Тема: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах -ова (-ева), -ыва (-ива)»
Цели урока: познакомиться с правописанием суффиксов глагола. Научиться правильно писать суффиксы -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-) в глаголах. Закрепить знания новых терминов. Развивать умение систематизировать и анализировать. Развивать мышление и речь. Воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Изучение новой темы.
Образуйте новые слова:
От глагола заносить взять приставку, от глагола гадать – корень, добавить суффикс -ыва-, от глагола леплю – окончание (за-гад-ыва-ю).
От глагола облететь взять приставку, от существительного радость-корень, добавить суффикс -ова-, написать окончание неопределенной формы глагола (об-рад-ова-ть).
Постановка проблемного вопроса: почему в первом глаголе мы пишем суффикс -ыва-, а во втором -ова-?
Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.
Грамматическая сказка
Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному. Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам.
Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах.
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
- Какой нам урок дает эта сказка? Предположите, от чего зависит правописание суффиксов.
- Как бы вы назвали эту сказку? Какой признак легче запомнить? А какой признак выведет нас на правило? (круглые суфф. – стремятся убежать, с палочкой суфф. – преданные; ова,ева – меняются на –у,-ю: -ыва,-ива – постоянны).
3 .Знакомство с теоретическим материалом. Чтение параграфа 97.
Рассуждаем так:
– Пишу суффиксы -ова- (-ева-) в неопределенной форме и прошедшем времени. Если они заменяются в личной форме на -ую.
– Пишу суффиксы -ыва- (-ива-) , если такой замены не происходит.
4. Закрепление нового материала.
– По данному образцу образуйте глаголы от существительных и напишите:
Ночь – ночую – ночевать.
Экзамен –
Чувство –
Формула –
Доказательство –
– Объясните смысл пословиц. Определите суффикс глагола. Обозначьте орфограмму.
Скоро сказка сказ..вается, да не скоро дело делается.
Не отклад..вай на завтра то, что можно сделать сегодня.
От хлеба – соли не отказ..ваются.
Без денег торг..вать, как без соли хлебать.
– Фразеологическая минутка
Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.
Держать нос по ветру Не выноси сор из избы Разделать под орех Жар загребать чужими руками | – не раскр..вай тайны – раскритик..вать – приспосабл..ваться к обстоятельствам – польз..ваться результатами чужого труда |
– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите суффиксы глаголов.
Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь; она уклад..валась, увяз..вала белье и платье, написала длинное письмо. Ветер не мог тут свирепств..вать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился. Все сугробы да овраги ; поминутно сани опрокид..вались, поминутно он их подымал. Солдаты весело разговар..вали между собой.
-Я велел было поскорее заклад..вать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель совет..вал мне переждать,– сказал Бурмин.
(А.С.Пушкин “Метель”)
5. Домашнее задание:
По данному образцу образуйте глаголы несовершенного вида и напишите, обозначая орфограмму.
Прополоть – пропалываю – пропалывать.
Распороть –
Оглядеться –
Оттаять –
Запаять –
Выпрашивать –
Жаловаться –