СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Средневековые города-центры ремесла, торговли, культуры» класс:6

Нажмите, чтобы узнать подробности

В X – XII вв. в Европе стали строить новые. Города быстро росли. Многие из них обрели свободу от своих сеньоров. В городах быстро развивались ремесло и торговля. Там возникли новые формы объединений ремесленников и купцов. С средневековыми городами связаны важнейшие изменения в жизни и культуре европейских народов во времена расцвета Средневековья.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Средневековые города-центры ремесла, торговли, культуры» класс:6»

Конспект урока по теме «Средневековые города-центры ремесла, торговли, культуры»

класс:6

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с предпосылками возникновения средневековых городов, их характерными чертами, внешним обликом и городскими жителями

  • Обратить внимание учащихся на исторические процессы, их взаимосвязь и взаимозависимость

  • Прививать навыки общения с компьютером

  • Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся

Задачи урока:

  • Актуализация знаний и умений учащихся по теме "Сословия", "Средневековый город"

  • Продолжение формирования чувства уважения к культуре нашего народа и других народов

  • Отработка навыков работы с литературно-историческими источниками, картами и схемами, наблюдательности, понимания исторических процессов

  • Формирование умения слушать одноклассников

  • Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание

Форма урока: урок с использованием ИКТ на всех этапах урока.

Тип урока: урок изучения нового материала

Этапы урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Объяснение нового материала.

  3. Закрепление нового знания.

Повторение домашнего задания через ассоциации

основные группы населения эпохи средневековья (духовенство, рыцарство, крестьянство) Что объединяет людей в эти группы

перечень факторов, определяющих принадлежность к сословию:

  • Общность происхождения

  • Общие занятия

  • Похожий образ жизни

  • Одинаковые права и обязанности

подобрать символ для обозначения каждой группы (для духовенства - крест, для рыцарства - меч, для крестьянства - плуг или серп). 

Урок посвящён изучению исторического процесса формирования средневековых городов.

Тезаурус

Банк – это место, где можно было обменять деньги, отдать их на хранение, перевести в другой город или страну, или взять в долг.

Буржуа, бюргер – так называли полноправных горожан во Франции и в Германии в период Средневековья.

Гильдия – это объединение купцов, примерно соответствующее ремесленному цеху.

Мастер – это ремесленник, в совершенстве владеющий своим ремеслом.

Подмастерье – это помощник мастера, который уже освоил все тонкости своей профессии, но ещё не стал членом цеха – мастером.

Ратуша – это здание, где размещались городские власти.

Цех – это организация средневековых ремесленников одной специальности, живших в одном городе.

Шедевр – это изделие высшего качества, по которому судили о мастерстве желающего вступить в цех.

Ярмарка – это большой рынок, регулярно организуемый в одном и том же месте в одно и то же время.

Что такое город? "город как огороженное место".

 Существовали ли города в древности? Назовите древние города.

Учитель: Первые города в Европе - это римские крепости, построенные по всем правилам военной науки ("Римская крепость"). Подобных городов ко времени правления Карла Великого насчитывалось чуть более 1,5 десятков ("Завоевания Карла Великого"). Прошло 200 - 300 лет и города в Европе стали расти как на дрожжах - иногда бывало, что за 10 лет основывалось по 100 - 200 городов! Что же произошло? Почему Европа в XI - XIII веках внезапно покрывается густой сетью городов?

"Почему Европа в XI - XIII веках внезапно покрывается густой сетью городов?"

Учитель: Какая из причин будет являться главной, определяющей?

Ученики: Воцарение спокойствия в Европе.

Учитель: Где же возникали города? 

образования названий средневековых городов (Окончания - бург, - берг, - фурт / крепость /, - бридж / мост /; начало Сен-, Сан-, Сант- / святой /) и предлагает учащимся найти на карте учебника или атласа "Развитие ремесла и торговли в Европе" города с такими окончаниями и началом.

Средневековый город (звучит средневековая музыка)

Средневековый город спит, дрожит измученный гранит
И ночь молчанье хранит под страхом смерти.
Средневековый город спит, унылый тусклый колорит
Вам что-то эхом повторит — ему не верьте.
Спит средневековый город Краков
Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.
В лужах отраженья звездных знаков
Полная луна.
Спит средневековый город Вена.
Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.
Улицы его чисты, как пена.
Полная луна.
Спит средневековый город Бремен.
Тихо, тихо, тихо, тишь и тишина.
Тенью на камнях застыло время.
Полная луна.

Как вы знаете, города возникали в наиболее безопасных и удобных местах, часто посещаемых купцами: у стен замка или монастыря, на холме, в излучине реки. В средние века возрождались античные города, а в X – XII вв. в Европе стали строить новые. Города быстро росли. Многие из них обрели свободу от своих сеньоров. В городах быстро развивались ремесло и торговля. Там возникли новые формы объединений ремесленников и купцов. С средневековыми городами связаны важнейшие изменения в жизни и культуре европейских народов во времена расцвета Средневековья.

Как именно формировались средневековые города, как они жили, чем отличались занятия горожан от занятий крестьян? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке.

Благодаря успехам в хозяйстве в X – XI веках в Западной и Центральной Европе возникло много городов.

В XII – XIII веках большинство городов стали самоуправляемыми коммунами. Важным результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение горожан от сеньориальной зависимости. Прожив в городе «год и день» зависимый крестьянин становился свободным человеком.

Города были центрами ремесла, владельцы ремесленных мастерских объединялись в цеховые союзы. Города вели активную торговлю по Средиземному, Балтийскому и Северному морям, организовывали торговые компании и ярмарки.

Наряду с натуральным хозяйством возникло товарно – денежное появились менялы, ростовщики и банкиры.

Города стали административными, политическими, хозяйственными и культурными центрами средневековой Европы. Растущим городам требовалось всё больше образованных людей, знающих грамоту, умеющих подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских судах. Особую группу людей, занятых умственным трудом и творчеством называют интеллигенция.

«Кипение жизни чувствуется в XI в. в Европе. Это век осо­бый - бодрый, проснувшийся к новому бытию».

«Европа обретает новое лицо, она выходит из лона матери-(земля, которую пашут, мотыжат, боронят, выравнивают у враж­дебной природы, отвоевывают у лесов, болот, даже у моря».

«Чтобы освоить новые земли, нужны рабочие руки, ору­дующие киркой, плугом и мотыгой. И стоят на больших дорогах специальные люди, трубят в рог и зазывают в новые города и села, готовые принять и защитить каждого, "будь-то вор или беглый

Восстанавливаются старые римские дороги, появляются новые пути, их между кустов и вереска прокладывают топор земледельца врубается в чащи, и в лесах возникают новые деревни».

«Растет население, которому тесно в старых деревнях, покорно принимает новый облик. Новая улица, новая , новый мост; по новым улицам новых городов уже новые люди».

После высказываний учеников делается вывод: «Новыми явлениями были отмечены практически все области жизни людей - сельское хозяйство, освоение новых земель, возникновение новых дорог, новых деревень, строительство новых мостов и, наконец, бурный рост городов». -

1) Начиная с XI века, в Европе начинается возрождение градостроительства. Большинство городов строилось около реки или побережья.

Почему?

Вспомните города Русского государства, которые располагались около реки?

Города возникают на землях феодалов. Частью города был замок. В начале сеньоры освобождали от налогов жителей города.

Почему?

Работа с картой.

Объясните, как возникли эти города и покажите на карте. (новые города появлялись в различных местах о чем свидетельствуют их названия: около замков и крепостей (Аугсбург, Страсбург, Бранденбург), вокруг монастырей (Сент Олбанс, Сен Жермен, Сант Яго), около мостов (Брюгге, Кембридж), около переправ через реки(Оксфорд). В немецком языке слово "бург" означает крепость, "фурт" брод, "хафен" гавань; в английском языке слово "форд" означает брод, "бридж" мост, "честер" (от латинского "каструм") лагерь.)

 Задание по рядам. Игра «Кто быстрее». Каждому ряду нужно найти на политической карте Европы города с одинаковым окончанием. I ряд на «бург»; II ряд на «фурт»; III ряд на «берг».

Но с ростом городов сеньоры стремились получить с горожан больше дохода. Все это вызывало недовольство горожан, и они стремились освободиться. Между ними и сеньорами начинались войны, длившиеся по нескольку лет.

В результате одни города стали свободными, другие откупались, но многие остались под властью феодалов. Освободившиеся города становились коммунами. Города платили налоги королю.

средневековые города: стен, ворот, улиц, рыночной площади, соборов, ратуш, домов и т. п.

особенности средневекового города: высокую крепостную стену для защиты от многочисленных врагов, узкие улочки и трехэтажные дома с нависающими этажами (признак дороговизны городской земли), грязь на улицах

символы города: "Ратуша - место заседания городского совета, рынок - место постоянной торговли, собор - главная городская церковь". Эти сооружения определяли облик средневекового города и именовались его сердцем, мозгом и душой(Ратуша - мозг, рынок - сердце, собор – душа)

стихотворением Ганса Сакса "Похвальное слово городу Нюрнбергу"

Смотри, как стройно и красиво

Тут улицы проведены.

Отсюда все они видны:

Их здесь — ни много и ни мало —

Пять сотен с лишком ныне стало;

А лишек — двадцать восемь точно.

И все-то вымощены прочно!

Колодцы — сто шестнадцать счетом —

Полны до верха, а еще там

Фонтанов дюжина водой

Всех оделяет даровой.

Больших часов у нас шесть штук.

Из них четыре бьют все вдруг.

Двенадцать в городе холмов,

Одиннадцать больших мостов

(И все из камня, все как есть!),

Ворот же — ровным счетом шесть,

Притом еще два малых входа;

Десяток рынков для народа.

Прилавки не бывают пусты:

Хоть отбавляй зерна, капусты,

Плодов, и сала, и вина;

На всяк товар своя цена,

Обилен торг — куда ни глянь!

Еще тут есть тринадцать бань

Общественных и храмов восемь, ,

Где богу мы хвалу возносим.

Река по городу бежит,

Семь дюжин жерновов вертит —

Большая, быстрая река!»

«Скажи, — спросил я старика, —

Как имя города сего?»

«Зовем мы Нюрнберг его».

Сколько улиц, фонтанов, колодцев, часов, мостов было в городе?

Учитель: Итак, мы познакомились со средневековым городом. Как же назывались его жители?

Ученики: Горожане.

Учитель: Чем занимались горожане?

Ученики: Ремеслом и торговлей.

Учитель: А как назывались деревенские жители?

Ученики: Земледельцы, крестьяне.

Учитель: Каково их основное занятие?

Ученики: Земледелие, скотоводство (сельское хозяйство)

Учитель: Чем же отличался средневековый горожанин от крестьянина, чем жил, что ценил?

Примерные вопросы:

" 1. Город - это

А) место для торговли, Б) огороженное место, В) святое место.

2. Города основывались:

А) на недоступных утесах, Б) вдали от людей, В) на мостах и бродах

3. Сердцем города являлся:

А) рынок, Б) собор, В) мост".

Задание 1. Установите логическую последовательность факторов, приведших к возникновению и росту городов.

На карточках записаны факторы:

  1. Установилось относительное спокойствие в Европе.

  2. Изменились условия жизни людей.

  3. Усовершенствование орудий труда - подъем в сельском хозяйстве.

  4. Увеличение производства зерна, шерсти, льна, мяса и др, продуктов сельского хозяйства.

• Развитие деревенского ремесла, отделение от сельского
хозяйства.

  1. Развитие торговли.

  2. Рост населения.

Итак, действительно, все эти изменения привели к отделе­нию ремесла от сельского хозяйства.

- Какое отличие ремесленников от крестьян вы можете назвать? (Ремесленники в отличие от крестьян не были привязаны к земле и стремились уйти от своих господ. Они убегали из де­ревни в поисках работы и лучшей жизни. Поселения ремесленников» возникали на бойких торговых местах.)

Задание 2. Удалось ли ремесленникам обрести свободу с возникновением городов? (Нет, так как вся земля принадлежала феодалам. Где бы ни возник город, он оказывался на земле короля, феодала, монастыря.)

По тексту параграфа учебника найдите ответ:

  1. Как складывались отношения сеньоров и городов?

  2. На какие этапы их можно поделить?

1-й этап. Сеньор и город были заинтересованы друг в друге. Город искал защиту, сеньор видел в городе источник доходов.

2-й этап. По мере того как города росли и богатели, сень­ор старался получить от них все больше доходов. Сеньоры су­дили горожан, взимали с них пошлины, нередко просто грабили. Горожане стремились освободиться от власти сеньора.

Задание 3. Заполните таблицу.



Причины борьбы

Формы борьбы

Результаты

Сеньор все больше под-

1. Восстание.

Города пополучилиполучили

подчинял город своей вла-

2. Откуп от сень-

свободу. Создали

власти, грабя его. Город

сеньора деньгами

коммуны

Город стремился к ссвободесвободе



- Каков важный результат борьбы? (Личная свобода горожан.)

Задание 4.зарождние современной демократических порядков в странах Западной Европы происходило в средние века. Вспомните что означало слово « демократия»

- Какие городские порядки можно рассматривать как истоки будущей демократии? На основании текста учебника сделайте вывод об этом.

Вывод:

  1. Самоуправление. Выборный городской совет.

  2. Существование строгих законов.

  3. Равенство всех перед законом.

  4. Итак, какое правило, ставшее поговоркой, закреплено в от­рывке из городского права?

«Если какой-либо чужак пришел жить в город и там оста­вался в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на
вид рабского состояния, не уличали его в этом и сам он в этом
не признавался, то пусть он пользуется общею с другими граж­данами свободой; и после смерти его да не посмеют объявлять
своим рабом». .

(«Городской воздух делает свободным».)

  • Кто представлял настоящую угрозу для купцов? (Это были разбойники, пираты.)

  • Легко ли было купцам торговать? (Конечно, нет. Кроме уже названных сложностей, приходилось еще платить налоги за пыль, за переезд по мосту и т. д.)

  • Что такое гильдия? (Это союз купцов, который организовывался для защиты их интересов.)

Работа с исторической картой, учебником

Скажите, каким знаком обозначены крупные торгово-ремесленные города? Назовите некоторые из них. (Синим кружочком. Регенсбург, Аугсбург, Брюссель, Антверпен и т. д.)

- По какому морю европейцы плавали, чтобы торговать со странами Востока? Со странами Кавказа и Крыма? (По Средиземному морю. По Черному морю.)

- Какой важный морской торговый путь существовал для торговли на севере Европы? (Это был путь по Северному и Балтийскому морям.)

  • Кто представлял настоящую угрозу для купцов? (Это были разбойники, пираты.)

  • Легко ли было купцам торговать? (Конечно, нет. Кроме уже названных сложностей, приходилось еще платить налоги за пыль, за переезд по мосту и т. д.)

  • Что такое гильдия? (Это союз купцов, который организовывался для защиты их интересов.)

- Назовите крупнейшие ярмарки и торги. (Париж, Вена, Милан, Москва, Новгород)

III. Подведение итогов.

Вывод. Сегодня мы обобщили представление о средневе­ковом городе Западной Европы. Что понравилось вам? Что ярче всего запомнилось? (Ответы учащихся.)

- В борьбе с сеньорами города завоевали свободу. Свобода формировала людей, привыкших с уважением относиться к сво­им поступкам и обещаниям, нести ответственность за решения, которые им приходилось принимать. Средневековый город ста­новится колыбелью новой культуры, началом формирования нового уклада жизни и новых ценностей.

Итогом урока является схема, заполнение которой продол­жалось в течение всего занятия.

Схема «Что нового внес город в общественную жизнь?»

Личная свобода.

Самоуправление.

Система законов.

Равенство всех перед законом.



На вопросы нужно ответить «да» или «нет».

    1. Город – это огороженное место? ( да)

    2. Ратуша - это место заседания городского совета? (да)

    3. Мэром города Бремен был Ю.М.Лужков? (нет)

    4. Рынок – это место постоянной торговли? (да)

    5. Собор – это главная городская церковь? (да)

    6. На улицах средневекового города было электрическое освещение? (нет)

    7. Улицы средневековых городов были широкими? (нет)

    8. Посыльные передавали сообщения от одного человека другому по сотовому телефону? (нет)

    9. Город – это поселение ремесленников и торговцев? (да)

    10. Чтобы стать свободным крестьянин должен прожить в городе один год и один день? (да)

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Сгруппируйте товары, в зависимости от того, в каком из двух средневековых центров торговли они преобладали.

Варианты ответов:

Воск

Пряности

Соль

Лес

Шёлковые ткани

Железо

Украшения

Меха

Ковры

Оружие

Правильный вариант:

Задание 2. Выберите один ответ. Узкий слой наиболее богатых и влиятельных горожан назывался?

Варианты ответов:

1) интеллигенция

2) патриции

3) придворные

4) гильдия

Правильный вариант:

2) патриции

РЕФЛЕКСИЯ

Учитель:

  1. Что вам понравилось на уроке?

  2. Что было интересным, запоминающимся, необычным?

  3. Что показалось скучным?

  4. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Д/з п12. Индивидуальное задание подготовить«Путешествие европейского купца в Константинополь»: карта,рисунок,текст














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!