Конспект урока по литературе (11 класс)
Тема урока: Поиск истины и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цели урока: раскрыть общечеловеческий смысл библейских глав, показать роль ершалаимских глав в структуре романа; расширить представления учащихся о нарисованных автором характерах; формировать навыки анализа художественного текста.
Ход урока:
1.Этап мотивации и целеполагания
Работа с эпиграфом, записанным на доске.
«Почему, зачем, откуда зло? Если есть БОГ, то как может быть зло? Если есть зло, то как может быть БОГ?»
(М.Ю.Лермонтов)
Слово учителя:
К каким главам мы можем отнести данный эпиграф? Почему? С какими героями связаны библейские главы в романе?
Итак, сегодня мы приступаем к анализу 2 главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в основу которого положены вечные проблемы человеческого существования: Добра и Зла, Веры и Безверия, Предательства и Любви, Власти и Свободы, проблема покаяния и справедливого возмездия.
Перед нами разворачивается целая панорама людских нравов, обнажая старые, как мир, и вечные, как сама жизнь, вопросы. Что есть человек? Ответственен ли он за свои дела? Могут ли даже самые суровые обстоятельства служить оправданием безнравственному поступку? Вы знаете, что частью романа Булгакова «Мастер и Маргарита», его отдельными главами является роман его героя, Мастера, обращенный событиями почти в двух тысячелетнюю историю, но имеющий непосредственную связь с событиями, происходящими в Москве 30-ых годов. Сюжет этого романа напоминает библейское сказание о распятии Иисуса Христа и производит впечатление документально точного изложения действительно происходивших событий, так как героями его являются почти исторические лица. Однако есть нечто, что отличает роман Мастера.
В Евангелии от Матфея говорится о том, что, собрав 12 учеников на Тайную Вечерю в канун праздника Пасхи, Иисус Христос предсказал свою смерть от предательства одного из них…
Сообщение ученика о библейском сюжете распятия Христа (рассказывает легенду о распятии Христа, дополняя рассказ следующими цитатами из Библии):
«– Истинно говорю вам: один из вас предаст меня.
Учеников это опечалило, и они начали спрашивать одни за другим:
– Не я ли, Господи?
Тогда Иуда, который прежде предал Его, тоже спросил:
– Конечно же не я, Учитель?
Иисус ответил:
– Да, ты…»
(Евангелие от Матфея, гл.26 (20–22, 25, 46–52,) гл.27 (1–5)
Учитель: Нет сомнения, что Иешуа Га-Ноцри – своего рода двойник Иисуса Христа. Тем более, Иешуа на арамейском языке означает Господь (спасение), а Га-Ноцри – из Назарета. Иисус Христос, родившийся в Вифлиеме, до начала своей деятельности постоянно проживал в Назарете, из-за чего его часто называют Иисус Назаретянин. В чём же, по-вашему, состоит особенность трактовки евангельского сюжета?
Просмотр эпизода из фильма «Мастер и Маргарита» (Суд Понтия Пилата) Серия 1.
Словарная работа: (задание по составлению словаря было дано в качестве дом. задания)
Понтий Пилат – 5 прокуратор в 26-36 гг. н.э. Принадлежал к сословию всадников (богатых, но незнатных граждан Рима)
Ершалаим – столица Иудеи (Иерусалим)
Легион – основная единица римского войска (4,5 – 7 тыс.) – им командовал легат
Состоял из 210 когорт (по 360-600 чел.) Во главе стояли трибуны
В состав когорты входили манипулы (по 120 чел.)
Подразделением манипулы была центурия (кентурия) (от 60 до 100 чел)
Возглавлял центурион (кентурион)
Тетрарх – правитель четвёртой части, стоял во главе Галилеи – самой плодородной части Палестины.
Ирод Великий – царь Иудеи, поставленный римлянами в 40 г. до н.э.
Синедрион – высшее политическое и судейское учреждение, возглавляемое первосвященником.
Игемон – наместник, правитель.
Кесарь – римский император (Цезарь – фамильное имя Юлиев стало титулом римских императоров).
Анализ эпизода «Суд Пилата»
Класс делится на 2 группы: 1 группа отвечает на вопросы, связанные с Иешуа Га-Ноцри, 2 группа анализирует эпизоды, связанные с образом Понтия Пилата.
Вопросы для 1 группы
1) Каким предстаёт перед нами Иешуа Га Ноцри? (гл.2 портрет). О чём это говорит?
2) Второй участник сцены (Понтий Пилат гл. 2, портрет).
-Какая деталь обращает на себя внимание? Почему «кровавый подбой»? О чём это говорит?
3)Проследите, как меняются его глаза. Что даёт эта деталь?
4) Боится ли арестант Понтия Пилата? ( гл. 2)
5) Какой факт подтверждает, что он умеет убеждать людей? (гл. 2. История с Левием Матвием).
6) Мысль о бессмертии …Пилат прогнал эту мысль… (гл. 2)
7) Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? (гл. 2. «…Нет,- сказал Пилат…»)
8) Какой ещё поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести?
(гл. 25 «…Он сказал,- опять закрывая глаза,- ответил гость……считает трусость…» )
9) Понаблюдайте, как меняется голос Понтия Пилата ( гл.25)? О чём говорит эта деталь? Что с этим пришло к Понтию Пилату? (возмездие).
10) Вспомните, какой разговор состоялся между Понтием Пилатом и Левием Матвием ? ( гл.26 «…Возьми,- сказал он,-… как ты его убил»). Можно ли сказать, что он достойный ученик?
11) Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером? (эпилог)
(…После укола всё меняется……остроухий пёс.)
Вопросы для 2 группы.
1) Что заявляет Иешуа на вопрос Понтия об истине?
( гл.2 …И вновь он услышал голос…) Чем поразителен ответ?
2) В чём истина для Иешуа? (нет злых людей; к истине идёт через слово. (гл. 2. … Мне пришли в голову кое-какие мысли…)
3) Какое решение принимает Понтий Пилат после этой части разговора? Почему? ( гл. 2. …в течение её полёта в светлой теперь голове прокуратора…)
4) В какой момент изменяется настроение Пилата? Почему он отказывается от принятого решения? Проследить по тексту. (гл. 2…крылья ласточки….до закон об оскорблении величества).
5) Нужна ли такая истина Пилату? ( гл. 2.Ты полагаешь несчастный…)
6) Что случилось с прокуратором? Он ведь сам подсказывал выход Иешуа, спасительный ответ? ( гл.2 «…Слушай ,Га Ноцри,- заговорил вдруг …»)
7) Почему сейчас Пилат утверждает смертный приговор?
8) Какое приказание и как отдаёт он начальнику тайной полиции ? (гл. 25… И тем не менее, его зарежут сегодня… …на вашу изумляющую всех исполнительность. Гл. 26…Моя охрана упустила … …чтобы позаботиться об этом негодяе…)
9) Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа?
(гл.16. …О, я глупец… Теперь Левий Матвей безнадёжно записан… …дальше одного мгновения…)
10) Как Левий Матвей выполнит последний долг перед учителем?
11)Как судьба наказала Пилата за трусость? ( гл. 32 …У ног сидящего …)
Беседа:
- Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа? (некий странный профессор)
- Вспомните, что предшествовало рассказу профессора? (разговор о существовании Иисуса и доказательств этого)
- О чём этот рассказ? (О допросе бродячего философа прокуратором Иудеи и вынесении приговора – это не Иисус, хотя в некоторых источниках его называют Иешуа, что переводе с арамейского «Господь-Спасение»)
- На что указывает название главы? (на главное действующее лицо этой главы и обозначает одну из ведущих тем романа – тему совести).
- Обратите внимание, что глава начинается теми же словами, которыми заканчивается предыдущая, посвящённая московским событиям 30-х годов.
-Какую роль играют повторяющиеся фразы? (устанавливают связь между прошлым и настоящим, соединяют разные времена и пространства)
-Что придаёт повествованию черты исторической достоверности? (географические названия: Иудея, Лысая Гора –Голгофа, Ершалаим – Иерусалим, Галилея, Рим; имена: Понтий Пилат, Ирод Великий)
-Что является одним из способов раскрытия образа героя? (портрет)
- Посмотрим, какими предстают перед читателями два героя: Понтий Пилат и Иешуа, бродячий философ, оказавшийся сейчас перед глазами владыки.
Характеристика образов героев каждой из групп.
Чтение описания Иешуа.
Ещё раз отметим, речь идёт не о Божьем сыне, герой – простой человек.
-Какие проблемы будут решаться в романе, богословские или реальные, мирские? (роман посвящён земной жизни, история Иешуа и П.П. будет разворачиваться параллельно с историей М. И Маргариты)
Описание Понтия Пилата.
-Что в описании обращает на себя особое внимание? (подбой не красный, яркий, а «кровавый»; обладающий «кавалеристской походкой» - бесстрашный воин, недаром его прозвали Всадник Золотое Копьё. Да и имя Пилат в переводе с латинского означает «копьё». Ещё о нём говорят «свирепое чудовище», а он сам готов повторять это о себе)
-Но сейчас это чудовище само страдает. Как автор передаёт страдания П.П? (речь, риторические обращения, вопрос, лексический повтор (больная голова, больной голос), сравнения (как камень), эпитеты и метафоры (непобедимая, ужасная, пылающая адская боль…), цветопись (желтоватые щёки, жёлтое лицо)
- К какой детали постоянно обращается автор, описывая муку прокуратора? (глаза)
-Проследите по тексту, как меняются его глаза? ( вспухшее веко приподнялось, подёрнутый дымкой страдания глаз уставился на арестантов, другой глаз остался закрытым. Теперь уже оба больные глаза тяжело глядели на арестованного, он смотрел мутными глазами на арестованного)
-Что заставит П.П. отнестись к Иешуа не так, как, вероятно, он относился к подобным людям раньше? (Иешуа догадался о боли и исцелил П.П., заинтересовал речами)
-Что стало доказательством вины Иешуа? ( пергамент Левия Матвея, в нём размышления об истине, правда, в искажённом виде)
! Левий – имя одного из евангелистов, который лично было знаком с Христосом, был сборщиком податей, после встречи с Иисусом стал одним из 12 его учеников под именем Матфей.
- Что такое истина? – спрашивает Понтий Пилат (У Понтия Пилата болит голова, он помышляет о смерти и мечтает, чтоб пришла собака – отвечает Иешуа)
! Согласно Библии этот же вопрос задаёт Пилат Иисусу, он же становится центральным в духовной жизни человечества.
-Как развивает это понятие Иешуа? ( Для него истина в том, что никто не может распорядиться его жизнью: «..согласись, что перерезать волосок, на котором висит жизнь уж наверное может лишь тот, кто подвесил. Для Иешуа истина в том, что «злых людей нет на свете». Если он поговорит с Крысобоем, то тот резко изменится. К истине этой Иешуа готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни).
-Иешуа говорит Пилату: «Мне пришли кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека…Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон»
Обратите внимание на секретаря в этот момент. О чём это говорит?
(Секретарь вытаращил глаза, смертельно побледнел, думал только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить)
-И тем не менее Пилат приказывает развязать руки, а затем и принимает решение в пользу Иешуа.
Какое? (объявить философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и подвергнуть заключению там, где располагалась резеденция прокуратора)
-Почему? ( Такого человека хочется держать при себе. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов)
- В какой момент изменится настроение Пилата? Почему он вынужден отказаться от своего первоначального решения? Как меняется Пилат? Проследим по тексту. (стр. 396)
(-померещилось – вместо головы арестованного – голова кесаря, если таким Пилат кесаря, значит, служит не из-за уважения;
-послышалось : «Закон об оскорблении величества»;
-мысли «Погиб!» и о бессмертии, бессмертие вызывало смертную тоску).
-Что же прочитал П.П. в пергаменте? («Всякая власть является насилием над людьми, и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть»
-Как ведёт себя Пилат до произнесения речи о власти и после неё? (во взгляде послал какую-то мысль, которую хотел бы внушить арестанту, советует: «взвешивай каждое слово», пытается послать какой-то намекающий взор - в тоне была уже безнадёжность, с ненавистью глядел на секретаря, вскричал, чтобы его оставили одного с арестованным)
-Почему же сейчас утвердит смертный приговор?
(Смелый воин на поле боя, он трус, когда дело касается кесаря, власти. Он боится за себя так, что пойдёт против своей совести).
- Кажется, Герцен сказал, что человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. П.П. внутренне несвободен. Поэтому он предаст Иешуа.
-Как объяснить появление в колоннаде ласточки, которая дважды влетала и вылетала оттуда?
- Почему такие мысли: « Погиб! Погибли! И о бессмертии «понеслись в голове Пилата? (У него есть совесть, в отличие от Иуды, не страдающего нравственно. Пилат понимает, что вынужден вынести приговор Иешуа, он заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет его собственная – только нравственная).
-Какова дальнейшая судьба философа?
-После того, как Синедрион подтвердил своё решение относительно казни Иешуа, посчитав его более опасным преступником чем Вар-раван, всё та же непонятная тоска пронизала всё существо Пилата. Он тотчас постарался её объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осуждённым, а может быть, чего-то не дослушал. Пилат прогнал эту мысль, и она улетела в одно мгновение… А тоска осталась…другая мысль: «Бессмертие…пришло бессмертие…» она заставила Пилата похолодеть на солнцепёке.
- Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? (совестливый человек не может жить с камнем на душе, Пилат уже сейчас уверен, что не будет ему покоя ни днём, ни ночью).
- Как описан подобный эпизод в Библии? (В Библии не идёт речь о страданиях Понтия Пилата после казни Иисуса, что убеждает: мастер создаёт оригинальное художественное произведение).
- Как Пилат постарается смягчить «приговор» себе? (пригрозил Каифе, Пилату становится легче - см. текст)
-Найдите описание Понтия Пилата во время оглашения приговора. (Ему показалось, что солнце….свист).
-Образ палящего солнца не раз выделялся в этой главе - «беспощадный зной», «безжалостный солнцепёк». -- Как воспринимаются эти образы? (как знаки гибнущего мира).
5.Работа с Библией и иллюстрациями.
Сравним героев романа и библейских персонажей.
Иисус Христос Иешуа
1)Христос - по-гречески «посланник» 1) «Иешуа» - по-арамейски «господь-спасение»
Иисус – спаситель, заступник, по-еврейски-«Миссия»
2) Богочеловек родители: дева Мария и плотник Иосиф 2) Не помнит родителей
3) Родина – Вифлеем 3) Гамала
4) 12 учеников – апостолов 4) Один ученик – Левий Матвей
5) Учение и врачевание 5) учение и врачевание
6)Во время казни – 33 года 6) 27 лет
7) Приговор – смерть – распятие на кресте 7) смерть – повешение на кресте
с прибиванием к нему
8)Место распятия – Голгофа – Лысая Гора 8) Лысая гора
9) Воскресает на третий день 9) Не воскресает
Понтий Пилат
10) Задаёт вопрос: «Что такое истина 10) «Что такое истина?»
11)Ничего о страдании П.П. 11) Страдает после казни.
6. Вывод: Есть общие черты, но роман – оригинальное художественное произведение.
Это история о мирских проблемах, реальных людях, нравственности.
7. Итог урока:
-Какие вечные проблемы поднимаются на страницах главы? (что такое истина, человек и власть, внутренняя свобода и несвобода, добро и зло, их вечное противостояние, верность и предательство, милосердие и всепрощение, проблема нравственного выбора).
-Какой выбор делают герои 2 главы? (Иешуа остаётся верен своим убеждениям, П.П. в выборе между долгом и совестью выбирает первое)
-Что объясняет такой выбор?
-На что обрекает себя человек, который пошёл против своей совести?
-Какими художественными средствами рисует Булгаков центральных героев ершалаимских глав? (портрет как способ раскрытия характера мысли, речевая характеристика, образы природы (солнце, зной, ласточка), художественные детали (глаза…).
Домашнее задание: прочитать московские главы, сделать вывод об общей атмосфере жизни 30-х годов 20в., используя главы 5,6,7,9,13,27.