Тема № 2. Полезные ископаемые.
Урок № 2. Гранит. Известняк
- оказать содействие в тренировке зрительной и слуховой памяти, умения сравнивать, анализировать и делать выводы
-способствовать формированию начального представления об исследовательской деятельности
-оказать содействие в формировании умения работать с различными источниками информации (презентация, рассказ учителя, наглядный материал)
- оказать содействие в воспитании ответственного отношения к окружающему миру, богатствам природы
Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина «Природоведение» 5 класс
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты БУД |
Слова учителя | Задания для учащихся | Предметные | БУД |
1.Мотивационный этап (2 мин.) Цели: Мотивирование обучаемых с помощью вопросов; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | - проверьте: на парте учебник, тетрадь, дневник, пенал. Сели. Слайд 1 -мы начали изучать тему «Полезные ископаемые» - За свою жизнь человек постоянно берёт у природы разные богатства, используя их в своих целях. Бывают ли такие богатства, которые можно использовать при строительстве? | | Ученики настраиваются на урок | | Личностные БУД -самоопределение -смыслообразование |
2.Целевой (8 мин.) Цель: Вспомнить материал, изученный ранее; актуализация тематики урока через постановку проблемного вопроса; постановка учащимися цели и задач урока в «сопровождении учителя». Задачи: Организовать обсуждение с учащимися возникшего затруднения (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем) | Слайд №2 Карточки -дома вы читали о полезных ископаемых 1.Проверим ваши знания (устный опрос продолжи предложение) Слайд№3 2.Узнай полезное ископаемое | Вопросы по карточкам 1.Природные богатства – это... (всем) 2. Полезные ископаемые человек добывает … (всем) 3.К полезным ископаемым относятся …. (3 уровень) 4.Как называются учёные, которые ищут полезные ископаемые? (1 уровень) 1.Картинка (песок) 2.Картинка (глина) 3.Картинка (мел) | Ученики отвечают на вопросы, используя учебник | -определение особенностей природных богатств -определение местонахождения полезных ископаемых -выделение основных полезных ископаемых -выделение изученного словарного слова | Познавательные БУД: -с помощью формируют алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера; Регулятивные БУ Д: -самостоятельно формулировать тему и строить действия в соответствия с ней; -понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; Коммуникативные БУД: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Личностные БУД: - проявлять интерес к земным недрам |
3.Сожержательный (12 минут) Цель: Организация коммуникативного взаимодействия Задачи: Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, систематизировать полученную информацию. | Слайд№4 1.Разгадай ребус (работа в парах) 2. Слайд №5 Наша сегодняшняя тема «Строительные полезные ископаемые. Гранит. Известняк». Мы узнаем, что такое гранит и известняк, научимся их различать. Запись даты и темы в тетрадь. Словарные слова: Строительные полезные ископаемые Гранит Известняк Мрамор Мел Рассказ учителя С древних времён человек хотел жить в безопасности и комфорте. Для этого он научился использовать полезные ископаемые, которые делали его дом крепким, и красивым. Слайд№6 Гранит очень прочный камень. Его название произошло от слова гранула, крупица. В природе встречается глубоко под землёй. Но есть и над поверхностью, в виде гор. Слайд№7 Добывают гранит открытым способом, взрывая горную породу. Гранит бывает разных видов. Слайд№8 Гранит используют для строительства самых надёжных частей здания. Которые могут выдерживать большие нагрузка – фундамент, лестница, опоры мостов. Слайд№9 Известняк твёрдый и прочный. Он образовался миллионы лет назад из остатков умерших морских раковин, спрессовавшихся под тяжестью верхних слоёв почвы и окаменевших. Среди него выделяют обыкновенный известняк, мрамор и мел. Слайд№10 Самый прочный известняк – это мрамор. Его используют в строительстве для изготовления плиток, лестниц, скульптур. Слайд№11 Обыкновенный известняк разрезают на куски и делают блоки для строительства. Мел используют для изготовления строительных смесей, побелки и для письма на школьной доске. Слайд№12 Добывают известняки и открытым и закрытым способом. | 1.Ребус 1-2 (Гранит) 2.Ребус 3-4 (Известняк) 2.Ребус 5 (Мрамор) | | -выделение темы урока -развитие умения разгадывать ребусы | Познавательные БУД: -извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; -устанавливать последовательность в работе органов связи; Коммуникативные БУД: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; - умение устанавливать рабочие отношения, сотрудничать; Личностные БУД: -умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность к равноправному сотрудничеству. Регулятивные БУД: -выделять и осознавать, то, что уже усвоено и, что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; -оценивать достигнутый результат. |
4.Физминутка (3 мин) Цель: Сохранить здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха. | Слайд№13 «Геологи» | -поднимаем вытянутую руку вперёд и нагибаемся, разглядываем в подзорную трубу гранитную гору -поворачиваем корпус вправо и влево, ищем залежи известняка -делаем наклоны и собираем образцы камней с земли | Дети выполняют упражнения по образцу | -умение координировать свои движения согласно теме упражнения | |
5.Лабораторная работа (5 минут) Цель: Организация исследовательского взаимодействия Задачи: Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, различить новые объекты | 1.Лабораторная работа «Различение гранита и известняка» | -Трогаем камень -Взвешиваем каждый камень в руке -Берём лупу, вспоминаем правила работы с ней -Рассматриваем гранит -Рассматриваем известняк -Опишите камни, сравните их. | | | Познавательные БУД: -извлекать необходимую информацию из практической работы; -устанавливать последовательность в работе с наглядным материалом; Регулятивные БУ Д: -самостоятельно проводить исследовательскую деятельность и строить простейшие сравнительные соотношения по её результатам; |
6.Закрепление изученного (5 минут) Цель: Повторить и закрепить ранее изученное на уроке. Задачи: Организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на; Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать; включить новое знание в систему знаний через практическое задание, Организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону | 1.Работа по учебнику. -Что случится, если поместить известняк в воду или капнуть на него уксусом? 2.Работа по карточкам в тетради Проверка работ учащихся | Откройте учебник на стр. 52. Прочитайте об этом в учебнике (вторая часть абзац 2) (1 уровень) «Самостоятельно подпишите названия изученных камней» (всем) -Как подписали первую картинку? -Как подписали вторую картинку? | Чтение текста учащимися, краткий пересказ прочитанного Дети заполняют карточки Учащиеся читают, то, что записали в карточки, выполняют самопроверку. | -умение связно излагать прочитанное -умение устанавливать причинно-следственные связи -умение проводить взаимопроверку | Регулятивные БУД: -выделять и осознавать, то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; -оценивать достигнутый результат; Коммуникативные БУД: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; Личностные БУД: -проявлять интерес к результатам своего познания Познавательные БУД: - уметь извлекать информацию из иллюстраций; - готовить высказывание на основе прочитанного; -составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; -устанавливают последовательные связи; |
6.Итог урока, домашнее задание (3 мин) Цель: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного. Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Задачи: Обобщить изученное для введения в последующем новых способов действий; Выявить причины ошибок и наметить пути коррекции Сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике | Ответьте на вопросы Учитель комментирует домашнее задание, объясняет его выполнение. | — О каких полезных ископаемых вы сегодня узнали? — Что нового и интересного вы узнали? Прочитать текст на с. 51–53 учебника, пересказать Ответить на вопросы 1-8 (Всем) | Учащиеся дают краткие ответы на вопросы Учащиеся записывают домашнее задание в дневник | -умение связно излагать прочитанное -умение устанавливать причинно-следственные связи -умение проводить взаимопроверку | Познавательные БУД: -осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной; -извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов. Регулятивные БУД: - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Личностные БУД: - имеют социально ориентированный взгляд на мир; - проявляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; |
7.Рефлексия (2 мин) Цель: Выявление эмоционального состояния учащихся после урока, степень их утомляемости | Самоопределение эмоционального настроя после урока | Выберите смайлик, который показывает ваше настроение после урока, и опустите в коробочку. | Учащиеся выбирают смайлики и опускают в коробочку | -фиксация эмоционального состояния после урока | |