3 класс ИНФОРМАТИКА Урок № 5
Тема: Носители информации.
Тип: урок изучения нового материала.
Цель: понять, что такое носители информации; выяснить какие они бывают; повторить
какими носителями пользовались в древности и какими пользуются в настоящее
время; научиться выбирать носители для хранения разных видов информации.
ХОД УРОКА
I. Организапионный момент
II. Подведение итогов самостоятельной работы по теме: «Источники и приёмники информации»
III. Постановка темы и целей урока
Учитель объявляет тему и цель урока
IV. Актуализация опорных знаний учащихся
- Прежде чем начать изучение новой темы, мы повторим всё то, что изучили раннее.
Учитель проводит устный опрос учащихся
- Что такое информация?
- С помощью чего человек получает информацию?
- Какая бывает информация?
- Что такое источники информации?
- Что такое приёмники информации?
- Какие бывают источники и приёмники информации?
- Всегда ли информация передаётся от источника информации к приёмнику информации?
- Что можно отнести к источнику звуковой информации?
V. Изучение нового материала
- Чтобы сохранит информацию, требуются носитель и знаки и/или рисунки. В древности в качестве носителя информации люди использовали камень, папирус, глиняные дощечки, берёсту и пергамент. На них изображали рисунки или знаки – буквы. Изначально в качестве носителей люди использовали природные материалы – камни, стены пещер, кору дерева. Потом научились делать глиняные дощечки, папирус и пергамент.
- Где сейчас можно увидеть подобные носители информации? (Ответ: в музеях.)
- Из – за чего древние носители информации оказались в музеях? (Ответ:из – за того, что человечество придумало новые носители информации, например бумагу.)
- Бумагу изобрели китайцы более двух тысяч лет назад. Сегодня бумага – самый распространённый носитель информации.
- А, что ещё может служить носителем информации? (Учитель слушает ответы детей.)
- Давайте сделаем итог: всё на чём человек что – либо нарисовал, написал, - это носители информации.
- Ребята, откройте тетрадку. Запишите число, «Классная работа» и тему урока. А теперь запишите под диктовку:
Учитель дикутет, ученики делают запись в тетрадь:
То, на чём для хранения информации люди оставили рисунки или знаки, называют носитилем информации. |
- На носитель можно нанести символы специально, а можно оставить следы. Например бежит кошка по снегу. По её следам мы можем определить:
1) кто бежал;
2) когда бежал;
3) куда передвигался (в каком направлении двигался).
- Не обязательно кошка бежала по снегу, может быть по песку или земле. В этих случаях песок, земля и снег – это носители информации.
- Собака может найти человека по запаху одежды и/или косметики. Ветер и вода быстро уничтожают эти невидимые следы.
- Ребята, запишите под диктовку:
Учитель дикутет, ученики делают запись в тетрадь:
Следы – видимые или невидимые – несут информацию о тех, кто их оставил. |
- Носители информации могут обладать разными свойствами. Например, они могут быть долговечными, влагоустойчивыми, огнеупорными.
- Например, я на снегу оставлю след. Он будет долговечным? Почему? (Учитель слушает ответы детей.)
- Камень – это долговечный носитель информации? Почему? (Учитель слушает ответы детей.)
- Но на камне очень трудно оставлять следы, а особенно труднее нести его. Каменные сообщения трудно передавать на дальние расстояния, в отличии от бумажных сообщений. В современном мире, в связи с создания компьютера появилось много новых носителей информации. Например DVD и CD диски (в последнее время редко встречаются), флешки.
VI. Закрепление изученного материал
Учитель проводит устный опрос учащихся
- Приведи примеры древних носителей информации? Сравни их.
- Может ли песок быть носителем информации?
- Какими носителями информации вы чаще всего пользуетесь? Расскажите о них.
VII. Домашнее задание
Заполнить таблицу:
Носитель информации | Достоинство носителя информации | Недостатки носителя информации |
Камень | | |
Бумага | | |
Флешка | | |
VIII. Оценивание работы учащихся на уроке