План-конспект урока по русскому родному языку
2 класс
Тема: «Ржаной хлебушко калачу дедушка».
1. Проверка домашнего задания.
- О чём мы говорили на прошлом уроке Родного русского языка? (Об одежде, о традиционном русском наряде).
- Вы подготовили красивые проекты, но необходимо уметь их представлять. Сейчас мы будем учиться представлять свои проекты. Итак, первое задание проекта - записать пословицы об одежде и объяснить в каких случаях они употребляются. (Опрос по первому заданию).
- Второе задание называлось «Словарик», вы должны были дать объяснение к названиям старинной русской одежды. Кроме того данные слова вы должны были поставить в алфавитном порядке, как в настоящем словаре. (Опрос по второму заданию).
- Из выполненных третьих заданий мы составим «Картинную галерею». Они очень красивы!
- Четвёртое задание я проверю у вас в тетрадях.
2. Работа над новой темой.
- Прочитайте название второго параграфа. Вы уже догадались, о чём мы будем говорить? (О питании, о традиционной русской еде).
- У каждого народа есть свои национальные традиционные блюда, своя национальная кухня. Давайте прочтём пословицы на стр. 14 и с их помощью определим, какие же блюда составляют традиционную русскую кухню.
- О каком главном блюде русской кухни говориться в первой пословице? (О хлебе)
- Какие еще блюда называет вторая пословица? (Щи и каша).
- Какую именно кашу, третья пословица называет «матушкой»? (Гречневую кашу).
- Каждому из этих блюд мы посвятим отдельный урок. А чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, нам нужно разгадать кроссворд о русской национальной одежде.
(Слайд №2)(Разгадываем кроссворд).
1. Мужской зимний меховой головной убор. (МалаХай)
2. Верхняя зимняя мужская и женская одежда из козлиной или овечьей шкуры сшитая мехом внутрь. (ТуЛуп).
3. Красивый старинный женский плащ. (ЛЕтник)
4. Женская и мужская одежда, которую одевали под сарафан или с портками. (РуБаха)
(Отгадываем слово «хлеб»).
3. Рассказ учителя, просмотр презентации.
(Слайд №3)
- Издавна на Руси наши предки очень уважительно относились к хлебу. Хлеб был символом достатка и благополучия. Радушные, гостеприимные хозяева всегда встречали своих гостей большим караваем, на который ставили солонку с солью. Поэтому гостеприимных, радушных хозяев стали называть «хлебосольными», то есть встречают гостей хлебом-солью.
(Слайд №4)
А ещё хлеб считался у наших предков символом самой жизни, потому, что он являлся основным продуктом питания.
На полях России выращивали рожь и пшеницу. Но ржи было намного больше, а пшеницы меньше. Из ржаной муки выпекают чёрный хлеб – ржаной, а из пшеничной муки выпекают белый хлеб – пшеничный. Это сейчас мы покупаем тот хлеб, который нам больше нравится, а раньше пшеничный белый хлеб стоил очень дорого и был не каждому по карману. Поэтому на столе простых небогатых людей был в основном ржаной хлеб.
4. Работа в тетради.
- Запишите в тетрадь дату, наименование работы и пары слов. Первое слово в паре называет растение, из которого сделан хлеб, второе – название хлеба:
Рожь – ржаной
Пшеница – пшеничный.
5. Продолжение рассказа учителя по новой теме.
- В России всегда люди очень уважительно относились к хлебу. Прежде чем поднести ко рту свежий ароматный сытный кусочек хлеба, нужно было проделать огромный труд. Сначала зёрна высадить в поле, ухаживать за ними, пока они вырастут – (поливать и пропалывать), затем серпом убрать (сжать) урожай, отделить зёрна от стеблей (обмолотить), перемолоть зёрна на мельнице в муку, а уж потом из этой муки выпечь хлеб в печи!
Это сейчас на полях задействованы тракторы и комбайны, двигатели мельниц работают на электричестве, тестомесы и печь так же выполняют всю работу при помощи электричества. А когда-то вся работа производилась вручную. Поэтому хлеб был очень ценным продуктом.
6. Работа с учебником и в тетради.
- Прочитайте пословицы на стр. 15 учебника.
(Читаем 1,2,6 пословицы)
- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эти пословицы? (Хлеб был основным продуктов питания наших предков.
(Читаем 3, 5 пословицы)
- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эти пословицы? (большинство народа в России употребляла в пищу ржаной хлеб)
(Читаем 4 пословицу)
- Что мы можем сказать, прочитав эту пословицу? (Что хлеб – это символ благополучия и достатка).
(Читаем 7 пословицу)
- О чём говорит, и чему учит нас эта пословица? ( О том что в России всегда было бережное отношение к хлебу. И сегодня, несмотря на то, что хлеб стало гораздо проще получать, мы должны по-прежнему относится к нему бережно),
- Запишите в тетрадь первую, вторую и шестую пословицы.
7. Работа с картинками и текстами из учебника (стр.16)
- С тех пор как люди придумали хлеб, они выпекали не только булки и караваи, но и добавляя различные продукты в тесто – готовили другие хлебные изделия.
(Слайд №5)
- Рассмотрите слайд: какие хлебные изделия, изображённые на картине вы можете назвать? (Рассматриваем, называем).
- Рассмотрите и прочитайте названия хлебо-булочных изделий на стр.16 учебника. (Рассматриваем, читаем).
- А теперь о некоторых из них мы прочитаем на стр. 17-18 нашего учебника.
- Прочитайте текст 1. О каком хлебном изделии идёт речь в этом тексте? (О калаче)
- Найдите и прочитайте в тексте описание калача.
- Какое известное выражение пришло в русский язык благодаря калачу? («Дошёл до ручки»)
- Что это выражение обозначает? (Оно обозначало, что человек находится в трудном положении, он беден).
- Прочитайте текст 2. О каком хлебобулочном изделии идёт в этом тексте речь? (О бублике).
- Найдите в тексте описание бублика и прочитайте его.
- Из какого теста выпекают и что добавляют при выпечке современных баранок?
- Какое знаменитое выражение появилось в русском языке благодаря бубликам? («Дырка от бублика»).
- Что оно обозначает? («Ничего»).
- Прочитайте текст 3. О каком хлебо-булочном изделии идёт в этом тексте речь? (О сушке).
- Найдите в тексте описание сушки.
- Для кого выпекали сушки в старину? (Для путешественников, моряков, воинов).
- Чем отличается сушка от других видов хлеба? (Она может долго храниться).
- Прочитайте текст 4. О каком хлебном изделии идёт речь в этом тексте? (О ватрушке).
- Найдите в тексте и прочитайте , что такое ватрушка.
- Как видите учёные разошлись во мнении по поводу происхождения слова «ватрушка». Прочитайте мнение первой группы ученых. (Читаем третье предложение).
- Прочитайте точку зрение второй группы учёных. (Читаем пятое предложение).
- Что напоминает ватрушка по своему виду? (Маленькое солнышко).
- И ещё об одном кондитерском изделии из теста мы прочитаем в рубрике «Из истории языка и культуры» на стр. 20 учебника. О каком изделии идёт речь в этом тексте? (О коврижке).
- Подумайте, каким на вкус может быть это изделие : горьким, пресным, сладким, солёным? (Сладким).
- От какого слова произошло название этого вида кондитерских хлебобулочных изделий? (От слова «коврига» - большой круглый хлеб, каравай).
8. Продолжение работы с учебником и письменной работы в тетрадях.
- Прочитайте упр. 4 на стр. 19. Запишите в тетрадь слова, которые являются «родственниками» слова «калач». (Калач – коло, колесо, кольцо, около).
- Прочитайте упр. 5 на стр.19. Вы уже догадались, какое слово пропущено в этом предложении? (Выпекали).
- Спишите это предложение в тетрадь, вставив пропущенное слово.
- Прочитайте упр. 8 на стр. 21. Выпишите в тетрадь слово «ватрушка» и только те слова, которые можно составить из букв, которые есть в этом слове.
(Ватрушка – вата, каша, трава, рука).
9. Рефлексия.
- О чём мы сегодня говорили на уроке Родного русского языка? (О хлебе).
- Помните, как называется параграф? (Ржаной хлебушко калачу дедушка).
- Так почему же так говорили в старину? (Потому, что ржаной хлеб появился раньше пшеничного хлеба и был доступнее по цене простому народу, чем белый пшеничный хлеб).
- Перечислите названия хлебобулочных изделий, которые прозвучали сегодня на уроке и пришли в современный русский язык из далёкого прошлого? (Коврига, коврижка, ватрушка, сушка, бублик, баранка, калач и др.)
10. Домашнее задание.
1. Выполнить в тетради упр. 6 стр. 19-20.
2. Подготовить презентацию к проекту «Ржаной хлебушко калачу дедушка» (Подробное описание заданий к проекту на листочках).
Задания для проекта «Ржаной хлебушко калачу дедушка»
1. Раскрась или нарисуй (акварельными красками) рисунок на тему «Встреча гостей хлебом-солью»
2.Запиши ответы. Почему в старину так говорили…
«Если хлеба не куска, так и в тереме тоска» - в старину так говорили потому, что
«Матушка-рожь всех кормит сплошь, а пшеничка по выбору» - в старину так говорили потому, что …
«Хлеб бросать – труд не уважать» - в старину так говорили потому, что …
Для ответа можешь использовать текст из учебника стр.14 - 15, упр.1.
3. Составить словарик названий русских традиционных хлебных изделий. Слова нужно расставить в алфавитном порядке:
Каравай – это хлебное изделие из … муки, в виде ….
Калач - … Баранка –
Бублик – Кулич -
Сушка - Ватрушка –
Коврижка – Батон –
4. Как в русском языке появились выражения:
«Дошёл до ручки» -
«Дырка от бублика»
Для ответа можешь использовать тексты из учебника стр.17-18, упр.3.
Примечание: проект должен быть выполнен на альбомных листах (формат А-4), иметь обложку, нельзя использовать печатный текст, рисунки выполняются цветными карандашами или красками.