Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | - Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. | Подготовка класса к работе | Л: самоопределение; р: целеполагание; к: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
2. Актуализация знаний. Повторение. Цель этапа: создание проблемной ситуации | - Открыли тетради, записали число, классная работа. На уроке вы будете оценивать себя и друг друга и выставлять оценки в оценочный лист. Пропустив 2 чистых строчки, выполняем первое задание по повторению. 1) Цифровой диктант Ребята, повторим изученное на предыдущих уроках в форме цифрового диктанта: да – 1, нет – 0. А) Подлежащее и сказуемое – составляют грамматическую основу предложения. Б) Подлежащее – это главный член предложения, который называет действие или состояние. В) Сказуемое – это часть слова без окончания. Г) Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными. Д) По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные. Е) Предложения по цели высказывания бывают побудительные, вопросительные, повествовательные. Ё) Предложения с одном главным членом называются двусоставными. Ж) По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. З) Подлежащее и сказуемое – это второстепенные члены предложения. И) Синтаксис изучает словосочетание и предложение - Проверим работу друг другу. Поставть в оценочный лист оенку Критерии: 10-9 б – «5» 8-7б – «4» 6-5 б – «3» 2. Запишите под диктовку текст. Белка Увидела белка еловую шишку и запрыгала к ней. Схватила ее лапками и уселась на ветку. Вдруг белка испугалась, выронила шишку, сжалась и замерла. Над лесом пролетел ястреб. Задание 1. подчеркните грамматическую основу в предложениях. 2. найдите и выделите определение. | Пишут цифровой диктант 1 0 0 1 0 1 0 1 0 1 Проверяют и оценивают себя. Пишут под диктовку. Выполняют задания. Проверяют и оценивают себя | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; п: логические- анализ объектов с целью выделения признаков | |
3. Мотивация. Определение темы урока. | Запишите предложение Белка увидела. Сделайте синтаксический разбор предложения - предложение нераспространенное. А что можно добавить в предложение? Добавьте какое-нибудь слово, чтобы предложение получилось распространенным? А как называется такой член предложения? - Так, значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? - А какой член предложения – дополнение? - Сформулируйте тему урока. Дополнение. Запишите тему на пропущенной строчке | второстепенные члены предложения шишку дополнение о дополнении второстепенный | | |
4. Целеполагание. | - Исходя из темы урока, давайте все вместе определим цель нашего урока и задачи урока. Прочитайте цели нашего урока | познакомить с дополнением как второстепенным членом 1) Научиться находить дополнение в предложении; 2) Определять его синтаксическую функцию; 3) Научиться различать дополнение и подлежащее. | Р: целеполагание; к: постановка вопросов; п: общеучебные-самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы | |
4. Первичное закрепление. | - Ребята, с дополнением вы уже знакомились в начальных классах. Что вы помните о нем. - А какие это вопросы косвенных падежей? Откройте учебник и заполните таблицу | ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ДОПОЛНЕНИЕ | ОБСТОЯТЕЛЬСТВО | 1. От какого слова зависит? | От существительного | От глагола | | 2. Что обозначает? | Признак предмета | Предмет, с которым связано действие или признак | | 3. На какие вопросы отвечает? | Какой? Чей? | На вопросы косвенных падежей | | 4. Какой частью речи выражен? | Прилагательным | Чаще существительным или местоимением | | | (отвечает на падежные вопросы, подчеркивается черточками, выражено может быть существительным..) | |
|
5. Применение нового знания. Цель этапа: поиск решения учебной задачи | Понаблюдаем. - Что можно сделать, чтобы точно найти дополнение. Прочитайте предложения. Найдите дополнения и подлежащее в них. Определите, в какой падежной форме стоит дополнение. Объясните, чем вы руководствовались. 1.Горький дым развеет ветер. 2.Сильный дождь залил весь сад. 3.Мороз сковал льдом весь пруд. -Какие трудности при нахождении дополнения вы испытываете? | - Можно проанализировать предложения и сделать вывод самостоятельно, ответив на вопросы. -Во-первых, надо думать о смысле слов: ветер может справиться с дымом, развеять его, а не наоборот. Значит, «главное действующее лицо», или подлежащее, - это ветер. Во-вторых, в именительном падеже в предложении может быть только подлежащее. Значит, нужно правильно определять падежи существительных. Такое же объяснение для 2 и 3 предложений учащиеся дают в парах. | Р: планирование, прогнозирование; п: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; к- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
|
5.Реализация построения проекта | - Мало знать определение дополнения, важно уметь находить его в предложении. - Что может помочь это умение сформировать? - Поработаем над алгоритмом нахождения дополнения в предложении. - Работаем в парах. Используя рабочие материалы (разрезанные листы с описанием действия), составьте алгоритм нахождения дополнения в предложении. Определите последовательность действий при решении этой грамматической задачи. Найди грамматическую основу. Найди слово, от которого зависит ВЧП Выясни, что он обозначает? На какой вопрос отвечает? Какой частью речи выражен? - Используя составленный алгоритм, найдите в предложении дополнение. Докажите свое мнение. Произведите синтаксический разбор предложения. Зубастый зверек грызет с визгом дубок. | памятка, алгоритм | |
|
6. Первичное закрепление Цель этапа: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Анализ записанных на доске предложений. Учащиеся называют грамматические основы и дополнения. Вечером развели мы костер. Яркий огонь костра осветил поляну. Ураган приближался к городу. От цветка исходил нежный аромат. -Объясните правописание безударных гласных в корне слова. | -Сначала находим грамматическую основу предложения. Кто? – Мы. Что сделали? – Развели. Затем находим слово, от которого задаем вопрос к дополнению. Развели что? костер. Это дополнение, выраженное существительным в винительном падеже, обозначает предмет. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: коррекция отработки способа. | 7. Проблемное задание. Послушайте текст. Встретилась как-то на уроке ребятам такая пословица: Умение родит хотение. - Где же здесь подлежащее, а где дополнение?- спрашивает Люда. - Обычно в таких случаях, когда Им. п. и В. падежи по форме совпадают, подлежащее стоит на первом месте, - говорит Эдик. - Но тогда получается неверно: потому что именно хотение порождает умение! - Значит, надо произносить с особой интонацией. А еще лучше – перестроить предложение... - Как лучше перестроить это предложение? - Ребята, а как бы вы справились с этой задачей? Что мы знаем о подлежащем? (Подлежащее согласуется в лице, числе со сказуемым и обозначает лицо или предмет, которое сам действует) - Так, а дополнение? От какого члена предложения зависит дополнение? (всегда УПРАВЛЯЕТСЯ СКАЗУЕМЫМ). - Давайте разберемся с таким предложением. Солнце заслоняет облако. - Вдумайтесь в смысл предложения. Может ли солнце заслонить облако? (нет) 8. Самостоятельная работа. Готовимся к гиа. Умение отличать подлежащее и дополнение понадобится вам на экзамене 1. Выпишите грамматическую основу в каждом предложений. 1) Село украшает сад. 2) Альбом взял мальчик. 3) Алёшино лицо покрывали веснушки. 4) Кирпичи носили каменщики. 2. Укажите предложение, в котором неверно выделен второстепенный член предложения. 1. Мы принесли цветы в корзине. 2. Орел закричал и расправил крылья. 3. Турция - южная страна. 3. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены предложения. Дополнение, сказуемое, определение. 2. Определение, обстоятельство, подлежащее. 3. Определение, дополнение, обстоятельство. 9. Взаимопроверка (слайд). Оцени своего друга (слайд) Работа с учебником. Выполните Упр. 135 Упр 136 | Самостоятельная работа. Учащиеся работают в паре. Осуществляют самопроверку, сравнивая с образцом, записанным на доске Обсуждают в группе возможные варианты употребления предлогов. Осуществляют самопроверку, сравнивая с образцом, записанным на доске | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
|