СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: раскрыть общечеловеческий смысл библейских глав, показать роль ершалаимских глав в структуре романа; расширить представления учащихся о нарисованных автором характерах;  формировать навыки анализа художественного текста. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Конспект урока по литературе (11 класс)

Тема урока: Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока: раскрыть общечеловеческий смысл библейских глав, показать роль ершалаимских глав в структуре романа; расширить представления учащихся о нарисованных автором характерах; формировать навыки анализа художественного текста.

Ход урока:

1.Этап мотивации и целеполагания

Работа с эпиграфом, записанным на доске.

«Почему, зачем, откуда зло? Если есть БОГ, то как может быть зло? Если есть зло, то как может быть БОГ?»

(М.Ю.Лермонтов)

Слово учителя:

К каким главам мы можем отнести данный эпиграф? Почему? С какими героями связаны библейские главы в романе?

Итак, сегодня мы приступаем к анализу 2 главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в основу которого положены вечные проблемы человеческого существования: Добра и Зла, Веры и Безверия, Предательства и Любви, Власти и Свободы, проблема покаяния и справедливого возмездия.

Перед нами разворачивается целая панорама людских нравов, обнажая старые, как мир, и вечные, как сама жизнь, вопросы. Что есть человек? Ответственен ли он за свои дела? Могут ли даже самые суровые обстоятельства служить оправданием безнравственному поступку? Вы знаете, что частью романа Булгакова «Мастер и Маргарита», его отдельными главами является роман его героя, Мастера, обращенный событиями почти в двух тысячелетнюю историю, но имеющий непосредственную связь с событиями, происходящими в Москве  30-ых годов. Сюжет этого романа напоминает библейское сказание о распятии Иисуса Христа и производит впечатление документально точного изложения действительно происходивших событий, так как героями  его являются почти исторические лица. Однако есть нечто, что отличает роман Мастера.

В Евангелии от Матфея говорится о том, что, собрав 12 учеников на Тайную Вечерю в канун праздника Пасхи, Иисус Христос предсказал свою смерть от предательства одного из них…

Сообщение ученика о библейском сюжете распятия Христа (рассказывает легенду о распятии Христа, дополняя рассказ следующими цитатами из Библии):

«– Истинно говорю вам: один из вас предаст меня.

Учеников это опечалило, и они начали спрашивать одни за другим:

– Не я ли, Господи?

Тогда Иуда, который прежде предал Его, тоже спросил:

– Конечно же не я, Учитель?

Иисус ответил:

– Да, ты…»

(Евангелие от Матфея, гл.26 (20–22, 25, 46–52,) гл.27 (1–5)

Учитель: Нет сомнения, что Иешуа Га-Ноцри – своего рода двойник Иисуса Христа. Тем более, Иешуа на арамейском языке означает Господь (спасение), а Га-Ноцри – из Назарета. Иисус Христос, родившийся в Вифлиеме, до начала своей деятельности постоянно проживал в Назарете, из-за чего его часто называют Иисус Назаретянин. В чём же, по-вашему, состоит особенность трактовки евангельского сюжета?

Просмотр эпизода из фильма «Мастер и Маргарита» (Суд Понтия Пилата) Серия 1.

Словарная работа: (задание по составлению словаря было дано в качестве дом. задания)

Понтий Пилат – 5 прокуратор в 26-36 гг. н.э. Принадлежал к сословию всадников (богатых, но незнатных граждан Рима)

Ершалаим – столица Иудеи (Иерусалим) 

Легион – основная единица римского войска (4,5 – 7 тыс.) – им командовал легат

Состоял из 210 когорт (по 360-600 чел.) Во главе стояли трибуны

В состав когорты входили манипулы (по 120 чел.)

Подразделением манипулы была центурия (кентурия) (от 60 до 100 чел)

Возглавлял центурион (кентурион) 

Тетрарх – правитель четвёртой части, стоял во главе Галилеи – самой плодородной части Палестины. 

Ирод Великий – царь Иудеи, поставленный римлянами в 40 г. до н.э. 

Синедрион – высшее политическое и судейское учреждение, возглавляемое первосвященником. 

Игемон – наместник, правитель. 

Кесарь – римский император (Цезарь – фамильное имя Юлиев стало титулом римских императоров). 

Анализ эпизода «Суд Пилата»

Класс делится на 2 группы: 1 группа отвечает на вопросы, связанные с Иешуа Га-Ноцри, 2 группа анализирует эпизоды, связанные с образом Понтия Пилата.

Вопросы для 1 группы

1) Каким предстаёт перед нами Иешуа Га Ноцри? (гл.2 портрет). О чём это говорит?

2)  Второй участник  сцены (Понтий Пилат гл. 2, портрет).

-Какая деталь обращает на себя внимание? Почему «кровавый подбой»?   О чём это говорит?

3)Проследите, как меняются его глаза. Что даёт эта деталь?

4) Боится ли арестант Понтия Пилата? ( гл. 2)

5) Какой факт подтверждает, что он умеет убеждать людей? (гл. 2. История с Левием Матвием).

6) Мысль о бессмертии  …Пилат прогнал эту мысль… (гл. 2)

7) Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в  его душе ужас? (гл. 2. «…Нет,- сказал Пилат…»)

8) Какой ещё поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести?

(гл. 25 «…Он сказал,- опять закрывая глаза,- ответил гость……считает трусость…» )

9) Понаблюдайте, как меняется голос Понтия Пилата ( гл.25)? О чём говорит  эта деталь? Что с этим пришло к Понтию Пилату? (возмездие).

10) Вспомните, какой разговор  состоялся между Понтием Пилатом и Левием Матвием ? ( гл.26 «…Возьми,- сказал он,-… как ты его убил»). Можно ли сказать, что он достойный ученик?

11) Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером? (эпилог)

   (…После укола всё меняется……остроухий пёс.)

Вопросы для 2 группы.

1) Что заявляет  Иешуа    на вопрос Понтия об истине?

( гл.2  …И вновь он услышал  голос…)  Чем поразителен ответ?

2) В чём истина для Иешуа? (нет  злых  людей;  к  истине   идёт  через слово. (гл. 2. … Мне  пришли в голову кое-какие мысли…)    

3) Какое решение  принимает Понтий  Пилат после этой части разговора? Почему? ( гл. 2.  …в  течение её  полёта  в светлой теперь голове прокуратора…)

4) В какой момент  изменяется  настроение  Пилата? Почему он отказывается  от принятого  решения? Проследить по тексту. (гл. 2…крылья ласточки….до закон об оскорблении величества).

5) Нужна ли такая истина Пилату? ( гл. 2.Ты полагаешь несчастный…)

6) Что случилось с прокуратором? Он ведь сам подсказывал выход Иешуа, спасительный ответ? ( гл.2 «…Слушай ,Га Ноцри,- заговорил вдруг …»)

7) Почему сейчас Пилат утверждает смертный приговор?

8) Какое приказание и как отдаёт он начальнику тайной полиции ? (гл. 25… И тем не менее, его зарежут сегодня… …на вашу изумляющую всех  исполнительность. Гл. 26…Моя охрана упустила …  …чтобы позаботиться об этом негодяе…)

9) Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели  Иешуа?

(гл.16. …О, я глупец…  Теперь Левий Матвей безнадёжно записан… …дальше одного мгновения…)

10) Как Левий Матвей выполнит последний долг перед учителем?

11)Как судьба наказала Пилата за трусость? ( гл. 32 …У ног сидящего …)

Беседа:

- Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа? (некий странный профессор)

- Вспомните, что предшествовало рассказу профессора? (разговор о существовании Иисуса и доказательств этого)

- О чём этот рассказ? (О допросе бродячего философа прокуратором Иудеи и вынесении приговора – это не Иисус, хотя в некоторых источниках его называют Иешуа, что переводе с арамейского «Господь-Спасение»)

- На что указывает название главы? (на главное действующее лицо этой главы и обозначает одну из ведущих тем романа – тему совести).

- Обратите внимание, что глава начинается теми же словами, которыми заканчивается предыдущая, посвящённая московским событиям 30-х годов.

-Какую роль играют повторяющиеся фразы? (устанавливают связь между прошлым и настоящим, соединяют разные времена и пространства)

-Что придаёт повествованию черты исторической достоверности? (географические названия: Иудея, Лысая Гора –Голгофа, Ершалаим – Иерусалим, Галилея, Рим; имена: Понтий Пилат, Ирод Великий)

-Что является одним из способов раскрытия образа героя? (портрет)

- Посмотрим, какими предстают перед читателями два героя: Понтий Пилат и Иешуа, бродячий философ, оказавшийся сейчас перед глазами владыки.

Характеристика образов героев каждой из групп.

Чтение описания Иешуа.

Ещё раз отметим, речь идёт не о Божьем сыне, герой – простой человек.

-Какие проблемы будут решаться в романе, богословские или реальные, мирские? (роман посвящён земной жизни, история Иешуа и П.П. будет разворачиваться параллельно с историей М. И Маргариты) 

Описание Понтия Пилата.

-Что в описании обращает на себя особое внимание? (подбой не красный, яркий, а «кровавый»; обладающий «кавалеристской походкой» - бесстрашный воин, недаром его прозвали Всадник Золотое Копьё. Да и имя Пилат в переводе с латинского означает «копьё». Ещё о нём говорят «свирепое чудовище», а он сам готов повторять это о себе)

-Но сейчас это чудовище само страдает. Как автор передаёт страдания П.П? (речь, риторические обращения, вопрос, лексический повтор (больная голова, больной голос), сравнения (как камень), эпитеты и метафоры (непобедимая, ужасная, пылающая адская боль…), цветопись (желтоватые щёки, жёлтое лицо)

- К какой детали постоянно обращается автор, описывая муку прокуратора? (глаза)

-Проследите по тексту, как меняются его глаза? ( вспухшее веко приподнялось, подёрнутый дымкой страдания глаз уставился на арестантов, другой глаз остался закрытым. Теперь уже оба больные глаза тяжело глядели на арестованного, он смотрел мутными глазами на арестованного)

-Что заставит П.П. отнестись к Иешуа не так, как, вероятно, он относился к подобным людям раньше? (Иешуа догадался о боли и исцелил П.П., заинтересовал речами)

-Что стало доказательством вины Иешуа? ( пергамент Левия Матвея, в нём размышления об истине, правда, в искажённом виде) 

! Левий – имя одного из евангелистов, который лично было знаком с Христосом, был сборщиком податей, после встречи с Иисусом стал одним из 12 его учеников под именем Матфей.

- Что такое истина? – спрашивает Понтий Пилат (У Понтия Пилата болит голова, он помышляет о смерти и мечтает, чтоб пришла собака – отвечает Иешуа)

! Согласно Библии этот же вопрос задаёт Пилат Иисусу, он же становится центральным в духовной жизни человечества.

-Как развивает это понятие Иешуа? ( Для него истина в том, что никто не может распорядиться его жизнью: «..согласись, что перерезать волосок, на котором висит жизнь уж наверное может лишь тот, кто подвесил. Для Иешуа истина в том, что «злых людей нет на свете». Если он поговорит с Крысобоем, то тот резко изменится. К истине этой Иешуа готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни).


-Иешуа говорит Пилату: «Мне пришли кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека…Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон»

Обратите внимание на секретаря в этот момент. О чём это говорит?

(Секретарь вытаращил глаза, смертельно побледнел, думал только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить)

-И тем не менее Пилат приказывает развязать руки, а затем и принимает решение в пользу Иешуа.

Какое? (объявить философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и подвергнуть заключению там, где располагалась резеденция прокуратора)

-Почему? ( Такого человека хочется держать при себе. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов)

- В какой момент изменится настроение Пилата? Почему он вынужден отказаться от своего первоначального решения? Как меняется Пилат? Проследим по тексту. (стр. 396)

(-померещилось – вместо головы арестованного – голова кесаря, если таким Пилат кесаря, значит, служит не из-за уважения;

-послышалось : «Закон об оскорблении величества»;

-мысли «Погиб!» и о бессмертии, бессмертие вызывало смертную тоску).

-Что же прочитал П.П. в пергаменте? («Всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть»

-Как ведёт себя Пилат до произнесения речи о власти и после неё? (во взгляде послал какую-то мысль, которую хотел бы внушить арестанту, советует: «взвешивай каждое слово», пытается послать какой-то намекающий взор - в тоне была уже безнадёжность, с ненавистью глядел на секретаря, вскричал, чтобы его оставили одного с арестованным)

-Почему же сейчас утвердит смертный приговор?

(Смелый воин на поле боя, он трус, когда дело касается кесаря, власти. Он боится за себя так, что пойдёт против своей совести).

- Кажется, Герцен сказал, что человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. П.П. внутренне несвободен. Поэтому он предаст Иешуа.

-Как объяснить появление в колоннаде ласточки, которая дважды влетала и вылетала оттуда?

- Почему такие мысли: « Погиб! Погибли! И о бессмертии «понеслись в голове Пилата? (У него есть совесть, в отличие от Иуды, не страдающего нравственно. Пилат понимает, что вынужден вынести приговор Иешуа, он заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет его собственная – только нравственная).

-Какова дальнейшая судьба философа?

-После того, как Синедрион подтвердил своё решение относительно казни Иешуа, посчитав его более опасным преступником чем Вар-раван, всё та же непонятная тоска пронизала всё существо Пилата. Он тотчас постарался её объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осуждённым, а может быть, чего-то не дослушал. Пилат прогнал эту мысль, и она улетела в одно мгновение… А тоска осталась…другая мысль: «Бессмертие…пришло бессмертие…» она заставила Пилата похолодеть на солнцепёке.

- Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? (совестливый человек не может жить с камнем на душе, Пилат уже сейчас уверен, что не будет ему покоя ни днём, ни ночью).

- Как описан подобный эпизод в Библии? (В Библии не идёт речь о страданиях Понтия Пилата после казни Иисуса, что убеждает: мастер создаёт оригинальное художественное произведение).

- Как Пилат постарается смягчить «приговор» себе? (пригрозил Каифе, Пилату становится легче - см. текст)

-Найдите описание Понтия Пилата во время оглашения приговора. (Ему показалось, что солнце….свист).

-Образ палящего солнца не раз выделялся в этой главе - «беспощадный зной», «безжалостный солнцепёк». -- Как воспринимаются эти образы? (как знаки гибнущего мира).


5.Работа с Библией и иллюстрациями.

Сравним героев романа и библейских персонажей.


Иисус Христос Иешуа

1)Христос - по-гречески «посланник» 1) «Иешуа» - по-арамейски «господь-спасение»

Иисус – спаситель, заступник, по-еврейски-«Миссия»

2) Богочеловек родители: дева Мария и плотник Иосиф 2) Не помнит родителей

3) Родина – Вифлеем 3) Гамала

4) 12 учеников – апостолов 4) Один ученик – Левий Матвей

5) Учение и врачевание 5) учение и врачевание

6)Во время казни – 33 года 6) 27 лет

7) Приговор – смерть – распятие на кресте 7) смерть – повешение на кресте

с прибиванием к нему

8)Место распятия – Голгофа – Лысая Гора 8) Лысая гора

9) Воскресает на третий день 9) Не воскресает


Понтий Пилат

10) Задаёт вопрос: «Что такое истина 10) «Что такое истина?»

11)Ничего о страдании П.П. 11) Страдает после казни. 


6. Вывод: Есть общие черты, но роман – оригинальное художественное произведение.

Это история о мирских проблемах, реальных людях, нравственности.


7. Итог урока:

-Какие вечные проблемы поднимаются на страницах главы? (что такое истина, человек и власть, внутренняя свобода и несвобода, добро и зло, их вечное противостояние, верность и предательство, милосердие и всепрощение, проблема нравственного выбора).

-Какой выбор делают герои 2 главы? (Иешуа остаётся верен своим убеждениям, П.П. в выборе между долгом и совестью выбирает первое)

-Что объясняет такой выбор?

-На что обрекает себя человек, который пошёл против своей совести?

-Какими художественными средствами рисует Булгаков центральных героев ершалаимских глав? (портрет как способ раскрытия характера мысли, речевая характеристика, образы природы (солнце, зной, ласточка), художественные детали (глаза…).

Домашнее задание: прочитать московские главы, сделать вывод об общей атмосфере жизни 30-х годов 20в., используя главы 5,6,7,9,13,27.    




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!