СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Понятие правильного многогранника»

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Понятие правильного многогранника»

Цель урока: Ввести понятие правильного многогранника. Сформировать у учащихся представление объемных фигур в пространстве.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Понятие правильного многогранника»»

Тема урока: «Понятие правильного многогранника»

Цель урока: Ввести понятие правильного многогранника. Сформировать у учащихся представление объемных фигур в пространстве.

Ход урока

  1. Организационный момент

Сообщить тему урока, сформулировать цель урока.

  1. Проверка домашнего задания

Проанализировать ошибки домашнего задания.

  1. Актуализация знаний

Ответить на вопросы:

  1. Какое наименьшее число ребер может иметь многогранник?

  2. Сколько граней, перпендикулярных к плоскости основания может иметь куб, призма, пирамида?

  3. В какой призме боковые ребра параллельны ее высоте? (затрудняются ответить на данный вопрос, который перетекает в тему урока)

  1. Изучение нового материала

Выпуклый многогранник называется правильным, если все его грани — равные правильные многоугольники и в каждой его вершине сходится одно и то же число ребер.

Вопросы к классу:

  1. Какие вы знаете правильные многогранники?

  2. Какие два условия определяют правильный многогранник?

  3. Сколько может быть видов правильных многогранников?

На последний вопрос учитель отвечает вместе с учениками.

Пусть при одной вершине сходится n ребер, тогда плоских углов при этой вершине будет тоже n, причем они все равны между собой. Пусть один из этих плоских углов равен х, тогда сумма плоских углов при вершине nx, и по свойству плоских углов многогранного угла получим nx

x

(1).

Угол правильногоn-угольника равен

α =

(2).

I. Таблица значений

II. Таблица значений


3

4

5

6

7


3

4

5

6

120°

90°

72°

60°

≈ 51°

60°

90°

108°

120°

Начиная с n = 7 плоский угол станет меньше 60°, а такого правильного многоугольника не существует, поэтому остальные случаи рассматривать не будем.

I. Грани правильного многогранника – правильные треугольники, тогда α = 60° (таблица II).

1) 60° ∙ 3 = 180°

В этом случае правильный многогранник имеет 4 грани и называется правильным тетраэдром.


2) 60° ∙ 4 = 240°

В этом случае правильный многогранник имеет 8 граней и называется правильным октаэдром.

3) 60° ∙ 5 = 300°

В этом случае правильный многогранник имеет 20 граней и называется правильным икосаэдром.

4) 60° ∙ 6 = 360°, это противоречит теореме о сумме плоских углов многогранного угла. Следовательно, больше правильных многогранников, грани которых – правильные треугольники, не существует.

II. Грани правильного многогранника – правильные четырехугольники(квадраты),тогда α = 90° (таблица II).

1) 90° ∙ 3 = 270°

В этом случае правильный многогранник имеет 6 граней и называется правильным гексаэдром(кубом).

2) 90° ∙ 4 = 360°, следовательно, больше правильных многогранников, грани которых – квадраты, не существует.

III. Грани правильного многогранника – правильные пятиугольники; α = 108°.

1) 108° ∙ 3 = 324°

В этом случае правильный многогранник имеет 12 граней, и называется правильным додекаэдром.

2) 108° ∙ 4 360°, следовательно, больше правильных многогранников, грани которых – правильные пятиугольники, не существует.

IV. Начиная с правильного шестиугольника α ≥ 120° (таблица II).

Следовательно, nα 360° (n ≥ 3), поэтому правильных многогранников, грани которых – многоугольники с числом сторон больше 5, не существует.

Во время беседы демонстрировать модели правильных многогранников, показывать рисунки из параграфа 3 учебника.

Все эти типы многогранников были известны в Древней Греции — именно им посвящена завершающая, XIII книга «Начал» Евклида. Их называют также «платоновыми телами» — они занимали видное место в идеалистической картине мира древнегреческого философа Платона. Четыре из них олицетворяют в ней четыре «сущности», или «стихии»: тетраэдр — огонь, икосаэдр — воду, куб — землю, октаэдр — воздух. Пятый же многогранник, додекаэдр, воплощал в себе «все сущее», символизировал все мироздание, почитался главнейшим. Уже по-латыни в средние века его стали называть «пятая сущность» или «квинта эссенция», отсюда происходит слово «квинтэссенция», означающее все самое главное, основное, истинную сущность чего-либо.


  1. Закрепление изученной темы: №№ 279, 280 (а), 281, 282, 287.

279 (решается самостоятельно с последующей проверкой у доски)

Дано:

ABCDA1B1C1D1 — куб.

A1C1 и A1В — диагонали граней куба, имеющие общий конец.

Найти:

ВA1C1 =?


Решение:

  1. Пусть a — ребро куба. Так как все грани куба равные квадраты, то диагонали граней равны A1C1 = A1В = ВC1= = =a

  2. A1B1C1 — равносторонний, значит, ВA1C1 =

Ответ:

280 (а) ;

281 (для решения ученик вызывается к доске)

Дано:

ABCDA1B1C1D1 — куб.

D1A, D1Cи D1В — диагонали граней куба.

Доказать:

D1AB1C– правильный тетраэдр

Найти:

= ?


Решение:

  1. Все грани куба – равные квадраты. Диагонали граней куба, являющиеся ребрами тетраэдра, равны. D1AB1C – правильный.

  2. Пусть а – сторона куба. Значит, из :

= =a – ребро тетраэдра.

  1. =

Ответ:

287 (для решения ученики вызываются к доске)

Дано:

ABCDEF — правильный октаэдр.

АВ = а

Найти:

BD;

б) KL – расстояние между центрами

двух смежных граней;

в) HM – расстояние

между противоположными гранями.


Решение:

а) Расстояние между противоположными вершинами для всех вершин одинаково. – прямоугольный.

BD = = a

б) Расстояние между центрами двух смежных граней одинаково для всех смежных граней.

1) В грани DEA проведем высоту EP, в грани проведем высоту EQ. Точки K, L – центры граней. KL – расстояние между центрами граней.

2) В плоскости POE проводим KN PO; в плоскости EQO проводим LM QO. Тогда MN – проекция искомого отрезка KL на основание, KLMN – прямоугольник.

3) В по теореме косинусов

– прямоугольный.

  1. PK – радиус окружности, вписанной в правильный

PK = r = ; из

NO = OM =

  1. – прямоугольный и равнобедренный.

NM= . Тогда KL = NM = .

в) 1) Проведем через середину квадрата ABCD . , .

грани AED и FBC параллельны.

2) Плоскость (PEH) плоскости (FBC). В плоскости (PEH) проведен отрезок MN PE.

3) (PEH) AD HM AD, HM PE, значит, MH (AЕD) и MH (FBC). Значит, HM – искомое расстояние.

4)

Ответ:a) ; б) ; в)


  1. Подведение итогов:

  1. Сколько видов правильных многогранников вы узнали? Назовите их.

  2. Приведите примеры, где в повседневной жизни встречаются данные фигуры.

  3. Оценки за урок.

Домашнее задание: 1)§ 31-33, вопросы 13, 14

2) Решить задачи № 283, 286.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!