МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А. Б. МИХАЙЛОВА Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ |
Конспект урока русского языка, проведенного в 1 классе по теме: «Знакомство с родственными словами» |
(автор учебного курса «Русский язык» С.В.Иванов) |
|
Разработчик урока: Щербакова О.Н. |
|
|
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
познакомить детей с понятием «родственные слова», признаками однокоренных слов;
обучать умению подбирать родственные слова;
развивать умение работать в паре, доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость;
отрабатывать умение осуществлять самоконтроль и самооценку выполненных заданий.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся понимать, что такое родственные слова, познакомятся с механизмом образования родственных слов, отличать их от слов с омонимичными корнями;
метапредметные: осознавать своё вовлечение в процесс обучения; развивать наблюдательность, монологическую речь; слушать собеседника и вести диалог, понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера; уметь анализировать и делать выводы;
личностные: осознавать язык как основное средство человеческого общения; демонстрировать способность к самооценке; проявлять доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника; обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Ход урока:
Оргмомент:
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Улыбнулись все друг другу мило
И за парты сели прямо и красиво.
Мы тихонечко вздохнем,
И урок тот час начнем.
Чистописание
Рабочая тетрадь № 1, стр.78, упр.1. Дорисуй недостающие линии.
- Как называется этот цветок? (Крокус – первоцвет, появляется в марте, имеет различную окраску – цветки имеют жёлтый, белый, лиловый, сиреневый цвет. Из этого цветка получают очень дорогостоящую пряность – шафран. Её используют в медицине, парфюмерии, для приготовления блюд).
Упр. 2 Прописать элементы и заглавную букву И.
Словарная работа
Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается.
На лугу стоит гора, у горы растут рога,
мух пугает длинный хвост и гоняет жёлтых ос!
(Дети записывают слова в столбик, затем выполняют самопроверку – слова записаны на карточках и помещены на доске. Оценивают свою работу, то есть ставят +, не найдя у себя ошибок.)
Звукобуквенный анализ слов
(На доске схема звуковой модели слова «собака». Дети соотносят каждое из записанных словарных слов с этой моделью и подчеркивают то, которое, по их мнению, соответствует данной модели.)
Актуализация опорных знаний
- Первое из записанных словарных слов медведь. Образуйте новые слова. (Он медведь, а она? А как зовут малыша медведя?) Аналогично с двумя другими словами. Группы слов дополняются записями:
Медведь, медведица, медвежонок.
Собака, пёс, щенок.
Корова, бык, телёнок.
- Ребята, а каким словом можно назвать медведя, медведицу и медвежонка? (Это семья животных)
- Люди тоже живут семьями. Кто входит в состав семьи? (дети отвечают)
- Как по-другому можно назвать тех людей, которых вы перечислили? (родственники, родня, родные).
- А могут у слов, как у людей, быть родственники?
- Кто считает, что такое может быть, встает. Кто не согласен – остаётся на месте.
- Посмотрите, мнения разделились. Возникла проблема.
Постановка целей и учебной задачи
- Исходя из возникшей проблемы, попробуйте догадаться какова цель нашего урока.
- Правильно, мы должны понять, есть ли слова-родственники.
- А если есть? (Мы должны научиться их находить)
- Итак, группа детей, которые стоят – это группа «Да». Вы получаете карточки (в парах). Вам нужно попытаться доказать свою точку зрения. Обратите внимание, если слова родственные на вашей карточке, то они должны быть между собой как-то связаны, иметь что-то общее. Как мама, папа, бабушка, брат, дедушка имеют родственные связи.
Вторая группа «Нет» попытайтесь доказать, что слова на карточке никак не связаны между собой.
(Слова на карточках для первой группы: лес, лесок, лесник. Для второй группы (вода, водитель).
Освоение нового материала
Решение проблемной ситуации
Дети, работающие в группе «Да», высказывают свою точку зрения.
- Да, вы правы. Эти слова не только связаны по смыслу, но и имеют общую часть, т.е. похожи друг на друга, как родственники-люди.
Высказывают свою точку зрения дети из группы «Нет».
-Вы тоже правы, считая, что ваши слова не родственны. Но как быть? Они ведь тоже имеют общую часть? Значит, должны быть родственными. Как не запутаться в определении родственных слов? Ведь умение различать родственные и неродственные слова в дальнейшем может пригодиться!
Вывод
- Какой вывод можно сделать? (Слова в русском языке могут быть родственными. Они имеют общую часть и связаны по смыслу. Но есть слова, которые имеют общую часть, но по смыслу не связаны друг с другом. Такие слова неродственные).
Физкультминутка «Если нравится тебе, то делай так …»
Закрепление изученного материала
- Ребята, давайте вернемся к группам слов, которые записали в начале урока. Есть ли среди трёх групп группа родственных слов. (Есть. Медведь, медведица, медвежонок).
-Почему они родственные?
-Почему остальные группы не родственные (они хоть и имеют близкое значение, но в них нет общей части).
Выполнение упражнения 5 на с.81 в печатной тетради.
Мини-сценка (инсценируют заранее подготовленные дети)
Ребёнок 1. – Вы кто такие?
Ребёнок 2. – Я гусь, это гусыня, а это наши гусята.
Ребёнок 1. – А ты кто?
Ребёнок 3. – А я ваша тетка – гусеница.
(Слайд на проекторе)
- Спасибо, ребята. Права ли гусеница?
- Почему её нельзя принять в «семью» родственных слов?
- Какие слова из этой сценки являются родственными? Почему?
Подведение итога урока. Рефлексия.
- Вспомните, какова была тема нашего урока. Какую цель ставили? Достигли ли ее?
- Научился ли ты различать родственные и неродственные слова? Разместите смайлики в «домики». (Дети ставят смайлик в «домик» с изображением смеющегося личика - если все поняли; в «домик» с изображением серьезного личика – если поняли материал частично и в «домик» с изображением печального личика – если материал не усвоен).