Тема: Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения
Цель урока:
Образовательная: Совершенствовать знания о связи слов в предложении; развивать умение находить в предложении грамматическую основу;
Развивающая: Развивать познавательные способности, орфографическую зоркость, умение находить главные члены предложения, каллиграфический навык, , формировать коммуникативную компетенцию.
Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, правдивость.
Задачи:
Предметные: находить в словах грамматическую основу, отличать подлежащее от сказуемого.
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий
регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму;
личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения;
познавательные: преобразование информации, выделение главного;
коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи;
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска; карточки для этапа рефлексии на каждого ученика, памятки к уроку для каждого ученика; учебник «Русский язык» для 3 класса – авторы В.П. Канакина , В.Г. Горецкий
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока
Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята! Добрый осенний день! Я рада Вас видеть. Сегодня у нас необычный урок русского языка. У нас присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. Спасибо. Садитесь.
2. –Проверьте свою готовность к уроку. Все ли у вас приготовлено: тетрадь, учебник, ручка, карандаш, линейка.
_ У вас у каждого на парте лежат листочки желтого и красного цветов – это листики настроения. Желтым обозначаем хорошее настроение, красным плохое. Покажите, какое у вас настроение.
- И у меня (показываю листок желтого цвета)
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Мы попытаемся поделиться хорошим настроение со всеми.
II. Актуализация знаний
- Сегодня мы с вами продолжите открывать новые знания.
- Чтобы ваша работа была успешной, с чего надо начать? (С повторения.)
- Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелаем, друг другу успехов и примемся за работу.
1. Минутки чистописания
- Ребята, послушайте загадку
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(Осень)
- Хорошо, молодцы.
- А с какой буквы начинается слово осень?
(С буквы о)
- В ваших тетрадочках мы начнем с вами минутку чистописания.
- Открываем ваши тетрадочки, записываем дату классная работа.
- Запишите заглавную и строчную букву О, подружите их.
Оо
- Пропишите соединение 2 раза. Заглавную со строчной.
- Посмотрите на вторую строчку. Соединение букв с верхним и нижним соединением.
ко, оп, мо, ож
Выбирите и запишите 2 сочетания букв одно с верхним соединением, другое с нижним. Выбрите сами.
Оцените себя. Если у вас все получилось на полях поставьте звездочку.
Если нет, то кружок нарисуйте.
2. Словарная работа
- А сейчас посмотрите на экран, что вы там видите?
К-ртофель, к-апуста, м-рковь, п-мидор, -город, ур-жай.
(слова)
-Какие это слова?
(Словарные)
- Посмотрите на эти слова. Сегодня сильный ветер, он выдул буквы из этих слов.
- Давайте вставим пропущенные буквы и запишем слова в тетрадь.
- Какая орфограмма встретилась в этих словах?
(Непроверяемый гласный звук в корне слова).
- Кто пойдет к доске и выберет слова с правильной орфограммой.
- Давайте проверим верно ли вы вставили буквы,
- С каким временем года связаны эти слова?
( Эти слова связаны со временем года осень).
Немного поработаем в паре.
-Составьте предложение с одним из этих слов. ( работа в парах)
- Прочитайте. (заслушивается несколько вариантов предложений).
- Давайте запишем предложение в тетрадях, а один человек пойдет к доске.
Люди собирают осенью урожай.
- Что мы записали?
( мы записали предложение).
- Докажите, что это предложение.
( Оно выражает законченную мысль. Все слова связаны по смыслу).
- Каким оно является по цели высказывания?
( повествовательным)
- По интонации?
(Невосклицательным).
- Сколько слов в этом предложении?
(4 слова).
- Попробуйте прочитать предложение без первого слова ( Люди).
- А теперь без второго ( собирают).
- Без третьего, без четвертого.
- Какой вывод можно сделать?
( В предложении есть слова, в которых заключена главная мысль, без них предложение не получается)
- Подчеркните главные члены предложения.
- Кто не смог это сделать?
- В чем наше затруднение?
(Не могу найти главные члены предложения)
- А кто подчеркнул поднимите руки?
- Молодцы!
-- Вы можете доказать, что это главные члены предложения?
(Нет не можем доказать, что это главные члены предложения)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Где возникла трудность.
-Почему вы не выполнили задание?
( Не знаем какие слова в предложении являются главными)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Так о каких словах в предложении мы будем сегодня говорить на уроке?
( о главных членах предложения).
- Чему вы будете учиться?
(Узнавать какие слова называются главными членами предложения, учиться находить главные члены в предложении.)
- Как мы это будем делать?
5. Реализация построенного проекта.
1 Хором еще раз прочитаем предложение.
Люди собирают осенью урожай.
-О ком в нем говориться?
( о людях)
- Задайте вопрос к слову люди.
(Кто? Люди)
- Главный член предложения, отвечающий на вопрос кто? Это подлежащее и подчеркивается одной чертой.
- Что говорится о людях?
( Что они собирают).
-Задайте вопрос : люди что делают? Собирают
- Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делают?- это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.
- Какой частью речи выражено подлежащее?
( имя существительное)
- Какой частью речи выражено сказуемое?
(глагол)
- Подлежащее и сказуемое- это главные члены предложения.
- Прочтем главные члены предложения:
( Люди собирают)
- Итак, подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем грамматическая основа. Подчеркните главные члены в нашем предложении.( в тетрадях и у доски)
6. Работа по учебнику
Стр.27 таблица
7. Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложим назад
8.Первичное закрепление
( Работа в группах)
- А сейчас поработаем в группах. У вас на столах карточки.
(раздаю 1 группе и второй)
Карточка для 1 группы:
Коля, плыви к берегу.
Скоро наступит золотая
По опушке лесов растут
Прочитайте запись, которая дана на этих карточках. Подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением, а какие нет? Работаем.
- Как вы определили?
( В предложении все слова связаны по смыслу. Предложение имеет законченную мысль.)
- Какими словами можно дополнить 2 и 3 предложениях.
- Скоро наступит золотая осень.
По опушкам лесов растут грибы.
Какие это слова?
(Главные члены предложения)
Карточка для 2 группы:
В лес пришла
Густые леса
Опавшая листва кружится в воздухе.
- Какие ряды слов можно назвать предложением?
- Почему?
Какими словами можно дополнить 2 и 3 предложения?
В лес пришла осень.
Густые леса поредели.
Какие это слова ?
(Главные члены предложения)
(Если останется время, задание по карточке. Выписать грамматическую основу предложения)
Карточка 2 (самостоятельная работа)
Откройте задание на карточке, прочитайте предложения, которые там записаны. Найдите главные члены выпишите их себе в тетрадь
Вот и пришла холодная осень. Порывистый ветер срывает листья с деревьев. Птицы улетают в теплые края.
9. Домашнее задание
- А сейчас откройте учебники на стр27 таблицу знать, только левую часть таблицы главные члены предложения стр.29 упр. 42
10. Итог урока. Рефлексия
- Итак, какова была цель нашего урока?
( Находить в предложении главные члены. Узнавать, что такое грамматическая основа.)
- Достигли мы своей цели?
- Поскольку все задания были связаны с осенью, оценим свои знания листочками .
- Если вы справились со всеми заданиями, поднимите зеленый листочек.
- Если над темой нужно поработать, поднимите желтый листок.
- Если затруднялись при выполнении задания, то поднимите красный листок.
11. Оценки за урок
- Сегодня на уроке вы все хорошо работали, но мне хотелось выделить….. Благодарю за урок! Урок окончен.