Урок: Класс: 6-А Дата: |
Предмет | Русский язык |
Тема: | Правописание приставок на согласную |
Тип урока: | Урок открытия нового знания. |
Обучающая цель: организация учебной деятельности, направленной на формирование у обучающихся представления о разных группах приставок русского языка и особенностях их правописания. |
Цели по содержанию: формирование коммуникативно-речевых навыков, практических навыков применения правил правописания неизменяемых приставок, приставок на з-, с- на письме. |
Задачи урока: | Образовательная: ознакомить обучающихся с правилами правописания неизменяемых приставок, приставок на з-,с., создать условия для формирования у обучающихся практического умения находить в словах изученные орфограммы . |
Коррекционная: развивать устную и письменную речь обучающихся; расширять словарный запас, логическое мышление, способствовать расширению кругозора детей. |
Воспитательная: воспитывать у детей интерес к книгам, к чтению художественной литературы, чувство коллективизма, доброты, взаимопомощи. |
Планируенмые базовые учебные действия | Личностные результаты: понимание смысла поставленных задач; сформированность умений ясно, точно излагать свои мысли. Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, умение выделять главное, делать несложные выводы. Регулятивные: умение выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативные: Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества в классном коллективе. Предметные результаты: использовать алгоритм действий по применению правил правописания приставок в словах. |
Оборудование и наглядность | Учебник, мультимедийная презентация. |
Ход урока:
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят узнать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и писать!
Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наш урок.
Сели тихо за парты и проверили свою осанку
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать? Молодцы!
Эпиграф:
Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
К.И.Чуковский
-Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова? О чем говорит К.И.Чуковский? (Он говорит о роли приставок в речи.)
- Попробуйте озвучить тему урока. О чем мы будем говорить? (Итак, тема урока «Правописание приставок на согласную». Будем говорить о приставках.) (Слайд1.)
А поможет нам герой сказки Дональда Биссета Денди.
Акцент на проблемном вопросе: (Слайд2.)
Кузнечик Денди был очень гордым и жил без забот, т.е. был каким? БЕ..ЗАБОТНЫМ? (с или з?)
- Какова же цель нашего урока? (формирование навыков правильного написания приставок)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Что мы знаем о приставках? (Ответы детей) Например:
Давайте выполним упражнение1. (Устно) Вставьте пропущенные буквы и выделите приставки. (Слайд3.)
Мы с кузнечиком сыграем, много нового узнаем: и загадку о..гадаем, и …поем, и п…мечтаем.
3. Выявление места и причины затруднений. (по ситуции индивидуальная работа)
4. Построение проекта выхода из создавшейся ситуации. Обучающиеся проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение. (подводящий диалог)
-Можно ли объяснить правила написания данных приставок?
5. Реализация построенного проекта.
Алгоритм деятельности учащихся:
Запишите в тетрадях число, классная работа, тему урока, прочитайте ее.
Минутка чистописания: Здесь, здание, здоровье. (Слайд4.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Изучение материала с использованием таблиц: (Слайд5.)
Первая группа приставок – это неизменяемые приставки, они всегда пишутся одинаково, независимо от того, какая буква пишется после приставки: В-, С-, ОБ-, ОТ-, ПОД-, НАД-, ПРЕД-.
Например, входить, сшить, обточить, отпилить, подписать, надстроить, предпоследний.
Вторая группа –это изменяемые приставки, их написание подчиняется правилу: приставка заканчивается на З-,если корень начинается на звонкую согласную букву («б», «в», «г», «д», «ж», «з», «й», «л», «м», «н», «р» приставка заканчивается на С-, если корень начинается на глухую согласную букву («п», «к», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ»)
– Каков алгоритм правописания приставок из второй группы?
(Определяем, какой согласный стоит после приставки- глухой или звонкий. Если звонкий, в приставке пишем букву З. Если глухой - букву С.)
Коллективная работа: Опираясь на составленный алгоритм, объясните написание приставок в данных словах. Запишите их, выделяя приставки:
Связать,скинуть,рассыпать,развернуть,разгладить,расправить,раздать,смять,свернуть,безграмотный, бесконечный, возмутиться.
Нужно запомнить своенравную приставку С- (Слайд 6.) Она всегда пишется в слове, вне зависимости от того, с какого согласного начинается корень: сделать, сбежать, сжечь, сгубить, сдача.
В русском языке не существует приставки З-, есть слова с начальным корневым согласным «З»: здание, здравствуй, здесь, здоровье.
Физминутка
Поднимайте плечики (Поднимают плечи)
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок. (Прыжки)
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем. (Повороты головы)
Тихо, тихо. Высоко, прыгай на носках легко (Прыжки, отталкиваясь одной ногой
.и мягко приземляясь на другую)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.( по ситуции индивидуальная работа:
Организация самостоятельного выполнения обучающимися типовых заданий на новый способ действия: сделай вывод:
Упражнение3. Вставьте пропущенные буквы з или с:
В…глянуть, в…пыхнуть, и…мерить, и…следовать, ра…давать, ра…певать. Объясните выбор согласной в приставке.
Прием "Да-нет"(Слайд7.)
Все приставки в русском языке – это неизменяемые приставки.
В слове о…кинуть приставка ОТ-.
Слово ра…бег пишется с буквой З.
В русском языке есть приставка З.
8. Включение в систему знаний и повторения
Гимнастика для глаз.
А теперь давайте поработаем в парах. Наши герои, Денди и Оливия, приготовили для вас задания: (записать предложение, объяснить выбор согласной в приставке) (Слайд 8.)
1. Денди свой дом перескочил, потому что по…прыгнул высоко.
2. Прыжок 30 сантиметров – это огромное ра…стояние.
3. Пока Денди ра…говаривал с Оливией, пришло время обеда.
4. Влезай ко мне на спину, я о…везу тебя домой!
5. Оливия домой Денди по…везла на спине.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (Слайд 9.)
1. Своей работой на уроке я ( доволен / не доволен )
2. Урок мне показался ( коротким / длинным )
3. Материал урока мне был ( понятен / не понятен; полезен / бесполезен )
4. На уроке мне было ( интересно / скучно )
Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности
Оценивание работы детей учителем
Домашнее задание: выучить правила, выполнить задание по образцу:
Вход без платы - бесплатный вход,
Ребенок без забот –
Небо без звезд –
Жидкость без цвета –
Дорога без конца –
Движение без шума –
Пустыня без воды –