СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку. 8 класс "Сравнительный оборот"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 8 класса на тему "Сравнительный оборот".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку. 8 класс "Сравнительный оборот"»

РУССКИЙ ЯЗЫК 8 КЛАСС Урок ___________ Дата____________


Тема: Сравнительный оборот

 Цель: ознакомить учащихся со сравнительным оборотом; научить отличать обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом с союзами как, будто, словно, точно, от сказуемых, присоединяемых теми же союзами; развивать у детей навык постановки запятой перед обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом; воспитывать культуру речи учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание лексического и грамматического богатства русского языка, ответственности за написанное; интерес к изучению языка; стремление к речевому совершенствованию.

Метапредметные: владение правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, использовать на письме специальные графические обозначения на пунктуационные правила; владение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Предметные: распознавание в предложении второстепенных членов;находить в предложении обстоятельства, использовать их в речи и определять способы выражения; учащиеся отличают обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом с союзами как, будто, словно, точно, от сказуемых, присоединяемых теми же союзами; ставят запятую перед обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом.

Тип урок: общеметодологической направленности.

Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки.


Сценарий урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

2.1. Проверка домашнего задания.

2.2. Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1

Составьте предложения, в которых обстоятельства места были бы выражены существительными в косвенных падежах.

Образец: Палаточный лагерь разбили недалеко от деревни (Р. п.). Летом я люблю отдыхать в деревне (П. п.).

Театр, музей, Россия.

 

КАРТОЧКА 2

Определите, каким членом предложения является слово дом.

Мы въехали в новый дом. Новый дом возвышался над старыми строениями. Нам показали новый дом улучшенной планировки. Эта новостройка — дом для молодых семей. Из моего окна видна крыша соседнего дома.


2.3. Фронтальный опрос:

- Вспомним, что изучает синтаксис? На наших уроках мы говорим о синтаксисе простого предложения (составление кластера)

  1. На какие группы делятся члены П.

  2. Назовите главные члены П.

  3. Какие виды сказуемого вы знаете?

  4. Назовите второстепенные члены П.

  5. Какие виды дополнения вам известны?

  6. На какие группы делятся определения?

  7. Назовите виды обстоятельств.

 

III. Сообщение темы и цели урока.

Сопоставим пары предложений:

Глаза кошки светились, как два зелёных огонька. Глаза кошки как два зеленых огонька.

Ласковое слово греет, словно солнышко. Ласковое слово как солнышко.

-Чем они отличаются?

Вывод: сложность заключается в том, что некоторые сравнительные обороты входят в

состав сказуемого и в этом случае запятыми не выделяются.

- Сформулируйте тему и цели урока.


IV. Восприятие и усвоение учебного материала

4.1. Изучение теоретического материала. Составление ОК.

 Сравнительный оборот — это такое сочетание слов, которое путем сравнения образно характеризует действие или качественный признак предмета.

В сравнении обычно выделяют 3 элемента:

- то, что сравнивается, - ПРЕДМЕТ;

- то, с чем что-то сравнивается, - ОБРАЗ;

-то, на основании чего одно сравнивается с другим, - ПРИЗНАК.

Сравнительный оборот, как и деепричастный, выделяется запятыми.

Например: Как парус, чайка там белеет в высоте. (А. Фет) Сравнительный оборот не выделяется запятыми, если:

— является именной частью составного сказуемого: Огонь был как стена;

— является частью фразеологического оборота: Он дрожал как осиновый лист;

— ему предшествует частица не: В доме все не как у нас;

— после слов почти, совсем: Он рассуждает совсем как взрослый.

Посмотрим на следующие предложения и сделаем вывод о том, какие союзы

могут использоваться вместо союза КАК?

Внизу сновали, будто муравьи, люди.

Он, покраснел, словно помидор.

Густой туман, точно вата, лежал во всем лесу.

С высоты мне виделась Москва, что муравейник.

-Что нового мы открываем в этих предложениях?

Вместо союза как могут использоваться союзы будто, словно, точно, что. Все эти

синонимичные союзы взаимозаменяемы


4.2. Первичное закрепление.

1. Допишите предложения, вставив сравнительные обороты и пропущенные запятые. Подчеркните обороты как члены предложения.

Молодой месяц висит над головой как... Ветер выл жалобно как... Белое воздушное облако плывет точно. Черная тяжелая туча ползет по небу как.

2. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните сравнительные обороты как члены предложения. Вставьте пропущенные буквы.

Твоя коса как сноп гречихи. (М. Светлов) Золотые словно звезды ж..луди нам в к..лени отр..хает дуб. (Н. Рыленков) Детство как прочита..ая кни..ка. (Р. Рождественский) И звезды будто стая перепелок по небу разбр..лись. (Р. Рождественский)

3. Прочитайте отрывки из стихотворений А. Пушкина. Найдите сравнительные обороты и определите их стилистическую роль в тексте.

Текст 1

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет

То заплачет, как дитя.

Текст 2

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные глядела,

И ты печальная сидела.

Текст 3

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

V. Закрепление знаний, умений и навыков.

5.1 Лингвистический эксперимент. (Работа в группах)

Перед нами высказывание критика В. Белинского о поэзии А.Пушкина.

Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как _____, тягуч и ярок, как _____, прозрачен и чист, как ____, душист и благовонен, как _______, крепок и могуч, как ______.

В нем пропущены сравнительные обороты. Предложение лишилось смысла, который

вложил в него Белинский.

- Попробуем найти сравнительные обороты и восстановить смысл высказывания.

(Ассистент записывает слова на доске). Чтение вариантов предложения.

- А теперь посмотрим, какие слова выбрал Белинский.

Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как

смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна,

крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.


5.2. Составьте предложения с данными фразеологизмами. Подчеркните их как члены предложения. Нужна ли здесь запятая? К каждому фразеологизму подберите синоним.

Как свои пять пальцев, куда глаза глядят, спустя рукава, как на пожар.

5.3. Используя данные слова и различные сравнительные союзы, составьте предложения, в которых сравнительный оборот с данным словом выступал: а) в роли сказуемого; б) в роли обстоятельства образа действия. Объясните постановку знаков препинания.

Снег. Сахар. Зеркало.

5.4. Замените выделенные слова сравнительными оборотами. Используйте различные сравнительные союзы. Объясните постановку знаков препинания.

Алмазами искрится снег в морозный солнечный день. Горная дорога вьется ужом. Этот цветок подобен розе. Над парком летал похожий на чайку белый бумажный змей. Коля катается на лыжах не хуже Сережи.

 

VI. Домашнее задание:

1. Повторить теоретический материал.

2. Выписать из художественной литературы (М.Ю.Лермонтов «Мцыри») 5-6 предложений со сравнительными оборотами и подчеркнуть их как члены предложения.

 

VII. Подведение итогов урока:

7.1. Выставление оценок, их комментарий.

7.2. Рефлексия:

— Когда ставится и когда не ставится запятая при сравнительном обороте?











Тема: Сравнительный оборот.

Сравнительный оборот — это такое сочетание слов, которое путем сравнения образно характеризует действие или качественный признак предмета.

В сравнении обычно выделяют 3 элемента:

- то, что сравнивается, - ПРЕДМЕТ;

- то, с чем что-то сравнивается, - ОБРАЗ;

-то, на основании чего одно сравнивается с другим, - ПРИЗНАК.

Сравнительный оборот, как и деепричастный, выделяется запятыми.

Например: Как парус, чайка там белеет в высоте. (А. Фет) Сравнительный оборот не выделяется запятыми, если:

— является именной частью составного сказуемого: Огонь был как стена;

— является частью фразеологического оборота: Он дрожал как осиновый лист;

— ему предшествует частица не: В доме все не как у нас;

— после слов почти, совсем: Он рассуждает совсем как взрослый.

Задания:

1. Допишите предложения, вставив сравнительные обороты и пропущенные запятые. Подчеркните обороты как члены предложения.

Молодой месяц висит над головой как... Ветер выл жалобно как... Белое воздушное облако плывет точно. Черная тяжелая туча ползет по небу как.

2. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните сравнительные обороты как члены предложения. Вставьте пропущенные буквы.

Твоя коса как сноп гречихи. (М. Светлов) Золотые словно звезды ж..луди нам в к..лени отр..хает дуб. (Н. Рыленков) Детство как прочита..ая кни..ка. (Р. Рождественский) И звезды будто стая перепелок по небу разбр..лись. (Р. Рождественский)

3. Прочитайте отрывки из стихотворений А. Пушкина. Найдите сравнительные обороты и определите их стилистическую роль в тексте.

Текст 1Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То, как зверь, она завоет

То заплачет, как дитя.

Текст 2 Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные глядела,

И ты печальная сидела.

Текст 3 Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

Лингвистический эксперимент. (Работа в группах)

Перед нами высказывание критика В. Белинского о поэзии А.Пушкина.

Он (стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как _____, тягуч и ярок, как _____, прозрачен и чист, как ____, душист и благовонен, как ____, крепок и могуч, как ____.

В нем пропущены сравнительные обороты. Предложение лишилось смысла, который вложил в него Белинский.

- Попробуем найти сравнительные обороты и восстановить смысл высказывания.





КАРТОЧКА 1

Составьте предложения, в которых обстоятельства места были бы выражены существительными в косвенных падежах.

Образец: Палаточный лагерь разбили недалеко от деревни (Р. п.). Летом я люблю отдыхать в деревне (П. п.).

Театр, музей, Россия.




 

КАРТОЧКА 2

Определите, каким членом предложения является слово дом.

Мы въехали в новый дом. Новый дом возвышался над старыми строениями. Нам показали новый дом улучшенной планировки. Эта новостройка — дом для молодых семей. Из моего окна видна крыша соседнего дома.





КАРТОЧКА 1

Составьте предложения, в которых обстоятельства места были бы выражены существительными в косвенных падежах.

Образец: Палаточный лагерь разбили недалеко от деревни (Р. п.). Летом я люблю отдыхать в деревне (П. п.).

Театр, музей, Россия.



 

КАРТОЧКА 2

Определите, каким членом предложения является слово дом.

Мы въехали в новый дом. Новый дом возвышался над старыми строениями. Нам показали новый дом улучшенной планировки. Эта новостройка — дом для молодых семей. Из моего окна видна крыша соседнего дома.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!