Тема: Деепричастный оборот (урок изучения нового материала).
ЦЕЛИ УРОКА: закрепить сведения о деепричастии и умение отличать деепричастие от других частей речи; познакомить детей с понятием с понятием деепричастного оборота; формировать умение видеть и выделять на письме деепричастие и деепричастный оборот; развивать речь учащихся путем конструирования предложений с деепричастиями для передачи динамичности развития действия в текстах повествовательного характера.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Садитесь. Прежде чем приступить к изучению нового материала, проверим домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания.
Выписать из текста все деепричастия.
Она сгорбилась еще сильнее, еще ниже пригнула голову. И взглянула на меня исподлобья – очень странно, будто осуждая за то, что услышала. Осуждая не Шурика, нет, не Шурика, а меня. Не поняв этого взгляда и испугавшись, я стал утешать её…
III. Постановка темы и целей урока.
А теперь приступим к изучению нового материала.
- Прежде чем приступить к изучению деепричастного оборота, повторим все что нам известно о деепричастии (фронтальная беседа).
Итак, что же такое деепричастие?
Признаками, каких частей речи обладает деепричастие?
Каким членом предложения чаще всего является деепричастие?
Чем отличается деепричастие от причастия?
V. Объяснение нового материала.
- Повторив изученное о деепричастии, можно приступать к изучению новой темы.
Ребята, обратите внимание на то, что границы деепричастных оборотов, точно также как и причастных, принято обозначать наклонной черточкой.
- Посмотрите, в 1-ом предложении деепричастный оборот стоит перед глаголом, к которому относится, а во 2-ом после него.
VI. Закрепление изученного материала.
- Но для того чтобы быстро находить деепричастные обороты в предложениях, нужно выполнить несколько тренировочных упражнений. Перед выполнением этого задания полезно вспомнить, чем отличается определяемое слово от зависимых?
- Итак у вас дано предложение. Запишите его.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. (Л.Толстой)
- Вы должны найти определяемое слово, деепричастие и его зависимые слова, распределив их в 3 столбика.
- Следующее задание: Попробуйте найти деепричастный оборот в предложении.
Из черной глубины быстро вынырнула рыба и, вильнув хвостом, юркнула назад.
- Ребята, еще хотелось обратить внимание на то, что количество слов в деепричастном обороте, как и в причастном, может быть любым. Посмотрите на пример.
Мы шли и заглядывали в темные аллеи, /любуясь старыми мраморными статуями/.
- У деепричастия любуясь 3 зависимых слова. Любуясь (чем?) статуями, статуями (какими?) старыми и мраморными. А весь деепричстный оборот состоит из 4-х слов.
Потом, /скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц/, мы стали спускаться к морю.
- У деепричастия скользя целых 8 зависимых слов. Поэтому весь деепричастный оборот состоит из 9-ти слов. Таким образом, в деепричастный оборот может входить любое количество слов.
- Попробуйте определить, сколько слов входит в деепричастные обороты в этом упражнении. У вас на столах сигнальные карточки, с помощью которых вы будете показывать количество слов в деепричастном обороте.
1. Лодка, описав полукруг, выплыла на середину реки. (2)
2. Проехав четыре версты, он увидел первого знакомого и радостно обратился к нему. (3)
3. Долго эту ночь сидела княжна Марья в своей комнате, прислушиваясь к звуку говора мужиков. (5)
4. Приехав на станцию, он вошел к смотрителю и спросил вольных лошадей. (3)
5. Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной очи. (9)
- А теперь проверим, как вы усвоили новую тему, выполнив задание для самоконтроля.
- Какие из предложенных утверждений верны? Запишите их в тетрадь-подсказку.
Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. (+)
Деепричастный оборот может находиться только после глагола-сказуемого. (-)
В деепричастный оборот входят только зависимые от деепричастия слова. (-)
Деепричастный оборот может находиться и после, и перед глаголом-сказуемым. (+)
- Сравните предложения в таблице и обратите внимание на запятые.
Пес, /услышав шаги хозяина/, завилял хвостом.
Пес завилял хвостом, /услышав шаги хозяина/.
- Они нужны не только в 1-ом предложении, где деепричастный оборот стоит перед сказуемым, но и во 2-ом, где он стоит после сказуемого. Именно этим деепричастные обороты отличаются от причастных, которые выделяются только в положении после определяемого слова.
- А теперь сравните следующие 3 предложения. Зпишите их в тетрадь-подсказку.
Он, открыв окно, посмотрел во двор.
Открыв окно, он посмотрел во двор.
Он посмотрел во двор, открыв окно.
- Что вы можете сказать о постановке запятых в предложениях с деепричастным оборотом? (Ответы детей)
- Правильно. В 1-ом предложении деепричастный оборот находится в середине предложения, справа и слева от него есть другие слова, поэтому он выделяется запятыми. Во 2-ом предложении деепричастный оборот стоит в начале предложения, в 3-ем - в конце. Другие слова рядом с деепричастным оборотом в этих предложениях есть только с одной стороны, поэтому, там достаточно одной запятой.
Деепричастный оборот с обеих сторон выделяется запятыми, если стоит в середине предложения, и одной запятой, если стоит в начале или конце предложения.
- В этом упражнении нужно поставить запятые, указывая границы деепричастных оборотов.
1. Ветер прошелся вдоль берега, зарябив зеркало плёса.
2. Солнце, послав на землю последний луч, скрылось за горизонтом.
3. Оставшись один, я погрузился в размышления.
4. Капитан, перегнувшись через перила, смотрел вниз.
5. Люди шли полем, недоверчиво оглядываясь.
6. Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес.
7. Рудин стоял, скрестив руки на груди, и слушал с напряженным вниманием.
8. Однако солдат, постояв секунды две, удалился, прикрыв за собой дверь.
9. Обломов завтракал, не обращая ни на кого, ни малейшего внимания.
10. Пугачев, увидев меня в толпе, кивнул мне головою и подозвал к себе.
В этом упражнении нужно выделить запятыми не только деепричастные, но и причастные обороты.
Подъехав к господскому дому, он увидел платье, мелькавшее между деревьями.
Подъезжая к оврагу, услышал я издали шум. Крики и голос моего Савельича.
Перед нею стоял кувшин воды, покрытый ломтём хлеба.
Увидя меня, она вздрогнула и закричала.
И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке против памятника.
- Закрепите пройденный материал заданием для самоконтроля. В каком случае в предложении из романа Тургенева деепричастный оборот выделен правильно? У вас на столах сигнальные карточки, с помощью которых вы будете показывать номер правильного ответа. Запишите его в тетрадь.
Разговаривая вечером с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своём наставнике. (+)
Разговаривая вечером с Катей Аркадий, совершенно позабыл о своём наставнике. (-)
Разговаривая вечером, с Катей Аркадий совершенно позабыл о своём наставнике. (-)
Разговаривая вечером с Катей Аркадий совершенно позабыл, о своём наставнике. (-)
- Какие из предложенных утверждений верны? С помощью сигнальных карточек покажите номер правильного ответа.
Причастный оборот выделяется запятыми, только если он стоит после определяемого слова. (+)
Деепричастный оборот выделяется запятыми, если стоит перед сказуемым. (-)
Причастный оборот, всегда выделяется запятыми. (-)
Деепричастный оборот, всегда выделяется запятыми. (+)
VII. Подведение итогов работы.
- (17 слайд) Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- За работу на уроке вы получили следующие оценки…
VIII. Домашнее задание.
- Выучить теоретические сведения о деепричастном обороте. Выполнить упр. стр.