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных…

Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, чтобы подчеркнуть "русскость". Ведь первое, что отмечали иностранцы, жившие в России, это долгая зима, русские холода, заснеженность.

В романе “Евгений Онегин” А.С. Пушкин точно описал природу, зимний лес, русских людей, характеры главных героев. И читатель вновь и вновь убеждается в том, что этот роман действительно является “энциклопедией русской жизни”

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут:

Всё это низкая природа;

Изящного не много тут.

2 ученик СЛАЙД №7, 8

Сам творец романа в стихах, запертый долгое время в Михайловском, несомненно, и смеялся над надоевшим деревенским однообразием, и рвался в столицу, но одновременно и наслаждался красотами родной природы. Как известно, больше всего любил он осень.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван.

Тянулся к югу...

СЛАЙД №9

Если, рассказывая о своем "милом идеале", создатель романа дает сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

А ведь Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: "И, утренней луны бледней..."

А место, где похоронен Ленский, "поэт, задумчивый мечтатель", убитый приятельской рукой, вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот юноша:

Есть место: влево от селенья,

Где жил питомец вдохновенья,

Две сосны корнями срослись;

Под ними струйки извились

Ручья соседственной долины.

Там пахарь любит отдыхать,

И жницы в волны погружать

Приходят звонкие кувшины;

Там у ручья в тени густой

Поставлен памятник простой.

Вывод: Природа предстает в романе в разных образах: это и пейзажные зарисовки, и естественный, гармонический мир, противостоящий суетности и смятенности человеческой души, умиротворяющий и облагораживающий, и источник выразительных средств для воссоздания различных душевных состояний героев.

Пушкин, сумевший увидеть красоту в самом простом и обыкновенном, сумевший найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой красоты, заряжает и нас. Он учит нас видеть, понимать и любить нашу скромную, но прекрасную в своей простоте природу.

ПРАЗДНИКИ

3 ученик СЛАЙД №10

Великий Пушкин изобразил не только красоту русской природы, но и календарно-обрядовые праздники, сменяющие друг друга вместе с порами года.

Итак, Рождество - наиболее почитаемый праздник из всех православных праздников, отмечаемый 19 января. Этот праздник связан с рождением Иисусом Христом. Накануне Рождества молодежь колядовала дарят друг другу подарки, и получала за это щедрые подарки: пироги, сало, колбасу, сладости…. В наше время Рождество становится семейным праздником. Его отмечают дома, всей семьей у ёлки, в это время в церквях идут праздничные службы.

Крещение отмечается 19 января, в этот день Иоанн Креститель крестил в реке 13-летнего Иисуса.

В крещенский сочельник в храмах идет служба, люди освещают воду, чтобы позже использовать ее в лечебных целях.

На Руси в этот день было принято купаться в проруби, несмотря на то, что именно в крещение ударяли самые сильные морозы.

Неотъемлемой частью Крещения были девичьи гадания. Ночью девушки зажигали свечи и загадывали, спрашивали о своем будущем и женихе.

Татьяна с ее холодною красою

Любила русскую зиму…

И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали

В их доме эти вечера:

Служанки со всего двора

Про барышень своих гадали

И им сулили каждый год

Мужьев военных и поход.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы…

СЛАЙД №11

Масленица – земледельческий праздник – проводы зимы, который на Руси продолжался целую неделю. Каждый день этой особой недели носил сове название: понедельник назывался «встречей», вторник – «заигрышами», среда – «лакомкой», четверг – «широким», пятница – «тещиными вечерками», суббота – «заловкиными посиделками». С понедельника по всей Руси начинали печь блины, а с четверга все предавались развлечениям.

ПРОЕКТ №2 «Шик. Блеск. Красота» СЛАЙД №12

Балы в России 19 века

1 ученик

Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых столов, на которых лежали колоде нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.

Приглашения на бал рассылались не менее чем за 8-10 дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить наряд: на бал надо было являться в новом и модном платье. Для тематических балов (например, монохромный, костюмированный, бал цветов и т.п.) указывалось, какого типа наряд следовало подготовить.

Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие – но для отказа требовалась веская причина.

Дворянские балы 19 века в России СЛАЙД №13, 14 (распорядок бала)

Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей.
На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью.

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы.. Во 2 п. 18-19 веке дворян на балы ездили с удовольствием.

Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха.

2 ученик СЛАЙД №15

Бал – совершенно особенное событие в жизни человека прошлого века. Балами славилась столица – Санкт - Петербург, но любили их и в Москве, и в провинции.

СЛАЙД №16 -19

Бальный костюм 19 века. Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Использование косметики сводилось к минимуму, не возбранялось пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном количестве.

СЛАЙД №20

Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый (1830-е годы) или чёрный (вторая половина XIX века) галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет. Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности.

Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства.

Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.

Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного.

Танцы на балу. СЛАЙД №21

Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спорт-

смена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в

движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как гово-

рят, «в крови» и воспитывалось с детства. Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце 18 века появился клавесин — дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер.

Полонез, СЛАЙД №22 которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все при-сутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт.

Вальс. СЛАЙД №23Вторым танцем на балах был вальс, о котором А. С. Пушкин писал: Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой. Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно

повторяющихся движений. Вальс — танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».

Мазурка СЛАЙД №24 – это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет.

Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений.

Котильон. СЛАЙД №25 В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов. СЛАЙД №26 (поведение на танцах)

Бальный этикет 19 века в России СЛАЙД №27, 28

Бал – торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа. В России балы появились в XVIII веке, во времена правления Петра I, но получили своё широкое распространение в XIX столетии. Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени – времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде – и продолжался весь зимний период, за исключением периодов, когда следовало поститься. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям. Порой подобная напряжённая жизнь пагубно сказывалась на здоровье дам – схваченная простуда на балах иногда приводила к летальному исходу.

Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты).

Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими… Популярны в своё время были балы Дворянского собрания, балы художников и балы, проводимые иностранными посольствами

Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами.

Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в его отсутствие допускалось являться с подругой и мужем этой подруги. Девицы появлялись на балу исключительно в сопровождении матери или пожилой особы, которая зорко следила за своей подопечной, при необходимости давала ей советы и, как было в пушкинское время, искала ей кавалеров для танцев, если на то была необходимость. Девушка могла явиться на бал и в сопровождении отца, который представлял её своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желающие танцевать с его дочерью. Как правило, хозяин или хозяйка дома просили знакомых кавалеров приглашать на танцы дам, вынужденных, чаще всего из-за внешней непривлекательности, сидеть в сторонке. В любом случае не полагалось внешне проявлять душевные страдания, разочарование или же плохое настроение – на балу должно приятно улыбаться и непринуждённо поддерживать светский разговор.

Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. Бальные книжечки прикреплялись к поясу платья и служили подспорьем для памяти – дать обещание двум кавалерам на один танец не только считалось дурным тоном, но могло привести и к дуэли между претендентами, поэтому, оказавшись в ситуации подобной неосмотрительности, даме рекомендовалось пропустить танец. В случае поступления приглашения на танец одновременно от двух кавалеров, дама могла сделать выбор в пользу одного из них. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.

Перед балом или в его продолжении кавалер мог ангажировать даму на танец заранее, и если в начале XIX века кавалер, узнав, что ближайшие два-три танца уже обещаны другим, уходил ни с чем, то в конце XIX века кавалер спрашивал, на какие из свободных танцев он может претендовать. У дам, пользующихся популярностью, агенд был расписан в первые минуты начала бала. В правилах светских приличий 1880-х годов есть указание, что дама не должна давать согласие более чем на три кадрили, и тут же сказано, что кавалер, приглашая, продолжал перечислять все имеющиеся в программе кадрили, пока дама сама не скажет, какая у неё свободна.

СЛАЙД №29 Согласно правилам, кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома, далее шли все её родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать со своими знакомыми дамами. Во время танца кавалер развлекал даму лёгким светским разговором, дама же отвечала скромно и не смела смотреть в глаза танцору слишком часто. В обязанности кавалера также входило предотвращать столкновения с другими парами и не допускать падения своей дамы – если такое происходило, кавалер помогал даме подняться, провожал её до места, приносил свои извинения и спрашивал, не нуждается ли она в какой-либо помощи. Вставать в танец, не зная фигур, вести себя с дамой фамильярно (слишком прижимать к себе во время танца, просить её веер, платок или цветы), забыть отыскать приглашённую даму перед началом танца, наступать на шлейфы платьев – всё это характеризовало танцора не с лучшей стороны. Но умение ловко и красиво танцевать, в сочетании с хорошими манерами и знанием света могло способствовать карьере молодых людей.

По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её взял. Обменявшись взаимными поклонами, кавалер либо удалялся, либо мог остаться рядом с дамой и некоторое время продолжать разговор (по поводу данной условности указания в книгах противоречивы: в начале, середине и конце XIX века удерживать после танца кавалера не рекомендовалось, в то время как есть упоминания, что в 1830-х и 1880 годах не возбранялся светский разговор, с условием, что кавалер не мешал другим танцорам приглашать даму, с которой он ведёт диалог).

ПРОЕКТ №3 «Семейный устав и заключение брака у дворян 19 века» СЛАЙД №30, 31

1 ученик

На Руси женить молодых было принято рано "чтобы не забаловали". Бывало, что возраст жениха был от 12 до 13 лет. При ранней женитьбе совершенно было естественным, что жених и невеста не знали друг друга до брака. Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Жених не смел даже сказать, что желает жениться, все решалось родственниками.

Обычно отцы и матери жениха лично выбирали девицу, сообщая об этом сыновьям, когда свадьба уже готовилась.

Но иногда, первый шаг начинался и со стороны родителей невесты. Желая сбыть дочку, родители засылали к жениху близкого им человека сватом, если родители жениха соглашались, то приступали к сватовству обычным порядком. Она смотрела, хороша ли невеста, умна ли, "не безъязычна ли и речью во всем исполнена". Бывали случаи, что если дочь некрасива собой, то вместо нее приводили другую или вообще служанку. Сам жених до свадьбы видеть невесту не мог. Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак мог быть расторгнут, но это случалось очень редко.

Иногда жених настаивал на том, чтобы самому видеть невесту, если женихом дорожили, то могли и разрешить, но тогда, отделаться, ему было уже почти невозможно. После смотра происходил сговор – первая часть брачного праздника или вступление к торжеству. Сговорный день назначался родителями невесты. Родители садились друг против друга и несколько минут молчали, так было принято. Составлялся уговор, писалась рядная записка, где означалось, что в такое-то время состоится свадьба, а за невестой будет такое приданое.

2 ученик СЛАЙД №32

Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, люди, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось. Этот сговор имел юридическое значение. Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам "делал приданое" или передавал родителям невесту некоторую сумму денег – старинный обычай не позволял брать невесту без приданного.

Перед венчаньем гостей и молодоженов приглашали к столу, но и там сидя рядом будущий супруг не видел лица невесты – на ней было плотное покрывало – прообраз сегодняшней вуали. Обычно после 4–5 перемен кушаний посаженый отец обращаясь к родному отцу невесты спрашивал разрешения вести молодых "чесать и крутить", т.е. венчать. После венчания снова устраивали застолье, невеста была уже открыта, девичий венец сменен на "бабий убор" – повойник, и должна была непременно плакать, а женщины и девицы петь печальные песни. Перед тем как покинуть свадебный пир муж, в знак своей власти, ударял будущую спутницу своей жизни по спине плетью, полученною от тестя. Это символизировало переход молодой женщины от одного "хозяина" к другому.

3 человек СЛАЙД №33, 34

Место жительства супругов определяется по месту жительства мужа, ей вменяется в обязанность следовать за ним, в противном случае она могла быть водворена в дом мужа принудительно.

В дореволюционной России не существовало единого для лиц "семейного кодекса". Вопросы заключения брака находились в ведении церкви. Поэтому лица разных вероисповеданий попадали под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии. Парам, принадлежащим к различным конфессиям, для заключения брака требовалось разрешение верховных лиц государства и той церкви, к которой они принадлежали. В большинстве случаев требовалось принятие супругами единой веры. После революции 1917 г. начинается новый этап развития семейного законодательства. 18 декабря 1917 г. вышел декрет "О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся". Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах. Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак значительно упростились.

В Российском государстве до 17 века брачно-семейные отношения строились и. регулировались на основе Домостроя. Каких-либо фундаментальных документов или. указов регулирующих эту сторону жизни населения не существовало. Эпоха правления. Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства. С 1775 г. «Семейное законодательство» пополняется новыми правилами.

Заключение брака с 1775 года могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию предшествовало обязательное оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты. Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты.

ПРОЕКТ №4 «Жизнь дворян в усадьбе 19 века» СЛАЙД №35

1 ученик

Белинский в своей статье "Евгений Онегин" назвал это произведение "энциклопедией русской жизни". И в самом деле, в этом романе, как в магическом кристалле отразилась картина всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа – Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев общества начала 19 века.

Поместные дворяне живут жизнью, распорядок которой заведен раз и навсегда много лет назад. В покоях своего дяди Онегин находит «календарь осьмого года», ибо “старик, имея много дел, в иные книги не глядел”. В их жизни ничего не происходит, один день похож на другой. Отличается от других помещиков, пожалуй, лишь Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что образование Владимир получает в Германии. Впрочем, Пушкин предвидит, что, не погибни Ленский на дуэли, он мог бы через двадцать лет повторить жизнь старого Ларина или дяди Онегина. С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Не случайно некоторых гостей автор наделяет фамилиями персонажей пьес Фонвизина.

Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их жизненных интересов.

Эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пустые разговоры «необходимых глупцов». День похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало. Кроме своей Родины и народа они, не знают.

От этого Онегин и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян (“...ярем он барщины старинной оброком легким заменил...”), за что был осужден соседями, которые считали его чудаком и опасным “вольнодумцем”.

3 ученик

А после теоретической части, я хотела бы представить практическую: как жили герои в романе в усадьбе.

Ленский имел “пылкий и довольно странный” дух, его душа всегда была согрета “приветом друга, тоской дев». Он знал всех в округе. Его принимали как жениха. Он был образованным дворянином из высшего общества. Его привлекала веселая бурная жизнь, насыщенная приключениями.

Семья Лариных жила «мирной жизнью», в ней не было ничего неожиданного или беспокойного. Дмитрий Ларин сердечно любивший жену, доверял ей ведение хозяйства и расходов. Ларина – мать, в отличие от мужа, любила читать. Она предпочитала романы Ричардсона. Ольга Ларина была резва и весела, простодушна, она не любит задумываться ни о чем. Совсем другой была Татьяна, она не блистала особой красотой, но в ее глазах был такой огонек, который и привлек внимание Онегина.

ПРОЕКТ №5 «Жизнь дворян в Москве и Петербурге в 19 веке» СЛАЙД №36

1 ученик СЛАЙД №37-40

Онегин ведет типичный для молодежи того времени образ жизни: посещает балы, театры, рестораны. Но все это ужасно надоело Онегину и он разочаровывается в жизни и впадает в депрессию. Он пробует заняться какой –либо деятельностью, в частности – писать, но «ничего не вышло из-под пера».

Я совершенно согласен с Белинским, который сказал: «Бездеятельность и пошлость жизни души его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он…. Очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Жизнь дворян в усадьбе очень отличалась от жизни горожан в городе. Усадьба находилась очень далеко от города и они жили автономно.

Описывая обычный день Онегина, автор формирует у читателя полное представление о том, как проводили время молодые столичные дворяне 20 –х г. 19 века. На первый взгляд день героя насыщен до предела:

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут.

Утро Онегина начинается поздно, скорее всего, во 2 половине дня. Он идет на прогулку на бульвар. Затем обед с приятелями в модном ресторане, поход в театр или на балет и бал до рассвета.

2 ученик

Как передвигались? Как успевали на несколько балов за ночь? СЛАЙД № 41

КАРЕТЫ. Каре́та (от итал. carretta

В первой главе Онегин спешит на бал в «ямской карете». Содержать кучера и собственную карету в Петербурге было дорого, поэтому лошадей нанимали. СЛАЙД № 42 Четверка лошадей обходилась для разъезда по городу в 1836 году по 300 рублей в месяц. А извозчикам и кучерам платили отдельно.

Вот и Онегин, не имея собственного выезда, нанимал ямскую карету. Такую карету можно было взять на извозчичьей бирже.

СЛАЙД № 43 В допетровской Руси признаком важности пассажира была медленная езда. В Москве ездили медленнее, чем в Петербурге, но еще в 18 веке установилась «щегольская мода» очень быстрой езды по людным улицам.

В романе упоминаются на карете двойные фонари. Оказывается, количество фонарей или факелов зависело от важности седока.

Чем отличаются «почтовые» лошади от «своих»?

Ларина , тащилась

Боясь прогонов дорогих,

Не на почтовых, на своих…

Ларины ехали в Москву на «своих». В этих случаях лошадей на станциях не меняли, а давали им передохнуть, ночью не двигались с места, от этого скорость передвижения резко уменьшалась, уменьшалась и стоимость передвижения.

Путешественник запасался документом, куда вносился маршрут, чин, звание. От этого зависело количество лошадей. Онегин не служил, он имел право только на трех лошадей. Особы побогаче и служившие имели право от 12 до 20 лошадей.

По воспоминаниям современников Пушкина, в дорогу готовились основательно: жарили телятину, гуся, утку, пекли пироги, калачи, в которые запекали яйца цельные с скорлупой. Это все складывали в ящик для харчевого запаса. А в погребце везли с собой тарелки, ножи, вилки, ложки, перечницу. Горчичницу, чай, сахар и прочие столовые приборы. Ну а без самовара никак было нельзя.

Можно предположить, что хозяйственная Ларина путешествовала чуть поскромнее.

Парадокс! При плохом состоянии дорог поломка экипажей и починка их на скорую руку делалась обычной деталью дорожного быта.

ВЫВОД : СЛАЙД № 44 (зачитать с экрана)

Мода в романе «Евгений «Онегин»

Пушкин сам дает несколько значений понятию «мода» (Зачитать с конспекта):

1.склонность, пристрастие к чему-нибудь и предпочтение, оказываемое кому и чему-нибудь( «Латынь из моды вышла ныне»).

2.Принятая манера одеваться и причесываться («Острижен по последней моде»).

3.Предмет туалета модного покроя («Про вести города, про моды…Беседы с нею не вела»)

Существительное мода в произведениях Пушкина употреблено 84 раза! Но еще чаще в романе встречается прилагательное модный в различных значениях: «для неги модной», «модных чудаков», «модный свет», «в руки модного тирана», «опрятней модного паркета», «на модном слове идеал», «в песне модной» и др.

Наиболее часто слова мода и модный употребляются в 1-й главе романа. Это не случайно. Мода – это не только следование новейшим образцам в одежде, но это и манера поведения.

СЛАЙД № 45, 46 (46 зачитать с экрана) Начало XIX века характеризуется появлением стиля ампир. Жозефина, супруга первого консула Бонапарта, ввела в моду античные туники. Такой костюм был изящным, но не шел к климату России. Изменился не только фасон платьев, но они стали короче. Не случайно А.С. Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам: СЛАЙД № 47

Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры... (Гл. 1, XXVIII)

Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал. Вот как об этом сказано у Пушкина в «Евгении Онегине»:

Корсет носила очень узкий

И русский Н, как N французский,

Произносить умела в нос... (Гл. 2, XXXVIII)

Вместе с модой на одежду менялись и прически. В начале века женская прическа подражала строгой простоте. Предпочтительным считался каштановый цвет волос.

Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, серьгами. Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки. Дамские туфельки, сшитые из материи, чаще всего из атласа, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий.

В дамский туалет входили длинные перчатки, которые снимались только за столом, веер, маленькая сумочка и небольшой зонт, служивший защитой от дождя и солнца.

На шляпке каждой уважающей женщины обязательно должна была красоваться вуаль, которую называли на французский манер:

И, флер от шляпы отвернув,

Глазами беглыми читает

Простую надпись.

В женском гардеробе можно найти множество самых разнообразных шляпок. Одна из них – берет. Берет украшался перьями, цветами, являлся частью парадного туалета, а потому его не снимали на балах, в театре, на званых обедах. СЛАЙД № 48, (женские аксессуары)

По разнообразию верхних одежд женская мода не уступала мужской. У Пушкина в «Евгении Онегине» встречаем мы такие слова, как «манто», «редингот», «капот», «салоп». Все эти слова обозначают различные виды верхней женской одежды.

Мужской костюм СЛАЙД № 49, 50, 51, 52

Любой светский мужчина того времени носил фрак. Другой распространенной одеждой был сюртук. В первой трети XIX столетия мужчины надели каррики – пальто, имевшие множество воротников. де. В 30-е годы прошлого века в моду вошел макинтош – пальто из водонепроницаемой ткани, которую изобрел шотландский химик Чарлз Макинтош.

У мужчин самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр. Он появился в XVIII веке и позже не раз менял цвет и форму. Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Такая шляпа означала не просто головной убор, она указывала на либеральные общественные настроения ее владельца.

Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки чаще носили в руках, чем на руках, чтобы не затруднять себя, снимая их. Ситуаций, когда это требовалось, было множество. В перчатках особенно ценились хороший покрой и качественный материал.

Самой модной вещью XVIII – начала XIX века была трость. Трости делали из гибкого дерева, что не давало возможности на них опираться. Их носили в руках или под мышкой исключительно для щегольства.

Дополняли мужской костюм часы. Часы носили на цепочке. Для них в жилете был даже предусмотрен специальный карман. Пушкинский герой носил часы знаменитого парижского механика Бреге.

Распространены были и мужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями. Обязательной принадлежностью дворянина был и лорнет – своеобразные очки на ручке

СЛАЙД № 53, 54 (зачитать с экрана)

3 Слово учителя

Наше увлекательное путешествие в прошлое подошло к концу и прежде, чем мы окунемся в реальность, я хочу пригласить всех учеников и гостей побыть еще пару минут в России 19 века и всем вместе спеть прекрасную песню «Как упоительны в России вечера».

Огромное спасибо участникам сегодняшней гостиной и нашим зрителям. Надеюсь, это путешествие в прошлое вы запомните надолго.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!