СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку по теме " Глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку для 4 класса по теме "Глагол"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме " Глагол"»

Технологическая карта урока


Учебный предмет

русский язык

Учебник

Канакина, Горецкий Русский язык. 4 класс: учебник, 2 часть. – М.: Просвещение 2014

Программа

Школа России

Класс

4

Тип урока

урок фиксации и систематизации нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Глагол

Цель урока

актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов

их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение.


Основные термины, понятия

часть речи, действие предмета, значение слова

Планируемые результаты

Предметные

- повторить глагол, как часть речи,

-наблюдать за значением глагола в речи,,

-учить находить признаки глагола,

- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.










Формы работы

Средства обучения

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: частично – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.


Технологии

исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные


Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя









Деятельность обучающихся



Орг. момент.

Эмоциональный настрой.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.



Проверка готовности обучающихся к уроку

Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.

-Поприветствуйте гостей улыбкой, пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты.


Запрещается лениться,

Не болтать и не крутиться,

А трудиться и учиться

В жизни это пригодится.

Подготовка рабочего места.







Приветствие гостей занятия.

II .

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.



Словарная работа



Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

Прочитайте слова

Авт..м..биль. в..гон, г..реть, пр..красный, ру..кий. д..ректор, б..тинки, м..тал.., п..с..ажирский, п..беда.

- Что объединяет эти слова?

- Откройте тетради. Запишите дату.

Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.

- На какие группы можно разделить данные слова?

- Какое слово лишнее? Почему?



Ответы детей.

Это словарные слова- слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова.


Взаимопроверка



1 вариант. – имена сущ.

2 вариант.- имена прилаг.

Чтение слов по группам







III. Самоопределение к деятельности


выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

Предметные:

- уточнить представления о роли глагола в речи;

- систематизировать знания о глаголе как части речи.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)

- Назовите тему занятия.


- Слово глагол в переводе с греческого языка означает «слово, речь». Предки наши рассматривали его как слово из слов. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: говорить, сказать, знать, видеть.


Сформулируйте задачи занятия.


– Чтобы ответить на вопрос «Что такое глагол?» предлагаю вам поработать в парах и подчеркнуть правильный ответ.



Название темы (Глагол)












Сегодня на уроке …(формулировка задач учащимися)

Повторить все, что знаем о глаголе

Работа в парах.

Выбор правильных ответов

1.Глагол-это …

а) часть слова; б) часть речи; в) часть света

2. Обозначает …

а) признак предмета;

б) действия или состояния предметов; в) предмет

3.Отвечает на вопросы …

а) Кто? Что?

4.В предложении является…

а)дополнением,

б)определением,

в) сказуемым,

г) подлежащем,

д) обстоятельством

IV.Работа по теме























Работа по учебнику




Работа по компьютеру.







Физминутка




Закрепление изученного материала


Творческая работа
























Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; стремятся хорошо учиться.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска необходимой информации

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;









Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.


Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные УУД:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;



НА слайде «Глагол - самая живая часть речи» А. ЮГОВ

КАК ПОНИМАЕТЕ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ?

Оживите текст, дополнив его

подходящими по смыслу глаголами.

Наступил март. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах, но на полях стал рыхлым и темным, и из-под него кое-где показалась черная земля. Березовые почки набухли. Вернулись скворцы и заняли свои домики- скворечники. Эти птицы приносят человеку много пользы , поэтому их нужно охранять.

- Ребята, а вы приготовились к встрече пернатых друзей? Сделали скворечники.



- Выборочное списывание

-Прочитайте стихотворение Е. Благининой.

- О каком времени года говорится в стихотворении? Выпишите глаголы. - Разберите по составу глагол забарабанит.



- Всегда ли глагол может обозначать действие предметов? Например мечтать, говорить, думать.

Глаголы обозначают не только действия предметов, но со значением речи, мысли, проявления чувств.

Игра «Определи глагол в нужную группу»


- А сейчас немного поиграем: я вам буду называть какое либо действие или состояние, а вы попробуете его показать.

( прыгать, потянуться, любить, плавать, кидать, мечтать, рисовать, мерзнуть, спать, сесть)


Составить рассказ по рисунку.


Записать несколько предложений. подчеркнуть глаголы.

Высказывание детей.








Работа в группе.

Проверка. Работа со слайдом.











Чтение стихотворения.

Выписывание глаголов.

Разбор глагола забарабанит по составу.

Проверка.















Дети изображают слова действиями.









Работа в парах.


Проверка творческого задания

Самостоятельная работа

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

Запишите одну пословицу и подчеркните глаголы.


- Найдите 10 глаголов в таблице.

- Что общего у этих слов?


Чтение пословиц и объяснение их смысла.




Проверка со слайда.

Вить, ходить, вертеть, петь, ловить, сидеть, стоять, плыть, пить, переходить.


Это глаголы неопределённой формы.

Итог занятия.


Рефлексия.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Я надеюсь, что вы не забыли о тех задачах, которая была поставлена в самом начале занятия?

- Закончи предложения:

« Сегодня я убедился, что глаголы ………»

« Я умею …….»

« Я знаю, что глагол…..»

« Я могу похвалить себя и одноклассников за…»


-Какое время года сейчас?

- Весна – это тёплые солнечные дни.

- Выберите весёлое солнышко, если урок вам понравился, а грустное если вам было скучно.

- Молодцы, посмотрите, как засияло наше солнышко! Я надеюсь, что всем сразу стало теплее. Большое спасибо за работу! Наше занятие окончено.



Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по схеме









Ответы детей

Домашнее задание

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Выполнить упр.145 стр.70

Списать отрывок из любого произведения и обозначить глаголы.












Тема: «Глагол»

Тип: урок фиксации и систематизации знаний.

Вид урока: урок–теоретических и практических самостоятельных работ. .

Технологии: уровневая дифференциация, личностно-ориентированный подход.

Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Мотивация учения на разных этапах урока:

- эмоциональные методы – поощрение; создание ситуации успеха,

- познавательные методы – творческое задание.

- социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, самооценка и самоанализ, рефлексия

-работа по учебнику





Это был первый урок по этой теме, в 4 классе. При составлении данного урока учитывались возрастные особенности, реальные возможности учеников. Все обучающиеся имеют положительную мотивацию к учебной деятельности, при подготовке к уроку были учтены программные требования:



-по развитию устной и письменной речи



-валеологии (физминутка, смена деятельности)



-активность, осознанность, системность



-психологические особенности младших школьников.

На уроке были поставлены следующие цели:

закрепить: знания о глаголе как части речи.

развивать орфографическую зоркость, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы) навыки самоконтроля и взаимопроверки.

прививать любовь к русскому языку, к поэзии

уметь находить в тексте глагол, определять его, как часть речи, проводить фонетический разбор слов-глаголов, разбирать предложения, развивать речь учащихся, воспитывать любовь к родному языку, родной поэзии, на примере творчества Е. Благининой, воспитывать любовь к природе.

Организация активной мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока, способствовали достижению поставленных задач, перед обучающимися ставились посильные познавательные задачи. На уроке использовала компьютерную презентацию, что позволяет проводить уроки разнообразно, а у детей всегда присутствует интерес к изучаемому предмету. Свой урок я старалась построить так, что часто звучал вопрос «почему?». А дети пытались отвечать, на поставленный вопрос.

Обучающиеся на уроке были активны, мотивированны. С предложенными заданиями дети справлялись, на уроке применялась физминутка. Возможности кабинета были использованы полностью, приёмы и методы, применяемые на уроке были разнообразны. Применялись активные методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа. Применение компьютерных технологий, проблемно-диалогическое обучение мотивирует учащихся к настрою в работе. Обучающиеся на данном уроке выполнили большой объём работы, разнообразной по виду, перегрузки и переутомления не было. Домашнее задание дети не получили. Поставленные задачи, на данном уроке мне удалось решить.





























5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!