СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Русскому (родному) языку во 2-ом классе по теме "Ржаной хлебушко калачу дедушка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Русскому (родному) языку во 2-ом классе на тему "Ржаной хлебушко калачу дедушка". В конспекте есть задания к проекту по этой теме, который может быть выполнен в качестве домашнего задания или в качестве групповой работы. В конспекте есть дополнительные материалы в виде раскрасок по теме. К конспекту есть презентация, размещённая на данной странице сайта.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Русскому (родному) языку во 2-ом классе по теме "Ржаной хлебушко калачу дедушка".»

План-конспект урока по русскому родному языку

2 класс

Тема: «Ржаной хлебушко калачу дедушка».

1. Проверка домашнего задания.

- О чём мы говорили на прошлом уроке Родного русского языка? (Об одежде, о традиционном русском наряде).

- Вы подготовили красивые проекты, но необходимо уметь их представлять. Сейчас мы будем учиться представлять свои проекты. Итак, первое задание проекта - записать пословицы об одежде и объяснить в каких случаях они употребляются. (Опрос по первому заданию).

- Второе задание называлось «Словарик», вы должны были дать объяснение к названиям старинной русской одежды. Кроме того данные слова вы должны были поставить в алфавитном порядке, как в настоящем словаре. (Опрос по второму заданию).

- Из выполненных третьих заданий мы составим «Картинную галерею». Они очень красивы!

- Четвёртое задание я проверю у вас в тетрадях.



2. Работа над новой темой.

- Прочитайте название второго параграфа. Вы уже догадались, о чём мы будем говорить? (О питании, о традиционной русской еде).

- У каждого народа есть свои национальные традиционные блюда, своя национальная кухня. Давайте прочтём пословицы на стр. 14 и с их помощью определим, какие же блюда составляют традиционную русскую кухню.

- О каком главном блюде русской кухни говориться в первой пословице? (О хлебе)

- Какие еще блюда называет вторая пословица? (Щи и каша).

- Какую именно кашу, третья пословица называет «матушкой»? (Гречневую кашу).

- Каждому из этих блюд мы посвятим отдельный урок. А чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, нам нужно разгадать кроссворд о русской национальной одежде.

(Слайд №2)(Разгадываем кроссворд).

1. Мужской зимний меховой головной убор. (МалаХай)

2. Верхняя зимняя мужская и женская одежда из козлиной или овечьей шкуры сшитая мехом внутрь. (ТуЛуп).

3. Красивый старинный женский плащ. (ЛЕтник)

4. Женская и мужская одежда, которую одевали под сарафан или с портками. (РуБаха)

(Отгадываем слово «хлеб»).

3. Рассказ учителя, просмотр презентации.

(Слайд №3)

- Издавна на Руси наши предки очень уважительно относились к хлебу. Хлеб был символом достатка и благополучия. Радушные, гостеприимные хозяева всегда встречали своих гостей большим караваем, на который ставили солонку с солью. Поэтому гостеприимных, радушных хозяев стали называть «хлебосольными», то есть встречают гостей хлебом-солью.

(Слайд №4)

А ещё хлеб считался у наших предков символом самой жизни, потому, что он являлся основным продуктом питания.

На полях России выращивали рожь и пшеницу. Но ржи было намного больше, а пшеницы меньше. Из ржаной муки выпекают чёрный хлеб – ржаной, а из пшеничной муки выпекают белый хлеб – пшеничный. Это сейчас мы покупаем тот хлеб, который нам больше нравится, а раньше пшеничный белый хлеб стоил очень дорого и был не каждому по карману. Поэтому на столе простых небогатых людей был в основном ржаной хлеб.



4. Работа в тетради.

- Запишите в тетрадь дату, наименование работы и пары слов. Первое слово в паре называет растение, из которого сделан хлеб, второе – название хлеба:

Рожь – ржаной

Пшеница – пшеничный.



5. Продолжение рассказа учителя по новой теме.

- В России всегда люди очень уважительно относились к хлебу. Прежде чем поднести ко рту свежий ароматный сытный кусочек хлеба, нужно было проделать огромный труд. Сначала зёрна высадить в поле, ухаживать за ними, пока они вырастут – (поливать и пропалывать), затем серпом убрать (сжать) урожай, отделить зёрна от стеблей (обмолотить), перемолоть зёрна на мельнице в муку, а уж потом из этой муки выпечь хлеб в печи!

Это сейчас на полях задействованы тракторы и комбайны, двигатели мельниц работают на электричестве, тестомесы и печь так же выполняют всю работу при помощи электричества. А когда-то вся работа производилась вручную. Поэтому хлеб был очень ценным продуктом.



6. Работа с учебником и в тетради.

- Прочитайте пословицы на стр. 15 учебника.

(Читаем 1,2,6 пословицы)

- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эти пословицы? (Хлеб был основным продуктов питания наших предков.

(Читаем 3, 5 пословицы)

- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эти пословицы? (большинство народа в России употребляла в пищу ржаной хлеб)

(Читаем 4 пословицу)

- Что мы можем сказать, прочитав эту пословицу? (Что хлеб – это символ благополучия и достатка).

(Читаем 7 пословицу)

- О чём говорит, и чему учит нас эта пословица? ( О том что в России всегда было бережное отношение к хлебу. И сегодня, несмотря на то, что хлеб стало гораздо проще получать, мы должны по-прежнему относится к нему бережно),

- Запишите в тетрадь первую, вторую и шестую пословицы.



7. Работа с картинками и текстами из учебника (стр.16)

- С тех пор как люди придумали хлеб, они выпекали не только булки и караваи, но и добавляя различные продукты в тесто – готовили другие хлебные изделия.

(Слайд №5)

- Рассмотрите слайд: какие хлебные изделия, изображённые на картине вы можете назвать? (Рассматриваем, называем).

- Рассмотрите и прочитайте названия хлебо-булочных изделий на стр.16 учебника. (Рассматриваем, читаем).



- А теперь о некоторых из них мы прочитаем на стр. 17-18 нашего учебника.

- Прочитайте текст 1. О каком хлебном изделии идёт речь в этом тексте? (О калаче)

- Найдите и прочитайте в тексте описание калача.

- Какое известное выражение пришло в русский язык благодаря калачу? («Дошёл до ручки»)

- Что это выражение обозначает? (Оно обозначало, что человек находится в трудном положении, он беден).



- Прочитайте текст 2. О каком хлебобулочном изделии идёт в этом тексте речь? (О бублике).

- Найдите в тексте описание бублика и прочитайте его.

- Из какого теста выпекают и что добавляют при выпечке современных баранок?

- Какое знаменитое выражение появилось в русском языке благодаря бубликам? («Дырка от бублика»).

- Что оно обозначает? («Ничего»).



- Прочитайте текст 3. О каком хлебо-булочном изделии идёт в этом тексте речь? (О сушке).

- Найдите в тексте описание сушки.

- Для кого выпекали сушки в старину? (Для путешественников, моряков, воинов).

- Чем отличается сушка от других видов хлеба? (Она может долго храниться).



- Прочитайте текст 4. О каком хлебном изделии идёт речь в этом тексте? (О ватрушке).

- Найдите в тексте и прочитайте , что такое ватрушка.

- Как видите учёные разошлись во мнении по поводу происхождения слова «ватрушка». Прочитайте мнение первой группы ученых. (Читаем третье предложение).

- Прочитайте точку зрение второй группы учёных. (Читаем пятое предложение).

- Что напоминает ватрушка по своему виду? (Маленькое солнышко).



- И ещё об одном кондитерском изделии из теста мы прочитаем в рубрике «Из истории языка и культуры» на стр. 20 учебника. О каком изделии идёт речь в этом тексте? (О коврижке).

- Подумайте, каким на вкус может быть это изделие : горьким, пресным, сладким, солёным? (Сладким).

- От какого слова произошло название этого вида кондитерских хлебобулочных изделий? (От слова «коврига» - большой круглый хлеб, каравай).

8. Продолжение работы с учебником и письменной работы в тетрадях.

- Прочитайте упр. 4 на стр. 19. Запишите в тетрадь слова, которые являются «родственниками» слова «калач». (Калач – коло, колесо, кольцо, около).

- Прочитайте упр. 5 на стр.19. Вы уже догадались, какое слово пропущено в этом предложении? (Выпекали).

- Спишите это предложение в тетрадь, вставив пропущенное слово.

- Прочитайте упр. 8 на стр. 21. Выпишите в тетрадь слово «ватрушка» и только те слова, которые можно составить из букв, которые есть в этом слове.

(Ватрушка – вата, каша, трава, рука).



9. Рефлексия.

- О чём мы сегодня говорили на уроке Родного русского языка? (О хлебе).

- Помните, как называется параграф? (Ржаной хлебушко калачу дедушка).

- Так почему же так говорили в старину? (Потому, что ржаной хлеб появился раньше пшеничного хлеба и был доступнее по цене простому народу, чем белый пшеничный хлеб).

- Перечислите названия хлебобулочных изделий, которые прозвучали сегодня на уроке и пришли в современный русский язык из далёкого прошлого? (Коврига, коврижка, ватрушка, сушка, бублик, баранка, калач и др.)



10. Домашнее задание.

1. Выполнить в тетради упр. 6 стр. 19-20.

2. Подготовить презентацию к проекту «Ржаной хлебушко калачу дедушка» (Подробное описание заданий к проекту на листочках).



























Задания для проекта «Ржаной хлебушко калачу дедушка»

1. Раскрась или нарисуй (акварельными красками) рисунок на тему «Встреча гостей хлебом-солью»

2.Запиши ответы. Почему в старину так говорили…

«Если хлеба не куска, так и в тереме тоска» - в старину так говорили потому, что

«Матушка-рожь всех кормит сплошь, а пшеничка по выбору» - в старину так говорили потому, что …

«Хлеб бросать – труд не уважать» - в старину так говорили потому, что …

Для ответа можешь использовать текст из учебника стр.14 - 15, упр.1.

3. Составить словарик названий русских традиционных хлебных изделий. Слова нужно расставить в алфавитном порядке:

Каравай – это хлебное изделие из … муки, в виде ….

Калач - … Баранка –

Бублик – Кулич -

Сушка - Ватрушка –

Коврижка – Батон –

4. Как в русском языке появились выражения:

«Дошёл до ручки» -

«Дырка от бублика»

Для ответа можешь использовать тексты из учебника стр.17-18, упр.3.

Примечание: проект должен быть выполнен на альбомных листах (формат А-4), иметь обложку, нельзя использовать печатный текст, рисунки выполняются цветными карандашами или красками.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!