Урок 12
Морфологический разбор
имени существительного
Цель: учить учащихся морфологическому разбору имени существительного.
Ход урока
I. Чистописание.
Друг познается в беде, герой – в битве, родственники – в невзгодах.
(Древняя Индия.)
II. Словарный диктант.
Бассейн, искусство, аппетит, кроссворд, шоссе, огород, охрана, петух, океан, песок, орех, остров.
III. Работа над новым материалом.
1. Запись на доске:
Ёлка, синица, жук, скамейка, ночь, сестра, учитель, корабль, мастер, шофёр, шкаф, стекло, рояль, врач.
– Слова какой части речи записаны на доске?
– По какому признаку можно разбить эти слова в два столбика? (Одушевленные и неодушевленные.)
– Запишите эти слова в два столбика.
– Скажите, с какой целью мы проводим фонетический анализ слова? Разбор слова по составу?
– Что значит «охарактеризовать слово как часть речи»?
– Выберите из слов, записанных на доске, те признаки, которые можно отнести к имени существительному.
Род, число, краткая или полная форма, падеж, склонение, степени сравнения, одушевленное – неодушевленное, собственное – нарицательное, личное.
– Как вы думаете, какие признаки имени существительного постоянные, а какие – изменяются с изменением формы слова?
2. Итак, ребята, с сегодняшнего урока мы будем учиться характеризовать слово как часть речи, т. е. выполнять морфологический разбор слова.
– Прочитайте порядок морфологического разбора имени существительного.
3. Выполнение упражнения 2, с. 25–26 учебника – устно.
4. Выполнение упражнения 3, с. 26.
– Исправьте ошибки и недочеты в работах ребят.
(Пони – несклоняемое слово; стола – 2-е склонение.)
5. Упражнение 4, с. 26 – трудное, но я хочу, чтобы вы попробовали свои силы. Если кому-то будет не по силам, вы можете обратиться за помощью ко мне.
IV. Итог урока.
– С каким видом разбора мы с вами познакомились?
– Что значит выполнить морфологический разбор имени существительного?
Домашнее задание: упр. 4, с. 26, закончить.