СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку " Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку " Одушевленные и неодушевленные имена существительные"»







Урок по русскому языку

во 2 «Б» классе

«Одушевленные и неодушевленные

имена существительные»






Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Силютина Ирина Васильевна

















Новосибирск 2021г












Урок по русскому языку

во 2 «Б» классе

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

  1. Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;

  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

  3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник «Русский язык» Канакиной, Горецкого

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Дидактические цели: формирование представления учащихся об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, установка на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные :

  • познавательные добывать новые знания: извлекать информацию.

перерабатывать полученную информацию.

  • регулятивные освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач; логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;


  • коммуникативные готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре.

Предметные :распознавать одушевленные и неодушевленные существительные; находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи; определять у имени существительного значение.



Ход урока

1. Орг.момент.

– Здравствуйте, ребята! Тихонечко сели. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. А вашими помощниками станут : внимание, находчивость, смекалка.

-УЧИТЕЛЬ: Девизом нашего сегодняшнего урока будут такие слова:

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

2. Актуализация знаний.

УЧИТЕЛЬ: ! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на Луну, с одним замечательным сказочным героем Незнайкой. Вы готовы отправиться с Незнайкой в путешествие? ( Просмотр видео)

Друзья Незнайки приготовили ему очень много заданий!

Но мы ведь поможем ему?

И так полетели!

  • Первой нас встречает кнопочка

-Она просит нас напомнить ей , о какой части речи мы с вами в последнее время говорили?

-А что мы уже знаем о существительном. Нам сейчас помогут ребята нашего класса.

(выходят ребята и читают стихи)


1.Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.



2.Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты – 
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

5.Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты – 
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

УЧИТЕЛЬ: До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

УЧИТЕЛЬ: А что мы называем именем существительным?

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает

на вопросы что? или кто?


3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

УЧИТЕЛЬ: Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


УЧИТЕЛЬ: Записываем число, классная работа.

февраля

Классная работа

а) Минутка чистописания.


- Сегодня мы повторим букву

Письмо строчной буквы р- состоит из двух элементов)

- от верхней линии РС пишем длинную наклонную палочку до середины нижнего межстрочного интервала (широкой вспомогательной строки); возвращаемся по написанному элементу вверх до пересечения с нижней линией РС;

- пишем палочку с закруглением вверху и внизу: ведём вверх вправо, закругляем, доводим до верхней линии РС, закругляем и ведём вниз палочку с закруглением внизу.


Письмо заглавной буквы Р- (состоит из двух отдельных элементов)

- (первый элемент) начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки: ведём длинную наклонную палочку вниз, пересекая верхнюю линию РС; чуть не доходя до нижней линии РС, закругляем вверх влево, касаясь нижней линии РС; немного поднимаемся над нижней линией РС;

- (второй элемент) – «шляпка» – пишется слева направо: начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведём вправо короткую прямую линию и закругляем её вниз и влево (по форме напоминает шляпку гриба).


  • Следующая остановка – в гостях у Знайки .


-Как вы все знаете он очень умный , он прочитал почти все книги на земле. Поэтому он приготовил для загадки.


б) Словарная работа.
Загадки (отгадки один ученик записывает на доске, остальные – в своих тетрадях) 

Красна - девица сидит в темнице, 
А коса на улице. ( Морковь) 


Коль с кислинкой любишь щи,
Ты его к столу тащи —
Где прохладу дарит ель,
Может там расти (щавель)


Вперевалку зверь идет -  
По малину и по мед. 
Любит сладкое он очень. 
А когда приходит осень, 
Лезет в яму до весны, 
Где он спит и видит сны. (Медведь)


Что за скрип? Что за хруст? 
Это что ещё за куст? 
Как же быть без хруста, 
Если я ...(капуста) 


Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц)


Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с …( малиной)

УЧИТЕЛЬ: Определите, слова какой части речи вы записали? (сущ.)

-Почему существительные?

-Чтобы определить тему урока, разделите эти слова на 2 группы.

-Какие слова вы отнесли к 1 группе, ко 2 группе?

-Почему вы так распределили слова?

- Какой вопрос вы поставите к существительным каждой группы? (слайды


4. «Открытие нового знания».

УЧИТЕЛЬ: Почему к первой группе слов вы поставили вопрос что? А ко второй – вопрос кто?

УЧИТЕЛЬ: Делаем вывод. Когда к именам существительным мы ставим вопрос кто (что)?

УЧИТЕЛЬ: Читаем вывод вслух. (вывод на слайде

Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.

УЧИТЕЛЬ: О каких существительных пойдёт речь на уроке?

Назовите тему урока.

( Одушевлённые и неодушевлённые существительные имена существительные)-

-Чему бы вы хотели научиться, работая по данной теме? (научиться различать одушевлённые и неодушевлённые сущ.)

5.Физкультминутка «Ракета».


  • А тем временем мы прилетели в гости к Стекляшкину.

Он предлагает нам поработать с учебником .Работа по учебнику.

УЧИТЕЛЬ: Найдите в учебнике упражнение 80 на стр.48 и прочитайте его.

(затем один читает всем).

  • Найдите в предложениях имена существительные (работники, столяры… и т.д.)

  • Кого так называют? (людей).

Давайте изменим выделенные существительные так, чтобы они отвечали на вопрос КТО? и запишем их в тетради.

-КТО? Столяр, инженер, доктор, кондуктор, шофёр.

Ученик пишет у доски с комментированием.

  • На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?)

УЧИТЕЛЬ: Прочитайте правило на стр. 48. (глазками, затем кто-то один для всех).

  • Как называются имена существительные, обозначающие людей и животных и отвечающие на вопрос КТО? Полным ответом. (Имена существительные, отвечающие на вопрос КТО? называются одушевлёнными)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

УЧИТЕЛЬ: Откройте учебник на стр. 50. Прочитайте упражнение 84.

Один читает вслух.

  • -На какой вопрос отвечает каждое выделенное слово?

  • - К какой части речи относится?

В тексте вам встретились слова КАРТИНА и ПЕЙЗАЖ.

Откройте толковый словарь на стр. 136 и прочитайте, что обозначают эти слова.

Слово КАРТИНА – это словарное слово, проговорим его хором. (На доске табличка с этим словом)

Назовите непроверяемую безударную гласную, запомните написание этого слова.

Работа в тетрадях.

Запишите в тетрадь упражнение 84.

  • Выпишите выделенные имена существительные к себе в тетрадь.

  • На какие вопросы они отвечают?

Ученик пишет у доски с комментарием, а остальные самостоятельно в тетрадь.

Прочитайте правило на стр. 50. (глазками, затем кто-то один для всех).

  • Как называются имена существительные, которые не обозначают людей и животных и отвечающие на вопрос ЧТО? Полным ответом. (Имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО? называются неодушевлёнными)

7. Закрепление изученного материала.

  • Дальнейшее путешествие привело нас в гости к Тюбику.

И что бы справиться с заданиями Тюбика нам придётся поработать в паре.

Игра «Третий лишний».

Нужно зачеркнуть в каждой строке лишнее слово, используя полученные вами знания на уроке об одушевлённых и неодушевлённые существительных.

  1. Яблоня, котёнок, берёза

  2. Дедушка, стол, отец

  3. Соловей, шкаф, мальчик

  4. Пенал, бабочка, ведро

- Проверка по эталону. Самооценка работы в паре

Игра « НЛО»( работа с электронной доской)

Ученик должен удалить один предмет отвечающий на вопрос кто? или что?.

  • Самостоятельная работа.

Дифференцированная работа по уровням.

Дети различного уровня обученности получают ракеты разного цвета.

Посмотрите на ваши парты, у вас ракеты разного цвета.

Задания для детей, у которых красные ракеты. Послушайте внимательно.

- Вам нужно записать 5 названий только одушевлённых имен существительных .

-Те ребята, у кого зеленые ракеты.

Вам нужно придумать и записать по три имени существительных одушевленных и неодушевленных.


8.Рефлексия

Продолжи фразу

  • Сегодня на уроке я познакомился с …

  • Одушевлённые имена существительные обозначают…

  • Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…

9. Итог урока

-Что нового вы сегодня узнали на уроке об имени существительном? Просмотр видео.

Вместе с Незнайкой мы очутились на лесной поляне, давайте с вами покажем с какими знаниями мы вернулись из нашего путешествия.

Оценивание.

Полянка успеха

Голубой цветок , если все поняли и можете объяснить другому ,то на полянку помещаете голубой цветочек

Желтый цветок- если все поняли,, но затрудняетесь объяснить другому.

Красный цветок- - тема для вас показалась сложной ,есть вопросы.

10.Д/задание: Упр.85 стр.50 выучить правило на стр.48-50. (Объяснение)

– А закончить урок я хочу словами:

Изучение русского языка

Нелегко нам даётся пока.

Но идёт по земле новый век,

Должен грамотным быть ЧЕЛОВЕК!

Вот наше Путешествие и подошло к концу! Незнайка нас всех благодарит за помощь!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!