СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Главные члены предложения. Грамматическая основа"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Главные члены предложения. Грамматическая основа"»

Тема: Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения

Цель урока:

Образовательная: Совершенствовать знания о связи слов в предложении; развивать умение находить в предложении грамматическую основу;

Развивающая: Развивать познавательные способности, орфографическую зоркость, умение находить главные члены предложения, каллиграфический навык, , формировать коммуникативную компетенцию.

Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, правдивость.

Задачи:

Предметные: находить в словах грамматическую основу, отличать подлежащее от сказуемого.

Метапредметные: формирование универсальных учебных действий

регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму;

личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения;

познавательные: преобразование информации, выделение главного;

коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической и диалогической формами речи;

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска; карточки для этапа рефлексии на каждого ученика, памятки к уроку для каждого ученика; учебник «Русский язык» для 3 класса – авторы В.П. Канакина , В.Г. Горецкий

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята! Добрый осенний день! Я рада Вас видеть. Сегодня у нас необычный урок русского языка. У нас присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. Спасибо. Садитесь.

2. –Проверьте свою готовность к уроку. Все ли у вас приготовлено: тетрадь, учебник, ручка, карандаш, линейка.

_ У вас у каждого на парте лежат листочки желтого и красного цветов – это листики настроения. Желтым обозначаем хорошее настроение, красным плохое. Покажите, какое у вас настроение.

- И у меня (показываю листок желтого цвета)

- Я рада, что у вас хорошее настроение. Мы попытаемся поделиться хорошим настроение со всеми.

II. Актуализация знаний

- Сегодня мы с вами продолжите открывать новые знания.

- Чтобы ваша работа была успешной, с чего надо начать? (С повторения.)

- Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелаем, друг другу успехов и примемся за работу.

1. Минутки чистописания

- Ребята, послушайте загадку

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

(Осень)

- Хорошо, молодцы.

- А с какой буквы начинается слово осень?

(С буквы о)

- В ваших тетрадочках мы начнем с вами минутку чистописания.

- Открываем ваши тетрадочки, записываем дату классная работа.

- Запишите заглавную и строчную букву О, подружите их.

Оо

- Пропишите соединение 2 раза. Заглавную со строчной.

- Посмотрите на вторую строчку. Соединение букв с верхним и нижним соединением.

ко, оп, мо, ож

Выбирите и запишите 2 сочетания букв одно с верхним соединением, другое с нижним. Выбрите сами.

Оцените себя. Если у вас все получилось на полях поставьте звездочку.

Если нет, то кружок нарисуйте.

2. Словарная работа

- А сейчас посмотрите на экран, что вы там видите?

К-ртофель, к-апуста, м-рковь, п-мидор, -город, ур-жай.

(слова)

-Какие это слова?

(Словарные)

- Посмотрите на эти слова. Сегодня сильный ветер, он выдул буквы из этих слов.

- Давайте вставим пропущенные буквы и запишем слова в тетрадь.

- Какая орфограмма встретилась в этих словах?

(Непроверяемый гласный звук в корне слова).


- Кто пойдет к доске и выберет слова с правильной орфограммой.

- Давайте проверим верно ли вы вставили буквы,

- С каким временем года связаны эти слова?

( Эти слова связаны со временем года осень).

Немного поработаем в паре.

-Составьте предложение с одним из этих слов. ( работа в парах)

- Прочитайте. (заслушивается несколько вариантов предложений).

- Давайте запишем предложение в тетрадях, а один человек пойдет к доске.

Люди собирают осенью урожай.

- Что мы записали?

( мы записали предложение).

- Докажите, что это предложение.

( Оно выражает законченную мысль. Все слова связаны по смыслу).

- Каким оно является по цели высказывания?

( повествовательным)

- По интонации?

(Невосклицательным).

- Сколько слов в этом предложении?

(4 слова).

- Попробуйте прочитать предложение без первого слова ( Люди).

- А теперь без второго ( собирают).

- Без третьего, без четвертого.

- Какой вывод можно сделать?

( В предложении есть слова, в которых заключена главная мысль, без них предложение не получается)

- Подчеркните главные члены предложения.

- Кто не смог это сделать?

- В чем наше затруднение?

(Не могу найти главные члены предложения)

- А кто подчеркнул поднимите руки?

- Молодцы!

-- Вы можете доказать, что это главные члены предложения?

(Нет не можем доказать, что это главные члены предложения)

3. Выявление места и причины затруднения.

- Где возникла трудность.

-Почему вы не выполнили задание?

( Не знаем какие слова в предложении являются главными)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Так о каких словах в предложении мы будем сегодня говорить на уроке?

( о главных членах предложения).

- Чему вы будете учиться?

(Узнавать какие слова называются главными членами предложения, учиться находить главные члены в предложении.)

- Как мы это будем делать?

5. Реализация построенного проекта.

1 Хором еще раз прочитаем предложение.

Люди собирают осенью урожай.

-О ком в нем говориться?

( о людях)

- Задайте вопрос к слову люди.

(Кто? Люди)

- Главный член предложения, отвечающий на вопрос кто? Это подлежащее и подчеркивается одной чертой.

- Что говорится о людях?

( Что они собирают).

-Задайте вопрос : люди что делают? Собирают

- Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делают?- это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.

- Какой частью речи выражено подлежащее?

( имя существительное)

- Какой частью речи выражено сказуемое?

(глагол)

- Подлежащее и сказуемое- это главные члены предложения.

- Прочтем главные члены предложения:

( Люди собирают)

- Итак, подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем грамматическая основа. Подчеркните главные члены в нашем предложении.( в тетрадях и у доски)

6. Работа по учебнику

Стр.27 таблица



7. Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложим назад

8.Первичное закрепление

( Работа в группах)

- А сейчас поработаем в группах. У вас на столах карточки.

(раздаю 1 группе и второй)

Карточка для 1 группы:

Коля, плыви к берегу.

Скоро наступит золотая

По опушке лесов растут

Прочитайте запись, которая дана на этих карточках. Подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением, а какие нет? Работаем.

- Как вы определили?

( В предложении все слова связаны по смыслу. Предложение имеет законченную мысль.)

- Какими словами можно дополнить 2 и 3 предложениях.

- Скоро наступит золотая осень.

По опушкам лесов растут грибы.

Какие это слова?

(Главные члены предложения)

Карточка для 2 группы:

В лес пришла

Густые леса

Опавшая листва кружится в воздухе.

- Какие ряды слов можно назвать предложением?

- Почему?

Какими словами можно дополнить 2 и 3 предложения?

В лес пришла осень.

Густые леса поредели.

Какие это слова ?

(Главные члены предложения)

(Если останется время, задание по карточке. Выписать грамматическую основу предложения)

Карточка 2 (самостоятельная работа)

Откройте задание на карточке, прочитайте предложения, которые там записаны. Найдите главные члены выпишите их себе в тетрадь

Вот и пришла холодная осень. Порывистый ветер срывает листья с деревьев. Птицы улетают в теплые края.

9. Домашнее задание

- А сейчас откройте учебники на стр27 таблицу знать, только левую часть таблицы главные члены предложения стр.29 упр. 42

10. Итог урока. Рефлексия

- Итак, какова была цель нашего урока?

( Находить в предложении главные члены. Узнавать, что такое грамматическая основа.)

- Достигли мы своей цели?

- Поскольку все задания были связаны с осенью, оценим свои знания листочками .

- Если вы справились со всеми заданиями, поднимите зеленый листочек.

- Если над темой нужно поработать, поднимите желтый листок.

- Если затруднялись при выполнении задания, то поднимите красный листок.

11. Оценки за урок

- Сегодня на уроке вы все хорошо работали, но мне хотелось выделить….. Благодарю за урок! Урок окончен.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!