Урок по русскому языку
во 2 «Б» классе
«Одушевленные и неодушевленные
имена существительные»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Силютина Ирина Васильевна
Новосибирск 2021г
Урок по русскому языку
во 2 «Б» классе
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задачи:
Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;
Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник «Русский язык» Канакиной, Горецкого
Тип урока: урок «открытие» нового знания
Дидактические цели: формирование представления учащихся об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные :
перерабатывать полученную информацию.
регулятивные освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач; логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
коммуникативные готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре.
Предметные :распознавать одушевленные и неодушевленные существительные; находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи; определять у имени существительного значение.
Ход урока
1. Орг.момент.
– Здравствуйте, ребята! Тихонечко сели. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. А вашими помощниками станут : внимание, находчивость, смекалка.
-УЧИТЕЛЬ: Девизом нашего сегодняшнего урока будут такие слова:
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
2. Актуализация знаний.
УЧИТЕЛЬ: ! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на Луну, с одним замечательным сказочным героем Незнайкой. Вы готовы отправиться с Незнайкой в путешествие? ( Просмотр видео)
Друзья Незнайки приготовили ему очень много заданий!
Но мы ведь поможем ему?
И так полетели!
-Она просит нас напомнить ей , о какой части речи мы с вами в последнее время говорили?
-А что мы уже знаем о существительном. Нам сейчас помогут ребята нашего класса.
(выходят ребята и читают стихи)
1.Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.
2.Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
5.Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
УЧИТЕЛЬ: До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
УЧИТЕЛЬ: А что мы называем именем существительным?
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает
на вопросы что? или кто?
3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
УЧИТЕЛЬ: Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
УЧИТЕЛЬ: Записываем число, классная работа.
февраля
Классная работа
а) Минутка чистописания.
- Сегодня мы повторим букву
Письмо строчной буквы р- состоит из двух элементов)
- от верхней линии РС пишем длинную наклонную палочку до середины нижнего межстрочного интервала (широкой вспомогательной строки); возвращаемся по написанному элементу вверх до пересечения с нижней линией РС;
- пишем палочку с закруглением вверху и внизу: ведём вверх вправо, закругляем, доводим до верхней линии РС, закругляем и ведём вниз палочку с закруглением внизу.
Письмо заглавной буквы Р- (состоит из двух отдельных элементов)
- (первый элемент) начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки: ведём длинную наклонную палочку вниз, пересекая верхнюю линию РС; чуть не доходя до нижней линии РС, закругляем вверх влево, касаясь нижней линии РС; немного поднимаемся над нижней линией РС;
- (второй элемент) – «шляпка» – пишется слева направо: начинаем писать с небольшого закругления, а затем ведём вправо короткую прямую линию и закругляем её вниз и влево (по форме напоминает шляпку гриба).
-Как вы все знаете он очень умный , он прочитал почти все книги на земле. Поэтому он приготовил для загадки.
б) Словарная работа.
Загадки (отгадки один ученик записывает на доске, остальные – в своих тетрадях)
Красна - девица сидит в темнице,
А коса на улице. ( Морковь)
Коль с кислинкой любишь щи,
Ты его к столу тащи —
Где прохладу дарит ель,
Может там расти (щавель)
Вперевалку зверь идет -
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ...(капуста)
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. (Заяц)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с …( малиной)
УЧИТЕЛЬ: Определите, слова какой части речи вы записали? (сущ.)
-Почему существительные?
-Чтобы определить тему урока, разделите эти слова на 2 группы.
-Какие слова вы отнесли к 1 группе, ко 2 группе?
-Почему вы так распределили слова?
- Какой вопрос вы поставите к существительным каждой группы? (слайды
4. «Открытие нового знания».
УЧИТЕЛЬ: Почему к первой группе слов вы поставили вопрос что? А ко второй – вопрос кто?
УЧИТЕЛЬ: Делаем вывод. Когда к именам существительным мы ставим вопрос кто (что)?
УЧИТЕЛЬ: Читаем вывод вслух. (вывод на слайде
Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.
Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.
УЧИТЕЛЬ: О каких существительных пойдёт речь на уроке?
Назовите тему урока.
( Одушевлённые и неодушевлённые существительные имена существительные)-
-Чему бы вы хотели научиться, работая по данной теме? (научиться различать одушевлённые и неодушевлённые сущ.)
5.Физкультминутка «Ракета».
Он предлагает нам поработать с учебником .Работа по учебнику.
УЧИТЕЛЬ: Найдите в учебнике упражнение 80 на стр.48 и прочитайте его.
(затем один читает всем).
Найдите в предложениях имена существительные (работники, столяры… и т.д.)
Кого так называют? (людей).
Давайте изменим выделенные существительные так, чтобы они отвечали на вопрос КТО? и запишем их в тетради.
-КТО? Столяр, инженер, доктор, кондуктор, шофёр.
Ученик пишет у доски с комментированием.
УЧИТЕЛЬ: Прочитайте правило на стр. 48. (глазками, затем кто-то один для всех).
Как называются имена существительные, обозначающие людей и животных и отвечающие на вопрос КТО? Полным ответом. (Имена существительные, отвечающие на вопрос КТО? называются одушевлёнными)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
УЧИТЕЛЬ: Откройте учебник на стр. 50. Прочитайте упражнение 84.
Один читает вслух.
-На какой вопрос отвечает каждое выделенное слово?
- К какой части речи относится?
В тексте вам встретились слова КАРТИНА и ПЕЙЗАЖ.
Откройте толковый словарь на стр. 136 и прочитайте, что обозначают эти слова.
Слово КАРТИНА – это словарное слово, проговорим его хором. (На доске табличка с этим словом)
Назовите непроверяемую безударную гласную, запомните написание этого слова.
Работа в тетрадях.
Запишите в тетрадь упражнение 84.
Выпишите выделенные имена существительные к себе в тетрадь.
На какие вопросы они отвечают?
Ученик пишет у доски с комментарием, а остальные самостоятельно в тетрадь.
Прочитайте правило на стр. 50. (глазками, затем кто-то один для всех).
Как называются имена существительные, которые не обозначают людей и животных и отвечающие на вопрос ЧТО? Полным ответом. (Имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО? называются неодушевлёнными)
7. Закрепление изученного материала.
И что бы справиться с заданиями Тюбика нам придётся поработать в паре.
Игра «Третий лишний».
Нужно зачеркнуть в каждой строке лишнее слово, используя полученные вами знания на уроке об одушевлённых и неодушевлённые существительных.
Яблоня, котёнок, берёза
Дедушка, стол, отец
Соловей, шкаф, мальчик
Пенал, бабочка, ведро
- Проверка по эталону. Самооценка работы в паре
Игра « НЛО»( работа с электронной доской)
Ученик должен удалить один предмет отвечающий на вопрос кто? или что?.
Дифференцированная работа по уровням.
Дети различного уровня обученности получают ракеты разного цвета.
Посмотрите на ваши парты, у вас ракеты разного цвета.
Задания для детей, у которых красные ракеты. Послушайте внимательно.
- Вам нужно записать 5 названий только одушевлённых имен существительных .
-Те ребята, у кого зеленые ракеты.
Вам нужно придумать и записать по три имени существительных одушевленных и неодушевленных.
8.Рефлексия
Продолжи фразу
Сегодня на уроке я познакомился с …
Одушевлённые имена существительные обозначают…
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…
9. Итог урока
-Что нового вы сегодня узнали на уроке об имени существительном? Просмотр видео.
Вместе с Незнайкой мы очутились на лесной поляне, давайте с вами покажем с какими знаниями мы вернулись из нашего путешествия.
Оценивание.
Полянка успеха
Голубой цветок , если все поняли и можете объяснить другому ,то на полянку помещаете голубой цветочек
Желтый цветок- если все поняли,, но затрудняетесь объяснить другому.
Красный цветок- - тема для вас показалась сложной ,есть вопросы.
10.Д/задание: Упр.85 стр.50 выучить правило на стр.48-50. (Объяснение)
– А закончить урок я хочу словами:
Изучение русского языка
Нелегко нам даётся пока.
Но идёт по земле новый век,
Должен грамотным быть ЧЕЛОВЕК!
Вот наше Путешествие и подошло к концу! Незнайка нас всех благодарит за помощь!