СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Относительность движения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: "Относительность движения"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Относительность движения"»

Физика 9 Тема урока: «Относительность движения»

Цель:

- обеспечить усвоение сущности относительности механического движения – в различных инерциальных системах отсчёта движущееся тело имеет разные скорости, перемещения, траектории;

- правила сложения скоростей и перемещений; способствовать развитию наблюдательности, логического мышления, творческого подхода в различных жизненных ситуациях;

- воспитывать внимательность, уважение к другим точкам зрения, толерантность.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Успешность нашего урока будет завесить от того, как вы усвоили предыдущий материал, хорошо ли вы знаете характеристики механического движения.

  1. Актуализация знаний.

Проверить знания понятий механического движения в ходе выполнения диктанта. Первый вариант выполняет нечетные номера, а второй четные.

1

Скорость – это…

1

Физическое явление изменения местоположения тела в пространстве с течением времени, относительно других тел

2

Траектория – это…

2

Направленный отрезок, соединяющий начальное и конечное положение точек

3

Тело отсчёта – это…

3

Линия, вдоль которой движется тело

4

Система отсчёта – это…

4

Векторная физическая величина, характеризующая быстроту изменения местоположения тела в пространстве с течением времени, относительно других тел

5

Путь – это…

5

Длина траектории

6

Перемещение – это…

6

Векторная физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости тела в пространстве с течением времени, относительно других тел

7

Механическое движение – это…

7

это движение с ускорением

8

Равномерное движение

8

Это движение без ускорения, с постоянной скоростью

9

Неравномерное движение

9

Система включающая: тело отсчёта, систему координат (линейку) и прибор для измерения времени (часы)

10

Ускорение – это…

10

Тело относительно которого рассматривается движение



Учитель: Проведём проверку. Каждый проверяет работу соседа по парте. Выставляют отметки:

- 3 задания – удовлетворительно;

- 4 задания – хорошо;

- 5 заданий – отлично.

Отметки выставляются по желанию, неудовлетворительные не выставляются с целью повышения мотивации учащихся.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: Допустим, что человек, неподвижно сидящий на движущейся платформе, наблюдает за мячом, лежащим на той же платформе. Естественно, что он мысленно свяжет систему отсчета с платформой. Для него (или в системе от­счета, связанной с платформой) мяч находится в покое.

В это же время человек, находящийся у полотна железной дороги, мыс­ленно связав систему отсчета с землей, увидит, что мяч движется.

Что показывает данный пример?

Возможные ответы учащихся. Рассмотренный пример показывает, что одно и тоже тело движется в раз­ных системах отсчета по-разному: в системе отсчета, связанной с платфор­мой, мяч находится в покое, а относительно системы отсчета, связанной с землей, движется. Поэтому движение относительно.

Учитель: В стихотворении И.А. Бунина «В поезде» есть такие строки:

Вот мост железный над рекой

Промчался с грохотом под нами ...

- Что писатель-пассажир выбрал за систему отсчета?

Возможные ответы учащихся. Писатель «выб­рал» систему отсчета, связанную с поездом. Поэтому поезд условно считается неподвижным. Относительно этой системы отсчета мост в самом деле движется.

Учитель: Обратите внимание, в двустишии отмечается также, что не только движе­ние тела, но и его положение относительно: мост расположен под поездом, но над рекой.

Вопрос к ученикам:

Что нужно учесть, определяя, двигается тело или нет? Как же нам всё-таки выяснить истину?

Из совместного обсуждения учитель должен подвести детей к мысли о необходимости изучения самого распространённого физического явления – относительности механического движения. Помогает детям чётко сформулировать тему урока: Относительное движение.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Решение задач.

З адача 1

Пловец пересек реку шириной 20 м, выдерживая курс поперек реки (см. рис.). В то же время течение реки его снесло на расстояние 8 м. Каков модуль суммарного перемеще­ния пловца?

(Ответ: модуль суммарного перемещения .)

Задача 2

Самолет движется относительно воздуха со скоростью 50 м/с. Скорость ветра относительно земли 15 м/с. Какова скорость самолета относительно земли, если он движется по ветру? Против ветра? Перпендикулярно направ­лению ветра? (Ответ: v1 = 65 м/с, v2 = 35 м/с, v3 = 52 м/с.)

Задача 3

Эскалатор метро поднимает неподвижно стоящего на нем пассажира в те­чение 1 минуты. По неподвижному эскалатору пассажир поднимается за 3 минуты. Сколько времени будет подниматься идущий вверх пассажир по движущемуся эскалатору. (Ответ: 45 с.)

V. Закрепление новых знаний.


Задание № 1

1. На столе в вагоне подвижного поезда лежит книга. В движении или в покое находится книга относительно стола, рельсов?

2. Какую форму имеет траектория движения детей, которые катаются на карусели?

3. Нарисуйте траекторию движения сидения велосипедиста относительно дороги.


Задание № 2

1. Укажите тело отсчета для автомобиля, который двигается.

2. Прямолинейным или криволинейным является движение: кабины лифта, карандаша когда им пишут, дождевых капель в безветренную погоду?

3. Нарисуйте траекторию движения педали велосипеда относительно дороги.


Отчет творческих групп. Каждая группа рисует на доске траектории движения тел.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

§9.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!