Тема: Что изучают в курсе «География материков и океанов»?
Тип урока | Вводный изучение нового материала. |
Цели | Раскрыть основное содержание курса; показать учащимся значение знаний о природе материков, океанов, наиболее крупных государств мира, материки, части света, океаны, острова; |
Образовательные ресурсы | Учебник, атлас, электронное приложение к учебнику, карта мира. |
План урока | 1. Материки и континенты. 2. Части Света. 3. Материковые, вулканические, коралловые острова. |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальный, фронтальный. |
Основные понятия | Континент, материк, часть света, материковые, вулканические, коралловые острова. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научиться: давать определение понятий «континент», «часть света», «материковые, вулканические, коралловые острова»; определять местоположение географических объектов, определять типы островов по их происхождению. | Познавательные: работать с различными источниками информации, выделять главное, сравнивать элементы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: самостоятельно определять цели и задачи урока, работать по предложенному алгоритму. | Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность. |
Структура урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Давайте вспомним требования к уроку, правила ведения тетради, контурных карт.
II. Актуализация знаний.
География - наука, зародившаяся на заре развития человеческой мысли. Современная география - это целая система наук. В ней выделяются две группы - физико-географическая и экономико-географическая.
В курсе 7 класса мы будем продолжать изучение физической географии. Мы познакомимся с природой нашей планеты. Узнаем, как люди открывали и осваивали новые земли. Подробнее изучим свойства оболочек Земли. Мы научимся работать с различными географическими картами, таблицами, картинами.
Мы приступаем к изучению нового раздела географии – географии материков и океанов.
III. Изучение нового материала.
Материки, или континенты, представляют собой крупнейшие массивы суши, со всех сторон окруженные водами Мирового океана. Их общая S= 149 млн км2, или 29% земной поверхности (рис. 2 учебника, с. 6).
Первое, с чем мы познакомимся, это названия и расположение частей света, островов и материков (континентов).
Материков всего шесть, и по размерам их можно выстроить в следующем порядке: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.
Показ учителем материков по физической карте мира.
Каждый материк уникален. Они отличаются друг от друга своеобразием природы, географическим положением, размерами, конфигурацией, строением поверхности и историей развития. Для того, что бы более подробно узнать о каждом материке в отдельности мы и будем с вами изучать их особенности. Постараемся проследить уникальность каждого материка.
Также мы с Вами выделим еще и части света. Их тоже шесть. Понятие «материк» следует отличать от понятия «части света».
Часть света отражает исторический подход к подразделению суши на отдельные части. Частей света также шесть: Европа и Азия, входящие в состав одного материка - Евразия. Природной границей между Европой и Азией являются Уральские горы.
Америка, включающая в себя два материка - Северную и Южную Америку.
Африка, Австралия и Антарктида. Иногда Океанию (скопление островов в Тихом океане) выделяют в отдельную часть света – седьмую.
- Покажите на карте полушарий части света.
- Покажите условную границу между Европой и Азией.
Работа по карте.
- Назовите и покажите на карте часть света состоящую из двух материков. (Америка)
- Назовите и покажите материк, состоящий из двух частей света. (Евразия)
- Используя политическую карту мира, назовите страны, которые расположены в двух частях света. (Россия, Казахстан, Турция – в Европе и Азии, Египет – в Африке и Азии)
На Земле есть участки суши, окруженные со всех сторон водой, но отличающиеся от материков меньшим размером. Что это? (острова)
- Найдите острова на карте. Как их можно сравнить? (по величине, по образованию)
- Назовите крупнейшие острова. (Гренландия, Мадагаскар, Новая Гвинея и др.)
- Назовите крупный остров России. (Сахалин)
- Подумайте и предположите, как могли образоваться крупные острова. (они были частью материка, от которого отделились в результате движения земной коры)
Это материковые острова.
- Покажите остова отмеченные на карте красными скобками. Их много в Тихом океане.
Это коралловые острова.
Они состоят из известковых образований, возникли в результате жизнедеятельности живых организмов в океане, например коралловых полипов. Острова кольцеобразной формы называют атоллами, их высота над океаном около 1 метра. Внутри атолла находится лагуна.
- Назовите коралловые острова, покажите их на карте мира.
Есть на Земле острова – вулканы (они отмечены на карте звездочкой).
- Найдите на карте вулканические острова. (Гавайские, Курильские и др.)
Группы островов , которые расположены близко друг к другу называют архипелагами.
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.
- Покажите на карте: В I – материки, материковые острова, В II – части света, вулканические острова.
V. Итоги урока. Рефлексия.
- Удалось ли тебе выполнить задание?
- Правильно ли ты выполнил задание?
- Что ты узнал на уроке нового?
Домашнее задание.
§ 1; уметь показывать материки, части света, острова на физической карте мира;
используя рис. 4 на стр. 7, занесите в контурную карту названии, площадь материков.