Тема | Сравнение долей. |
Цели | Образовательные: формировать понятие доли величины, умение записывать и графически изображать доли величин, решать задачи на доли, выражать с помощью долей более мелкие единицы измерения величин через более крупные, создать условия для формирования умения сравнивать доли. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Содействовать воспитанию культуры поведения при выполнении индивидуальной и фронтальной работы, а также работы в парах. Формировать УУД: - личностные: способность к самооценке; - регулятивные: умение самостоятельно определять и формулировать цель урока, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действие, высказывать своё предположение; - коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; - познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать известное от неизвестного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: понимать, что такое «доля» величины, «сравнить доли», знать способ сравнения долей, уметь сравнивать доли опираясь на модель, используя числовой отрезок, используя правило. Личностные: уметь проводить самооценку. Метапредметные: умение самостоятельно определять и формулировать цель урока, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в действие, высказывать своё предположение; умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать известное от неизвестного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, учебник и информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия | Доля, сравнить доли, числовой луч. |
Ресурсы | Петерсон Л.Г. учебник Математика 4 класс, часть 1, стр. 68-70 тетрадь, вырезанные из бумаги круги радиусом 10 см на каждую пару учеников, ножницы, цветные карандаши, презентация для интерактивной доски по теме «Доли. Сравнение долей». |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Этапы деятельности | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Задания, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
предметные | УУД |
Мотивация к учебной деятельности (2 мин). | Слушают и настраиваются на работу на уроке. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. | Какие числа возникли в результате потребности древних людей в более точных измерениях? (дробные) Учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Поэтому знание дробей пользовалось особым почётом и уважением. Кто не боится трудностей и готов продолжить учиться оперировать долями? | | Уметь слушать и понимать речь других (К-е УУД) |
Актуализация и фиксирование затруднения (4 мин). | Фронтально отвечают на вопросы и выполняют задания. Проговаривают название этапов деятельности. Фиксируют индивидуальное затруднение (я не знаю). | Организует актуализацию знаний и умений. Предлагает задание для пробного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. | 1) Что такое доля? Какая доля каждой фигуры раскрашена на рисунке? (слайд 1 - одна фигура с «ловушкой», она разделена на разновеликие части) 2) Как называется: а) сотая часть метра; б) тысячная доля тонны; в) двадцать четвёртая часть суток; г) шестидесятая часть часа. - Что мы сейчас делали? (повторяли) -К какому этапу готовит нас повторение пройденного? (к изучению нового) Предлагаю выполнить следующее задание. На классном часе мы обсуждали с вами, как бы мы хотели отметить Новый год. Результаты опроса представлены в таблице (слайд 2 – таблица) Место | Выбор учащихся | В кафе | 1/5 | В классе | 1/30 | В боулинге | 1/2 | На природе | 1/6 | В бассейне | 1/10 | За что проголосовало большинство? Какое место выбрали меньшее количество человек? У нас получились разные ответы. Значит, на каком этапе урока мы находимся? (затруднение) | Знать определение понятия «доля», уметь записывать и графически изображать доли величин, решать задачи на доли, выражать с помощью долей более мелкие единицы измерения величин через более крупные. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К-е УУД). Уметь слушать и понимать речь других (К-е УУД) Уметь работать с информацией, представленной в виде таблицы ( П-е УУД). |
Выявление места и причины затруднения ( 2 мин). | Выявляют место и причину затруднения с помощью учителя. | Организует выявление места и причины затруднения. | Почему возникло затруднение? Что мы должны узнать и научиться делать, чтобы справиться с этим заданием? (Сравнивать доли) | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К-е УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать известное от неизвестного (П-е УУД). |
Построение проекта выхода из затруднения ( 3 мин). | Самостоятельно формулируют тему и цель урока. Называют следующий этап деятельности. С помощью учителя составляют и проговаривают план действий. | Организует определение темы и цели урока. Организует совместное составление плана действий. | Сформулируйте тему урока. (Сравнение долей). Какую цель ставим? (Научиться сравнивать доли.) (слайд 3 - тема и цель урока) А какое наше действие следующее? (построение плана выхода из затруднения) Проговорите основные этапы.: 1) Попробуем сами выполнить задание, выскажем предположения. 2) Сопоставим свои предположения с учебником. 3) Устраним затруднение. 4) Применим новое знание. (слайд 4 - этапы). Выполняем действия по плану. | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К-е УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Р-е УУД) |
Реализация построенного проекта ( 20 мин). | Отвечают на вопросы учителя. Называют правила работы в паре. Под руководством учителя выполняют план реализации построенного проекта через работу с различными моделями. Фиксируют новое знание в речи. | Организует подводящий диалог. Организует реализацию построенного проекта через выполнение практической работы в парах. | Выполнение пробного действия. 1) - Попробуйте записать доли из таблицы в порядке возрастания. (Проверяем, получились два варианта, записываем их на доске.) - Выясним на практике, какой из ответов верный. Подводящий диалог. - Что значит сравнить? Что мы уже умеем сравнивать? - Какие способы практические способы сравнения чисел и величин мы знаем? (слайд 5 – иллюстрация способов сравнения: наложение фигур - для сравнения их площади, объединение в пары и с помощью числового луча - для сравнения натуральных чисел) - Какие модели для изображения долей мы использовали на предыдущих уроках? (геометрические фигуры и отрезки) - Попробуем эти способы применить для сравнения долей. Работа с моделями в парах. Предварительно вспоминают правила такой работы. а) Разделите круг путём перегибания пополам. Как по-разному можно назвать получившиеся доли? Раскрасьте любым цветом одну из долей и подпишите 1/2. Ещё раз согните круг пополам, а потом половинку снова пополам. Сколько получилось долей? Как назовём доли? (1/4) Подпишите и раскрасьте одну из не раскрашенных долей новым цветом. Сверните круг до ¼ , ещё раз согните ¼ пополам. Сколько теперь получилось долей? Как назвать каждую? (1/8)/ Подпишите и раскрасьте одну из них. Вырежьте только раскрашенные доли, сравните их наложением. Разложите на столе доли в порядке увеличения. (Записываем результат на доске.) Сравните количество долей и их размер. Что заметили? Как изменялось количество долей при сгибании? (увеличивалось) Как изменялся размер каждой доли? (уменьшался) б) Воспользуемся числовым лучом (слайд 6- числовой луч). Работа на интерактивной доске и в тетрадях. Начертите луч и отметьте на нём такой единичный отрезок, чтобы на нём удобно было показать 1/6. Сравните 1/6 и 1/2 доли. Каким способом будем действовать? Что значит 1/6 доля? Отметим её на луче. Теперь найдите место 1/2 доли. А как найти место 1/n доли? Поможет ли нам отрезок сравнить 1/6 и 1/2? (да, 1/6 левее, чем 1/2, значит 1/6 г) Сравните 1/3 и 1/96, не используя модели, а опираясь на наше наблюдение за их количеством и размером. Сделайте вывод. (Чем больше долей, тем меньше каждая из них.) 2) Сверим свой вывод с выводом в учебнике на стр. 68. 3) Применение нового знания. Вернёмся к таблице (слайд 2). Где мы празднуем Новый год? Определяем правильную запись долей из таблицы в порядке возрастания. Физкультминутка | Понимать смысл слова «сравнить». Уметь выполнять сравнение площади долей фигур наложением (или «на глаз»). Уметь выполнять с помощью линейки построение лучей и отрезков, отмечать на единичном отрезке его доли, сравнивать их. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К-е УУД). Уметь добывать новые знания ( П-е УУД). Уметь выполнять сравнение объектов, опираясь на модели (П-е УУД) |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4мин). | Называют следующий этап деятельности. Выполняют задания в тетради и на доске с комментированием. | Организует усвоение учащимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | 4) К какому этапу урока мы можем перейти, после того как открыли новое знание? (закрепление знаний) Учащиеся выполняют № 2, 3 стр.68 с комментированием. | Уметь выполнять сравнение долей, опираясь на правило. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Р-е УУД). Уметь слушать и понимать речь других (К-е УУД). |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону ( 4мин). | Выполняют самостоятельную работу на отработку нового знания в тетради. Осуществляют самопроверку по эталону, исправление ошибок и самооценку. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на отработку нового знания. Организует самопроверку по эталону и самооценку. | 1 вариант стр.68 № 4 (а) 2 вариант стр.68 № 4 (б) Самопроверка (слайд 7- ответы). | Уметь выполнять сравнение долей, опираясь на правило. | Уметь выполнять работу по предложенному плану (Р-е УУД). Уметь находить и исправлять ошибки (Р-е УУД). Способность к самооценке (Л-е УУД). |
Рефлексия и самооценка учебной деятельности на уроке ( 5мин). | Проговаривают название последнего этапа. Отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что знали, узнали, смогли. Выполняют самооценку, отмечая крестиком на шкале уровень освоения нового знания и умения. | Организует подведение итогов (фиксирование нового содержания) и рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Мы переходим к последнему этапу урока. Назовите его. - Какую цель мы перед собой ставили? - Достигли ли мы цели деятельности? (слайд 3) - Какое знание «открыли»? - Какие знания и умения помогли в открытии нового знания? - Где оно может быть использовано? - Оцените свою деятельность на уроке. | | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Р-е УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действий (Р-е УУД). Способность к самооценке (Л-е УУД). |
Запись домашнего задания (2мин). | Осуществляют выбор д.з. в соответствии с заданными условиями. | Организует ситуацию выбора д.з. в соответствии с заданными условиями. | Выберите из оставшихся заданий на страницах 68-70 те, которые помогут вам лучше освоить тему «Доли». Решите 2 из них дома. Придумайте свой способ записи правила сравнения долей. | | Уметь соотносить задание с темой урока, раздела (П-е УУД). |