СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "РР. Весна. Большая вода" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "РР. Весна. Большая вода" (4 класс)»

Составитель

Студентка 4 курса ППФ группы НОРб-15Анненкова Марина Александровна


Предмет

Русский язык


Класс

4 «А» класс


Тема

Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».


Тип

Урок развития речи


Форма

Традиционная


Цель

Развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать свое отношение к картине.


Задачи

Образовательные: обогащение словарного запаса, развитие умений раскрывать замысел художника и передавать свое 
отношение к картине, формирование умений использовать в тексте средств языковой выразительности;
Развивающие: обучать правильному построению предложения, способствовать формированию грамотного письма;

Воспитательная: воспитывать любовь к природе, искусству, воспитывать навыки аккуратного письма.

Формировать УДД:

- Личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; овладение навыками конструктивного сотрудничества, умение слушать товарища, чувство сотрудничества, развитие речи обучающихся, запись составленного текста.


-Регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- Коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; развивать внимание, память, логическое мышление;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- Познавательные УУД:

Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию.



Планируемые результаты

личностные:

- развить  интерес к русскому языку через решение коммуникативных задач на уроке; формировать стремления к речевому самосовершенствованию; развить способность к самооценке на основе наблюдения  за собственной речью;

предметные:

научиться составлять текст  по  репродукции  картины, познакомятся с творчеством И.И. Левитана, формирование умения рассматривать и анализировать картину, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фантазии, воспитание интереса к творчеству художника.

метапредметные:

в познавательной сфере: учащиеся будут отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию.

в регулятивной сфере: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке;

в коммуникативной сфере: развить умения строить речевое высказывание при решении коммуникативных задач, слушать и вступать в диалог, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Оборудование

Доска, мел, проектор, презентация, черновые листочки и чистовики (либо тетради по РР), музыка Вивальди Времена года

Этапы урока

Время (примерное)

  1. Организационный момент

1

  1. Актуализация знаний.

8

  1. Анализ картины

20

  1. Физминутка.

1

  1. Работа по теме

10

  1. Черновик

2

План урока











Восьмое апреля.

Сочинение по картине Левитана «Весна. Большая вода».

П..йзаж Зеркало

П..ловодье Затопить

Лодка-челнок Отражение

Вешний Темно-голубой














Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

  1. Организационный этап

-Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Тихо сели.

Откройте, пожалуйста, тетради для творческих работ. Запишите дату.

Сегодня восьмое апреля.




Здороваются, садятся, настраиваются на рабочий лад.




Записывают дату в тетрадях.

Раздать словарн.диктанты. Тетради для творч.работ

  1. Актуализация знаний

-Какое сейчас время года?

-Любите ли вы весну? (Почему?)

-- Знаете ли какой голос у весны? (ответы учащихся)

      - Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны (звучит музыка).

- О чем рассказала музыка?


- Музыка передаёт настроение, ощущение того, что происходит в природе.

- Что вы услышали?


Дома вы должны были найти стихотворения о Весне. Кто готов выразительно прочитать свое стих-е?

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж  весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!»

                                            Ф. И. Тютчев

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Е. А. Баратынский



- Какие чувства вызывает у вас стихотворения?


-Нравится ли вам весна? Чем?

-Какие чудеса происходят весной в природе?


Мы познакомились с музыкой и стихотворениями о весне, но не только композиторы и поэты восхваляли это время года.

Дома вы уже познакомились с иллюстрацией картины известного русского художника Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».

Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня?




Сформулируйте цель урока?

Запишите тему: Сочинение по картине Левитана «Весна. Большая вода»


 Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла.

Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго.

Исаак Ильич Левитан написал около 1000 картин. Многие из них стали мировыми шедеврами, они хранятся в лучших музеях. Интересующая нас картина находится в Третьяковской галерее в Москве.

-Весна

-Ответы детей

ВИДЕО ВИВАЛЬДИ


(Учащиеся  рассказывают о своих впечатлениях)







Читают (1-2)



























-Яркая, солнечная


-Пробуждается природа





Смотрят на картину на слайде



Учиться выражать в слове свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

Написать сочинение по картине.

Опрос


Видео Вивальди «Весна»












Чтение своих стих-й


































Слайд, картина





Целеполагание






Рассказ учителя. На слайде




Работа с учебником

Откройте учебник на странице 87й, упражнение номер 178.

Прочитайте, пожалуйста, текст.


Что вы представили, читая этот текст? Соответствует ли картинка в вашей голове тому, что изобразил автор?

Почему в тексте говорится о том, что кажется, будто половодье и на земле, и на небе, как вы это понимаете?

А что значит: «деревья растут и вниз, и вверх».


Какие жанры картин вы знаете?

К какому жанру относится данная картина? Почему?


Запишите это слово в тетради, какую букву вы вставили? Почему? Поставьте ударение, подчеркните эту букву.

В тексте вы встретили слово ПОЛОВОДЬЕ. Объясните значение этого слова?

Итак, давайте также запишем это слово в нашу копилку. Выделим корни. Слово произошло от словосочетания «полая вода» - это вода, разбившаяся при таянии реки. Поэтому в слове 2 корня –пол- и –водь-.

Наша картина называется «ВЕСНА. БОЛЬШАЯ ВОДА» и это не случайно, как вы думаете почему именно большая вода? Каким словом можно заменить это словосочетание?

«Большая вода» это народное выражение, означает очень широкий разлив, большое половодье . Красивое название, но теперь оно редко употребляется. Как хорошо, что оно сохранилось в названии картины





Читают.


Картину Левитана



Ответы детей





Портрет, пейзаж, натюрморт

Пейзаж, потому что художник изобразил природу.


Пейзаж, словарное слово


Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной.




ПОЛ-О –ВОДЬ-Е. В корне пишем ПОЛ пишем О, проверим ПОЛАЯ





Половодье

Работа с учебником с87 упр 178







Загорается слайд с картинкой.






Слайд

- Наша задача описать картину так чтобы человек, читающий ваше сочинение, мог точно и ясно представить себе, что изображено на картине Левитана «Весна. Большая вода»

  • При обсуждении пользуйтесь материалом и записывайте по ходу работы: слова, предложения, которые показались вам интересными и вы хотели бы их использовать в сочинении и дополнить свой словарик. Многое вы уже дома написали в черновике.

- Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.


-Назовите признаки весны.




- В какой момент художник изобразил реку?



-Какой изображена река?


-Что видим на переднем плане?



- Посмотрите на другой берег реки, дальний от нас. Что вы видите?


-Как вы думаете, а что за строения оказались в воде?




- Какие цвета преобладают на картине?






- Почему главные цвета голубой и жёлтый?



А как можно понять, что день солнечный, ведь самого солнышка здесь нет?


- Какое на картине небо?


- Давайте посмотрим на берёзки, на их стволы. Какие они?







-Почему среди молодых берёзок Левитан изобразил старое дерево. Как по-вашему: о чём может говорить старое дерево молодым?



-Что в этот момент испытывает художник ?



Какое настроение вызывает картина?






- А вам хотелось бы оказаться в том месте, которое изобразил художник?
















(Весна, потому что деревья без листьев, но чувствуется, что они скоро появятся. По цвету неба и воды - они такие свежие и прозрачные бывают только весной. Вода затопила деревья)

(Художник изобразил реку в момент половодья, когда вода затопила прибрежные области )

(Река спокойная и неподвижная)


(Лодка-челнок – маленькая лодка, оставленная человеком, выдолбленная из одного куска дерева)


(Река разлилась так широко, что другой берег тоже затопило. Одни дома затопило, а другие находятся высоко на берегу. Другой берег высокий)

(Это бани . Их строят близко к реке.. Их затопляет только тогда, когда река разливается очень широко)


(Голубого, синего, потому что в картине много воды и воздуха. Вода ещё холодная и поэтому она синяя, небо голубое - бывает тогда, когда светит солнце)


(они придают трепетность, «воздушность»)


(Земля жёлтая, коричневая, потому что её нагрело солнце. Берёзки тоже жёлтые, на них играют солнечные зайчики)


(Небо нежно голубое)


(Берёзки молодые, хрупкие , нежные. Стволы их искривлённые. Им хочется освободиться от воды, вырваться, они изображены, как в танце. Они покрыты дымкой, тянутся к небу венчиками, сливаются с небом, а небо сливается с водой)

(Не бойтесь воды. Она нужна корешкам. Скоро вода уйдёт и вы зазеленеете. Я выросло большим , и вы такими будете. Большие деревья как бы охраняют молодые. Они уже не раз были в воде.) (Художник наслаждается природой, пишет картину с любовью и восхищением)

(радостное, весеннее настроение, пронизана светом, свежесть, ожидание первой молодой зелени, дуновение ветерка, журчание воды, природа пробуждается после зимнего сна.)


(Побегать по берегу, потрогать воду, подышать свежим воздухом.)


Чтобы написать сочинение, мы должны соблюдать законы построения текста. Но давайте сначала вспомним, какие типы речи существуют в нашей речи?


К какому типу речи будут относиться ваши сочинения? Почему?


Какова главная задача при описании картины?




-Сколько частей в тексте должно быть? Какие?





Описание, рассуждение, повествование


Описание, так как мы будем описывать содержание картины. И после того.


Чтобы читатель ярко мог картину эту представить.



Вступление

Основная часть

Заключение













Слайд

Давайте составим план.

Что должно быть в первой части по вашему мнению, во вступлении? -Какими словами можно начать?


Во второй части, основной? -Как начнёте описание?







В заключении?

-О чём будем писать в третьей части?



-Как можно начать заключительную часть?


Художник И.И. Левитан и его картина.  («Передо мной картина известного художника…»)


Описание картины:            (На картине изображена весна …)


а) небо; б) вода;

в) деревья;

г) лодка – челнок, дома;

д) настроение е) краски

3. Мои впечатления от картины. (О своих чувствах, об отношении к картине)            

 

(Когда я смотрю на картину, то  у меня возникает чувство…)

 (Мне эта картина нравится тем то…)




Слайд

  1. Физминутка

Я возьму трубу свою,

Громко, громко запою: (Восемь раз поднять и опустить пальцы от стола.)

Тру- у-у, у- у- у.

Громко, громко запою. (С поворотом туловища направо, затем налево, руки согнуты вперед-кверху, «сыграть на трубе».)

Ты, труба, труби, труби,

На переменку всех зови. (Руки согнуты вперед, ладони вниз, сгибать и разгибать пальцы.)

Тру- у- у, у- у- у,

Переменку объяви. (Повторить «игру на трубе», а затем расслабленно потрясти пальцами.)


Черновик, чистовик

Итак, начинаем писать сочинение. Перед вами учебник с иллюстрацией на странице 129 и план вашей работы на доске.


Слайд с планом

Конец урока. Сдаем работы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!