СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Знакомство с родственными словами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен урок по русскому языку, проведенный в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Знакомство с родственными словами"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А. Б. МИХАЙЛОВА Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект урока русского языка, проведенного в 1 классе по теме: «Знакомство с родственными словами»

(автор учебного курса «Русский язык» С.В.Иванов)



Разработчик урока: Щербакова О.Н.

































Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели:

  • познакомить детей с понятием «родственные слова», признаками однокоренных слов;

  • обучать умению подбирать родственные слова;

  • развивать умение работать в паре, доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость;

  • отрабатывать умение осуществлять самоконтроль и самооценку выполненных заданий.

Планируемые результаты:

  • предметные: учащиеся научатся понимать, что такое родственные слова, познакомятся с механизмом образования родственных слов, отличать их от слов с омонимичными корнями;

  • метапредметные: осознавать своё вовлечение в процесс обучения; развивать наблюдательность, монологическую речь; слушать собеседника и вести диалог, понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера; уметь анализировать и делать выводы;

  • личностные: осознавать язык как основное средство человеческого общения; демонстрировать способность к самооценке; проявлять доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника; обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.


Ход урока:

Оргмомент:

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Улыбнулись все друг другу мило

И за парты сели прямо и красиво.

Мы тихонечко вздохнем,

И урок тот час начнем.

Чистописание

Рабочая тетрадь № 1, стр.78, упр.1. Дорисуй недостающие линии.

- Как называется этот цветок? (Крокус – первоцвет, появляется в марте, имеет различную окраску – цветки имеют жёлтый, белый, лиловый, сиреневый цвет. Из этого цветка получают очень дорогостоящую пряность – шафран. Её используют в медицине, парфюмерии, для приготовления блюд).

Упр. 2 Прописать элементы и заглавную букву И.


Словарная работа

  1. Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.

  2. Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается.

  3. На лугу стоит гора, у горы растут рога,

мух пугает длинный хвост и гоняет жёлтых ос!


(Дети записывают слова в столбик, затем выполняют самопроверку – слова записаны на карточках и помещены на доске. Оценивают свою работу, то есть ставят +, не найдя у себя ошибок.)

Звукобуквенный анализ слов

(На доске схема звуковой модели слова «собака». Дети соотносят каждое из записанных словарных слов с этой моделью и подчеркивают то, которое, по их мнению, соответствует данной модели.)

Актуализация опорных знаний

- Первое из записанных словарных слов медведь. Образуйте новые слова. (Он медведь, а она? А как зовут малыша медведя?) Аналогично с двумя другими словами. Группы слов дополняются записями:

Медведь, медведица, медвежонок.

Собака, пёс, щенок.

Корова, бык, телёнок.

- Ребята, а каким словом можно назвать медведя, медведицу и медвежонка? (Это семья животных)

- Люди тоже живут семьями. Кто входит в состав семьи? (дети отвечают)

- Как по-другому можно назвать тех людей, которых вы перечислили? (родственники, родня, родные).

- А могут у слов, как у людей, быть родственники?

- Кто считает, что такое может быть, встает. Кто не согласен – остаётся на месте.

- Посмотрите, мнения разделились. Возникла проблема.


Постановка целей и учебной задачи

- Исходя из возникшей проблемы, попробуйте догадаться какова цель нашего урока.

- Правильно, мы должны понять, есть ли слова-родственники.

- А если есть? (Мы должны научиться их находить)

- Итак, группа детей, которые стоят – это группа «Да». Вы получаете карточки (в парах). Вам нужно попытаться доказать свою точку зрения. Обратите внимание, если слова родственные на вашей карточке, то они должны быть между собой как-то связаны, иметь что-то общее. Как мама, папа, бабушка, брат, дедушка имеют родственные связи.

Вторая группа «Нет» попытайтесь доказать, что слова на карточке никак не связаны между собой.

(Слова на карточках для первой группы: лес, лесок, лесник. Для второй группы (вода, водитель).

Освоение нового материала

Решение проблемной ситуации

Дети, работающие в группе «Да», высказывают свою точку зрения.

- Да, вы правы. Эти слова не только связаны по смыслу, но и имеют общую часть, т.е. похожи друг на друга, как родственники-люди.

Высказывают свою точку зрения дети из группы «Нет».

-Вы тоже правы, считая, что ваши слова не родственны. Но как быть? Они ведь тоже имеют общую часть? Значит, должны быть родственными. Как не запутаться в определении родственных слов? Ведь умение различать родственные и неродственные слова в дальнейшем может пригодиться!

Вывод

- Какой вывод можно сделать? (Слова в русском языке могут быть родственными. Они имеют общую часть и связаны по смыслу. Но есть слова, которые имеют общую часть, но по смыслу не связаны друг с другом. Такие слова неродственные).


Физкультминутка «Если нравится тебе, то делай так …»


Закрепление изученного материала

- Ребята, давайте вернемся к группам слов, которые записали в начале урока. Есть ли среди трёх групп группа родственных слов. (Есть. Медведь, медведица, медвежонок).

-Почему они родственные?

-Почему остальные группы не родственные (они хоть и имеют близкое значение, но в них нет общей части).


Выполнение упражнения 5 на с.81 в печатной тетради.


Мини-сценка (инсценируют заранее подготовленные дети)

Ребёнок 1. – Вы кто такие?

Ребёнок 2. – Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.

Ребёнок 1. – А ты кто?

Ребёнок 3. – А я ваша тетка – гусеница.


(Слайд на проекторе)

- Спасибо, ребята. Права ли гусеница?

- Почему её нельзя принять в «семью» родственных слов?

- Какие слова из этой сценки являются родственными? Почему?


Подведение итога урока. Рефлексия.

- Вспомните, какова была тема нашего урока. Какую цель ставили? Достигли ли ее?

- Научился ли ты различать родственные и неродственные слова? Разместите смайлики в «домики». (Дети ставят смайлик в «домик» с изображением смеющегося личика - если все поняли; в «домик» с изображением серьезного личика – если поняли материал частично и в «домик» с изображением печального личика – если материал не усвоен).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!