СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Сравнение долей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в технологии деятельностного метода.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Сравнение долей"»

Учитель Костарева Марина Валерьевна

предмет: математика класс: 4 программа: «Школа 2000 …»

автор учебника: Л.Г. Петерсон

технология деятельностного метода

Тема

Сравнение долей.

Цели

Образовательные: формировать понятие доли величины, умение записывать и графически изображать доли величин, решать задачи на доли, выражать с помощью долей более мелкие единицы измерения величин через более крупные, создать условия для формирования умения сравнивать доли.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Содействовать воспитанию культуры поведения при выполнении индивидуальной и фронтальной работы, а также работы в парах.

Формировать УУД:

- личностные: способность к самооценке;

- регулятивные: умение самостоятельно определять и формулировать цель урока, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действие, высказывать своё предположение;

- коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать известное от неизвестного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные: понимать, что такое «доля» величины, «сравнить доли», знать способ сравнения долей, уметь сравнивать доли опираясь на модель, используя числовой отрезок, используя правило.

Личностные: уметь проводить самооценку.

Метапредметные: умение самостоятельно определять и формулировать цель урока, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действие, высказывать своё предположение; умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать известное от неизвестного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия

Доля, сравнить доли, числовой луч.

Ресурсы

Петерсон Л.Г. учебник Математика 4 класс, часть 1, стр. 68-70

тетрадь, вырезанные из бумаги круги радиусом 10 см на каждую пару учеников, ножницы, цветные карандаши, презентация для интерактивной доски по теме «Доли. Сравнение долей».

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Этапы деятельности

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Задания, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

предметные

УУД

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин).

Слушают и настраиваются на работу на уроке.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Какие числа возникли в результате потребности древних людей в более точных измерениях?

(дробные) Учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Поэтому знание дробей пользовалось особым почётом и уважением. Кто не боится трудностей и готов продолжить учиться оперировать долями?


Уметь слушать и понимать речь других (К-е УУД)

Актуализация и фиксирование затруднения

(4 мин).

Фронтально отвечают на вопросы и выполняют задания.

Проговаривают название этапов деятельности.

Фиксируют индивидуальное затруднение (я не знаю).

Организует актуализацию знаний и умений.

Предлагает задание для пробного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

1) Что такое доля? Какая доля каждой фигуры раскрашена на рисунке? (слайд 1 - одна фигура с «ловушкой», она разделена на разновеликие части)

2) Как называется:

а) сотая часть метра;

б) тысячная доля тонны;

в) двадцать четвёртая часть суток;

г) шестидесятая часть часа.

- Что мы сейчас делали? (повторяли)

-К какому этапу готовит нас повторение пройденного? (к изучению нового)

Предлагаю выполнить следующее задание. На классном часе мы обсуждали с вами, как бы мы хотели отметить Новый год. Результаты опроса представлены в таблице (слайд 2 таблица)

Место

Выбор учащихся

В кафе

1/5

В классе

1/30

В боулинге

1/2

На природе

1/6

В бассейне

1/10

За что проголосовало большинство? Какое место выбрали меньшее количество человек? У нас получились разные ответы. Значит, на каком этапе урока мы находимся? (затруднение)

Знать определение понятия «доля», уметь записывать и графически изображать доли величин, решать задачи на доли, выражать с помощью долей более мелкие единицы измерения величин через более крупные.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К-е УУД).

Уметь слушать и понимать речь других (К-е УУД)

Уметь работать с информацией, представленной в виде таблицы ( П-е УУД).

Выявление места и причины затруднения

( 2 мин).

Выявляют место и причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места и причины затруднения.

Почему возникло затруднение? Что мы должны узнать и научиться делать, чтобы справиться с этим заданием? (Сравнивать доли)



Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К-е УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать известное от неизвестного (П-е УУД).

Построение проекта выхода из затруднения

( 3 мин).

Самостоятельно формулируют тему и цель урока. Называют следующий этап деятельности.

С помощью учителя составляют и проговаривают план действий.


Организует определение темы и цели урока.

Организует совместное составление плана действий.

Сформулируйте тему урока. (Сравнение долей). Какую цель ставим? (Научиться сравнивать доли.) (слайд 3 - тема и цель урока) А какое наше действие следующее? (построение плана выхода из затруднения) Проговорите основные этапы.: 1) Попробуем сами выполнить задание, выскажем предположения. 2) Сопоставим свои предположения с учебником. 3) Устраним затруднение. 4) Применим новое знание. (слайд 4 - этапы). Выполняем действия по плану.


Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К-е УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Р-е УУД)

Реализация построенного проекта

( 20 мин).

Отвечают на вопросы учителя.

Называют правила работы в паре.

Под руководством учителя выполняют план реализации построенного проекта через работу с различными моделями.

Фиксируют новое знание в речи.

Организует подводящий диалог.

Организует реализацию построенного проекта через выполнение практической работы в парах.

Выполнение пробного действия.

1) - Попробуйте записать доли из таблицы в порядке возрастания. (Проверяем, получились два варианта, записываем их на доске.)

- Выясним на практике, какой из ответов верный.

Подводящий диалог.

- Что значит сравнить? Что мы уже умеем сравнивать?

- Какие способы практические способы сравнения чисел и величин мы знаем? (слайд 5 – иллюстрация способов сравнения: наложение фигур - для сравнения их площади, объединение в пары и с помощью числового луча - для сравнения натуральных чисел)

- Какие модели для изображения долей мы использовали на предыдущих уроках? (геометрические фигуры и отрезки)

- Попробуем эти способы применить для сравнения долей.

Работа с моделями в парах. Предварительно вспоминают правила такой работы.

а) Разделите круг путём перегибания пополам. Как по-разному можно назвать получившиеся доли? Раскрасьте любым цветом одну из долей и подпишите 1/2. Ещё раз согните круг пополам, а потом половинку снова пополам. Сколько получилось долей? Как назовём доли? (1/4) Подпишите и раскрасьте одну из не раскрашенных долей новым цветом. Сверните круг до ¼ , ещё раз согните ¼ пополам. Сколько теперь получилось долей? Как назвать каждую? (1/8)/ Подпишите и раскрасьте одну из них. Вырежьте только раскрашенные доли, сравните их наложением. Разложите на столе доли в порядке увеличения. (Записываем результат на доске.) Сравните количество долей и их размер. Что заметили? Как изменялось количество долей при сгибании? (увеличивалось) Как изменялся размер каждой доли? (уменьшался)

б) Воспользуемся числовым лучом (слайд 6- числовой луч). Работа на интерактивной доске и в тетрадях. Начертите луч и отметьте на нём такой единичный отрезок, чтобы на нём удобно было показать 1/6.

Сравните 1/6 и 1/2 доли. Каким способом будем действовать? Что значит 1/6 доля? Отметим её на луче.

Теперь найдите место 1/2 доли. А как найти место 1/n доли?

Поможет ли нам отрезок сравнить 1/6 и 1/2? (да, 1/6 левее, чем 1/2, значит 1/6

г) Сравните 1/3 и 1/96, не используя модели, а опираясь на наше наблюдение за их количеством и размером. Сделайте вывод. (Чем больше долей, тем меньше каждая из них.)

2) Сверим свой вывод с выводом в учебнике на стр. 68.

3) Применение нового знания.

Вернёмся к таблице (слайд 2). Где мы празднуем Новый год? Определяем правильную запись долей из таблицы в порядке возрастания.

Физкультминутка

Понимать смысл слова «сравнить».

Уметь выполнять сравнение площади долей фигур наложением (или «на глаз»). Уметь выполнять с помощью линейки построение лучей и отрезков, отмечать на единичном отрезке его доли, сравнивать их.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К-е УУД).

Уметь добывать новые знания ( П-е УУД).

Уметь выполнять сравнение объектов, опираясь на модели (П-е УУД)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4мин).

Называют следующий этап деятельности.

Выполняют задания в тетради и на доске с комментированием.

Организует усвоение учащимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

4) К какому этапу урока мы можем перейти, после того как открыли новое знание? (закрепление знаний) Учащиеся выполняют № 2, 3 стр.68 с комментированием.


Уметь выполнять сравнение долей, опираясь на правило.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Р-е УУД).

Уметь слушать и понимать речь других (К-е УУД).


Самостоятельная работа с проверкой по эталону

( 4мин).

Выполняют самостоятельную работу на отработку нового знания в тетради.

Осуществляют самопроверку по эталону, исправление ошибок и самооценку.


Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на отработку нового знания.

Организует самопроверку по эталону и самооценку.

1 вариант стр.68 № 4 (а)

2 вариант стр.68 № 4 (б)

Самопроверка (слайд 7- ответы).


Уметь выполнять сравнение долей, опираясь на правило.

Уметь выполнять работу по предложенному плану (Р-е УУД).

Уметь находить и исправлять ошибки (Р-е УУД).

Способность к самооценке (Л-е УУД).


Рефлексия и самооценка учебной деятельности на уроке

( 5мин).


Проговаривают название последнего этапа.

Отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что знали, узнали, смогли.




Выполняют самооценку, отмечая крестиком на шкале уровень освоения нового знания и умения.

Организует подведение итогов (фиксирование нового содержания) и рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Мы переходим к последнему этапу урока. Назовите его.

- Какую цель мы перед собой ставили?

- Достигли ли мы цели деятельности? (слайд 3)

- Какое знание «открыли»?

- Какие знания и умения помогли в открытии нового знания?

- Где оно может быть использовано?

- Оцените свою деятельность на уроке.


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Р-е УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действий (Р-е УУД).

Способность к самооценке (Л-е УУД).

Запись домашнего задания

(2мин).

Осуществляют выбор д.з. в соответствии с заданными условиями.

Организует ситуацию выбора д.з. в соответствии с заданными условиями.

Выберите из оставшихся заданий на страницах 68-70 те, которые помогут вам лучше освоить тему «Доли». Решите 2 из них дома. Придумайте свой способ записи правила сравнения долей.


Уметь соотносить задание с темой урока, раздела (П-е УУД).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!