СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по тем: "Дополнение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по теме: "Дополнение. Цель:  познакомить с дополнением как второстепенным членом, урок проходит с использованием презентации, карточек и оценочных листов. В начале урока ученики вспоминают о главных членах предложения и определении, а потом изучение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по тем: "Дополнение"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: Дополнение

Цели урока: формирование умения познакомить с дополнением как второстепенным членом

1) Научиться находить дополнение в предложении;

2) Определять его синтаксическую функцию;

3) Научиться различать дополнение и подлежащее.

Планируемые результаты:

Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу. Воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные: Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли. Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: Формировать умение находить дополнение в предложении, определять способы выражения дополнения. Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать их и применять с учётом решаемых задач.

Предметные: Распознавать дополнения, стоящие в винительном падеже без предлога, и отличать их от подлежащего. Моделировать предложения с дополнениями в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Средства обучения: презентация, учебник Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М., Просвещение, 2013 Формы работы обучающихся: в парах, индивидуальная.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия


1. Мотивация к учебной деятельности

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

Подготовка класса к работе

Л: самоопределение; р: целеполагание;

к: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


2. Актуализация знаний. Повторение.


Цель этапа: создание проблемной ситуации

- Открыли тетради, записали число, классная работа. На уроке вы будете оценивать себя и друг друга и выставлять оценки в оценочный лист.

Пропустив 2 чистых строчки, выполняем первое задание по повторению.

1) Цифровой диктант

Ребята, повторим изученное на предыдущих уроках в форме цифрового диктанта: да – 1, нет – 0.

А) Подлежащее и сказуемое – составляют грамматическую основу предложения.

Б) Подлежащее – это главный член предложения, который называет действие или состояние.

В) Сказуемое – это часть слова без окончания.

Г) Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.

Д) По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

Е) Предложения по цели высказывания бывают побудительные, вопросительные, повествовательные.

Ё) Предложения с одном главным членом называются двусоставными.

Ж) По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

З) Подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения.

И) Синтаксис изучает словосочетание и предложение

- Проверим работу друг другу. Поставть в оценочный лист оенку

Критерии: 10-9 б – «5» 8-7б – «4» 6-5 б – «3»

2. Запишите под диктовку текст.

Белка

Увидела белка еловую шишку и запрыгала к ней. Схватила ее лапками и уселась на ветку. Вдруг белка испугалась, выронила шишку, сжалась и замерла. Над лесом пролетел ястреб.

Задание

1. подчеркните грамматическую основу в предложениях.

2. найдите и выделите определение.



Пишут цифровой диктант

1

0

0

1

0

1

0

1

0

1










Проверяют и оценивают себя.

Пишут под диктовку. Выполняют задания.

Проверяют и оценивают себя

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; п: логические- анализ объектов с целью выделения признаков


3. Мотивация. Определение темы урока.


Запишите предложение

Белка увидела.

Сделайте синтаксический разбор предложения

- предложение нераспространенное. А что можно добавить в предложение?

Добавьте какое-нибудь слово, чтобы предложение получилось распространенным?

А как называется такой член предложения?

- Так, значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

- А какой член предложения – дополнение?

- Сформулируйте тему урока. Дополнение.

Запишите тему на пропущенной строчке




второстепенные члены предложения

шишку

дополнение

о дополнении

второстепенный



4. Целеполагание.


- Исходя из темы урока, давайте все вместе определим цель нашего урока и задачи урока. Прочитайте цели нашего урока


познакомить с дополнением как второстепенным членом

1) Научиться находить дополнение в предложении;

2) Определять его синтаксическую функцию;

3) Научиться различать дополнение и подлежащее.

Р: целеполагание; к: постановка вопросов; п: общеучебные-самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы


4. Первичное закрепление.


- Ребята, с дополнением вы уже знакомились в начальных классах. Что вы помните о нем.

- А какие это вопросы косвенных падежей?

Откройте учебник и заполните таблицу

 

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДОПОЛНЕНИЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. От какого слова зависит?

От существительного

От глагола


2. Что обозначает?

Признак предмета

Предмет, с которым связано действие или признак


3. На какие вопросы отвечает?

Какой?
Чей?

На вопросы косвенных падежей


4. Какой частью речи выражен?

Прилагательным

Чаще существительным или местоимением



(отвечает на падежные вопросы, подчеркивается черточками, выражено может быть существительным..)





5. Применение нового знания.

Цель этапа: поиск решения учебной задачи

Понаблюдаем. - Что можно сделать, чтобы точно найти дополнение.


Прочитайте предложения. Найдите дополнения и подлежащее в них. Определите, в какой падежной форме стоит дополнение.

Объясните, чем вы руководствовались.

1.Горький дым развеет ветер.

2.Сильный дождь залил весь сад.

3.Мороз сковал льдом весь пруд.


-Какие трудности при нахождении дополнения вы испытываете?



- Можно проанализировать предложения и сделать вывод самостоятельно, ответив на вопросы.

-Во-первых, надо думать о смысле слов: ветер может справиться с дымом, развеять его, а не наоборот. Значит, «главное действующее лицо», или подлежащее, - это ветер. Во-вторых, в именительном падеже в предложении может быть только подлежащее. Значит, нужно правильно определять падежи существительных.

Такое же объяснение для 2 и 3 предложений учащиеся дают в парах.

Р: планирование, прогнозирование; п: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; к- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации



5.Реализация построения проекта

- Мало знать определение дополнения, важно уметь находить его в предложении.

- Что может помочь это умение сформировать?

- Поработаем над алгоритмом нахождения дополнения в предложении.

- Работаем в парах. Используя рабочие материалы (разрезанные листы с описанием действия), составьте алгоритм нахождения дополнения в предложении. Определите последовательность действий при решении этой грамматической задачи.

  1. Найди грамматическую основу.

  2. Найди слово, от которого зависит ВЧП

  3. Выясни, что он обозначает?

  4. На какой вопрос отвечает?

  5. Какой частью речи выражен?

- Используя составленный алгоритм, найдите в предложении дополнение. Докажите свое мнение. Произведите синтаксический разбор предложения.

Зубастый зверек грызет с визгом дубок.

памятка, алгоритм






6. Первичное закрепление

Цель этапа: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Анализ записанных на доске предложений. Учащиеся называют грамматические основы и дополнения.

Вечером развели мы костер.

Яркий огонь костра осветил поляну.

Ураган приближался к городу.

От цветка исходил нежный аромат.

-Объясните правописание безударных гласных в корне слова.


-Сначала находим грамматическую основу предложения. Кто? – Мы. Что сделали? – Развели.

Затем находим слово, от которого задаем вопрос к дополнению. Развели что? костер. Это дополнение, выраженное существительным в винительном падеже, обозначает предмет.


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера



7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: коррекция отработки способа.


7. Проблемное задание.

Послушайте текст.

Встретилась как-то на уроке ребятам такая пословица: Умение родит хотение.

- Где же здесь подлежащее, а где дополнение?- спрашивает Люда.

- Обычно в таких случаях, когда Им. п. и В. падежи по форме совпадают, подлежащее стоит на первом месте, - говорит Эдик.

- Но тогда получается неверно: потому что именно хотение порождает умение!

- Значит, надо произносить с особой интонацией. А еще лучше – перестроить предложение...

- Как лучше перестроить это предложение?

- Ребята, а как бы вы справились с этой задачей? Что мы знаем о подлежащем? (Подлежащее согласуется в лице, числе со сказуемым и обозначает лицо или предмет, которое сам действует)

- Так, а дополнение? От какого члена предложения зависит дополнение? (всегда УПРАВЛЯЕТСЯ СКАЗУЕМЫМ).

- Давайте разберемся с таким предложением.

Солнце заслоняет облако.

- Вдумайтесь в смысл предложения. Может ли солнце заслонить облако? (нет)

8. Самостоятельная работа. Готовимся к гиа. Умение отличать подлежащее и дополнение понадобится вам на экзамене

1. Выпишите грамматическую основу в каждом предложений.

1) Село украшает сад.

2) Альбом взял мальчик.

3) Алёшино лицо покрывали веснушки.

4) Кирпичи носили каменщики.

2. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член предложения.

1. Мы принесли цветы в корзине.

2. Орел закричал и расправил крылья.

3. Турция - южная страна.

3. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены предложения.

Дополнение, сказуемое, определение.

2. Определение, обстоятельство, подлежащее.

3. Определение, дополнение, обстоятельство.

9. Взаимопроверка (слайд). Оцени своего друга (слайд)

Работа с учебником.

Выполните Упр. 135

Упр 136



Самостоятельная работа.

Учащиеся работают в паре.




Осуществляют самопроверку, сравнивая с образцом, записанным на доске




Обсуждают в группе возможные варианты употребления предлогов.

Осуществляют самопроверку, сравнивая с образцом, записанным на доске

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение



9.Рефлексия деятельности

Цель этапа: самооценка учебной деятельности, соотношение цели и результата

Продолжите фразу:

  • В предложении есть главные и .....члены предложения

  • Второстепенные члены предложения – это ...., ....., ...... .

  • Дополнение – это ...... член предложения, который отвечает на ...... и обозначает ....

  • Дополнение обычно выражается .......

-Продолжите фразы:

Сегодня на уроке…

Мне на уроке….

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их усвоения

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.



11. Домашнее задание:

Всем: Знать, что такое дополнение, уметь рассказывать о нем п26

Задание на выбр.

1)Составьте и запишите на тему «В лесу» четыре распространенных предложения, в которых сказуемыми были бы глаголы: бояться, испугаться, опасаться, страшиться. Помните, что после этих глаголов существительные ставятся в родительном падеже. Подчеркните дополнения.

2) Упр. 137 (1 и 2)


Спасибо за урок!


Выясняют домашнее задание, задают вопросы.









Регулятивные: волевая саморегуляция; коммуникативные: постановка вопросов.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!