Технологическая карта урока
Учебный предмет | русский язык |
Учебник | Канакина, Горецкий Русский язык. 4 класс: учебник, 2 часть. – М.: Просвещение 2014 |
Программа | Школа России |
Класс | 4 |
Тип урока | урок фиксации и систематизации нового знания |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая |
Тема урока | Глагол |
Цель урока | актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы, объяснять их значение. |
Основные термины, понятия | часть речи, действие предмета, значение слова |
Планируемые результаты |
Предметные - повторить глагол, как часть речи, -наблюдать за значением глагола в речи,, -учить находить признаки глагола, - применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. | Метапредметные Личностные УУД: -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах, в группах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; - моделировать информацию; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Формы работы | Средства обучения |
Методы обучения По характеру учебно-познавательной деятельности: частично – поисковые. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации. | Технологии исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Орг. момент. Эмоциональный настрой. | Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе. | Проверка готовности обучающихся к уроку Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока. -Поприветствуйте гостей улыбкой, пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты. Запрещается лениться, Не болтать и не крутиться, А трудиться и учиться В жизни это пригодится. | Подготовка рабочего места. Приветствие гостей занятия. |
II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Словарная работа | Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; | Прочитайте слова Авт..м..биль. в..гон, г..реть, пр..красный, ру..кий. д..ректор, б..тинки, м..тал.., п..с..ажирский, п..беда. - Что объединяет эти слова? - Откройте тетради. Запишите дату. Запишите слова, вставьте пропущенные буквы. - На какие группы можно разделить данные слова? - Какое слово лишнее? Почему? | Ответы детей. Это словарные слова- слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Взаимопроверка 1 вариант. – имена сущ. 2 вариант.- имена прилаг. Чтение слов по группам |
III. Самоопределение к деятельности | выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; регулятивные: - высказывать свое предположение; Предметные: - уточнить представления о роли глагола в речи; - систематизировать знания о глаголе как части речи. Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) | - Назовите тему занятия. - Слово глагол в переводе с греческого языка означает «слово, речь». Предки наши рассматривали его как слово из слов. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: говорить, сказать, знать, видеть. Сформулируйте задачи занятия. – Чтобы ответить на вопрос «Что такое глагол?» предлагаю вам поработать в парах и подчеркнуть правильный ответ. | Название темы (Глагол) Сегодня на уроке …(формулировка задач учащимися) Повторить все, что знаем о глаголе Работа в парах. Выбор правильных ответов 1.Глагол-это … а) часть слова; б) часть речи; в) часть света 2. Обозначает … а) признак предмета; б) действия или состояния предметов; в) предмет 3.Отвечает на вопросы … а) Кто? Что? 4.В предложении является… а)дополнением, б)определением, в) сказуемым, г) подлежащем, д) обстоятельством |
IV.Работа по теме Работа по учебнику Работа по компьютеру. Физминутка Закрепление изученного материала Творческая работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; стремятся хорошо учиться. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска необходимой информации Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные УУД: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; | НА слайде «Глагол - самая живая часть речи» А. ЮГОВ КАК ПОНИМАЕТЕ ЭТО ВЫСКАЗЫВАНИЕ? Оживите текст, дополнив его подходящими по смыслу глаголами. Наступил март. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах, но на полях стал рыхлым и темным, и из-под него кое-где показалась черная земля. Березовые почки набухли. Вернулись скворцы и заняли свои домики- скворечники. Эти птицы приносят человеку много пользы , поэтому их нужно охранять. - Ребята, а вы приготовились к встрече пернатых друзей? Сделали скворечники. - Выборочное списывание -Прочитайте стихотворение Е. Благининой. - О каком времени года говорится в стихотворении? Выпишите глаголы. - Разберите по составу глагол забарабанит. - Всегда ли глагол может обозначать действие предметов? Например мечтать, говорить, думать. Глаголы обозначают не только действия предметов, но со значением речи, мысли, проявления чувств. Игра «Определи глагол в нужную группу» - А сейчас немного поиграем: я вам буду называть какое либо действие или состояние, а вы попробуете его показать. ( прыгать, потянуться, любить, плавать, кидать, мечтать, рисовать, мерзнуть, спать, сесть) Составить рассказ по рисунку. Записать несколько предложений. подчеркнуть глаголы. | Высказывание детей. Работа в группе. Проверка. Работа со слайдом. Чтение стихотворения. Выписывание глаголов. Разбор глагола забарабанит по составу. Проверка. Дети изображают слова действиями. Работа в парах. Проверка творческого задания |
Самостоятельная работа | Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; | Работа с пословицами. - Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Запишите одну пословицу и подчеркните глаголы. - Найдите 10 глаголов в таблице. - Что общего у этих слов? | Чтение пословиц и объяснение их смысла. Проверка со слайда. Вить, ходить, вертеть, петь, ловить, сидеть, стоять, плыть, пить, переходить. Это глаголы неопределённой формы. |
Итог занятия. Рефлексия. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Я надеюсь, что вы не забыли о тех задачах, которая была поставлена в самом начале занятия? - Закончи предложения: « Сегодня я убедился, что глаголы ………» « Я умею …….» « Я знаю, что глагол…..» « Я могу похвалить себя и одноклассников за…» -Какое время года сейчас? - Весна – это тёплые солнечные дни. - Выберите весёлое солнышко, если урок вам понравился, а грустное если вам было скучно. - Молодцы, посмотрите, как засияло наше солнышко! Я надеюсь, что всем сразу стало теплее. Большое спасибо за работу! Наше занятие окончено. | Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по схеме Ответы детей |
Домашнее задание | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. | Выполнить упр.145 стр.70 Списать отрывок из любого произведения и обозначить глаголы. | |
Тема: «Глагол»
Тип: урок фиксации и систематизации знаний.
Вид урока: урок–теоретических и практических самостоятельных работ. .
Технологии: уровневая дифференциация, личностно-ориентированный подход.
Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.
Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, наблюдение, сравнение, обобщение.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Мотивация учения на разных этапах урока:
- эмоциональные методы – поощрение; создание ситуации успеха,
- познавательные методы – творческое задание.
- социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, самооценка и самоанализ, рефлексия
-работа по учебнику
Это был первый урок по этой теме, в 4 классе. При составлении данного урока учитывались возрастные особенности, реальные возможности учеников. Все обучающиеся имеют положительную мотивацию к учебной деятельности, при подготовке к уроку были учтены программные требования:
-по развитию устной и письменной речи
-валеологии (физминутка, смена деятельности)
-активность, осознанность, системность
-психологические особенности младших школьников.
На уроке были поставлены следующие цели:
● закрепить: знания о глаголе как части речи.
● развивать орфографическую зоркость, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы) навыки самоконтроля и взаимопроверки.
● прививать любовь к русскому языку, к поэзии
● уметь находить в тексте глагол, определять его, как часть речи, проводить фонетический разбор слов-глаголов, разбирать предложения, развивать речь учащихся, воспитывать любовь к родному языку, родной поэзии, на примере творчества Е. Благининой, воспитывать любовь к природе.
Организация активной мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока, способствовали достижению поставленных задач, перед обучающимися ставились посильные познавательные задачи. На уроке использовала компьютерную презентацию, что позволяет проводить уроки разнообразно, а у детей всегда присутствует интерес к изучаемому предмету. Свой урок я старалась построить так, что часто звучал вопрос «почему?». А дети пытались отвечать, на поставленный вопрос.
Обучающиеся на уроке были активны, мотивированны. С предложенными заданиями дети справлялись, на уроке применялась физминутка. Возможности кабинета были использованы полностью, приёмы и методы, применяемые на уроке были разнообразны. Применялись активные методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа. Применение компьютерных технологий, проблемно-диалогическое обучение мотивирует учащихся к настрою в работе. Обучающиеся на данном уроке выполнили большой объём работы, разнообразной по виду, перегрузки и переутомления не было. Домашнее задание дети не получили. Поставленные задачи, на данном уроке мне удалось решить.
5