Словарный диктант в рабочей тетради. Проверка, комментарий. Слова дома выучить! Итак, дайте определение глаголу, как части речи? Что такое неопределенная форма глагола и на какие вопросы отвечает? Что такое спряжение? Как определить спряжение глагола? Это 1 способ, а 2? Спишите слова в два столбика по группам, вставив пропущенные буквы. Лов…шь, помога…шь, боле..шь, воз…шь, крас..шь, ход…шь, жале…шь, ро…шь, гон…шь, бега…шь - На какие группы распределили? (глаголы 1 и 2 спр.) - Как вы определили спряжение глаголов с безударными окончаниями? - Образуйте глаголы неопределенной формы. - Что вы заметили? - Как называются такие глаголы? - Почему этот глагол является исключением из правила? (суффикс неопределенной формы относится к 1 спр., а у глагола окончание 2 спр.) П о с т а н о в к а учебной задачи. - Сегодня мы продолжим наше знакомство с глаголами-исключениями. Наша задача – выяснить, к какому спряжению они относятся, постараться их запомнить. - Как вы думаете, почему необходимо знать и уметь их правильно распознавать? | Памятник, похожий, охотник, пассажир, портрет, обида, отечество, оборона, печаль, пейзаж, огонь, перрон, одиннадцать, болото, половодье Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Инфинитив, начальная форма. Что делать, что сделать. Изменение глагола по лицам и числам По 3 лицу мн.ч 1 спр. –ут, -ют 2 спр. –ат, -ят Определить время, лицо, время глагола. Поставить глагол в неопределенную форму (инф.) Определить спряжение глагола. 2 спр. И, 1 спр. остальные. Вспомнить окончание глагола в нужном числе и падеже. 1 спр. – Е, -ут, -ют 2 спр. –И, -ат, -ят Читают записи. П р о в е р к а. I спр. | II спр. | помогаешь | ловишь | болеешь | возишь | жалеешь | красишь | роешь | ходишь | бегаешь | гонишь | (Поставили глагол в неопределённую форму) 1 спр. | II спр. | помогать | ловить | болеть | возить | жалеть | красить | рыть | ходить | бегать | гнать | (Глагол гнать оканчивается на –ать, а записан во вторую группу) (Глаголы – исключения) (Чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов) | Слайд Слайд Слайд |
Откройте учебник на с. 94 Прочитайте правило Итак, как определить спряжение глагола? (по неопределенной форме) Какие глаголы относятся ко 2 спр? Какие глаголы относятся к 1 спр.? Эти глаголы-исключения вы должны знать наизусть. Чтобы вам было легче, вы должны выучить следующее стихотворение. Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “-е ” – спрягать нельзя. – В этих глаголах мы пишем лишь: “-и” (ты видишь, он видит и видят они) | Слайд |
Попробуем вспомнить глаголы исключения еще раз. Несколько раз проговорить с детьми. Для закрепления новой информации выполним упр. 207е на с. 101й. Вам нужно распределить глаголы в 3 столбика: 1 спр., 2 спр., глаголы-исключения. Выполняем сначала самостоятельно. Потом 3 человека выходят к доске и каждый записывает свой столбик на доске. Сверяем. Спрашиваю еще раз правило. Какие глаголы относятся ко 2спр? К 1 спр.? Придумайте предложение с одним из глаголов из 3 столбика. Выполните его синтаксический разбор. Устно выполняем упр. 208е Прочитайте, какие глаголы пропущены. Восстановите пословицы. Определите спряжение глаголов. Выделите антонимы. Что такое антонимы? | Повторяют правило Завтра мы услышим рассказ учителя. |