СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русской литературе И.С.Тургенев «Бежин луг». Сочувствие к крестьянским детям . Портреты и рассказы мальчиков

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской литературе И.С.Тургенев «Бежин луг». Сочувствие к крестьянским детям . Портреты и рассказы мальчиков»

Урок русской литературы

И.С.Тургенев «Бежин луг». Сочувствие к крестьянским детям . Портреты и рассказы мальчиков

Цели урока:

раскрыть образы крестьянских мальчиковпоказать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;

 развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

За­да­чи: закрепить навыки работы над порт­рет­ной ха­рак­те­ри­сти­кой литературного героя; по­ка­зать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; вы­яс­нить, как ис­то­ри­и, рас­ска­зан­ные маль­чи­ка­ми, ха­рак­те­ри­зу­ют их; раз­ви­вать вни­ма­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды; вос­пи­ты­вать вни­ма­ние к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.

Наглядные пособия: портрет И.С. Тургенева, сборник «Рассказы охотника», проектор, презентация к уроку.

Ход урока.

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний

Слово учителя. За окном зима, а нам предстоит окунуться в магию летней ночи, встретить яркое летнее утро. Ребята, вы прочитали рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» из книги «Записки охотника». Сегодня мы будем работать над анализом данного художественного произведения, постигать его своеобразие.

III. Знакомство с новым материалом

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду – имена его предков встречались в описаниях исторических событий со времен Ивана Грозного. Мать писателя – богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были разбиты сады, устроены оранжереи, парники. Будущего писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. До конца жизни Тургенев сохранял «барские» повадки коренного русского дворянина. Сам внешний облик выдавал его происхождение обитателям европейских курортов, несмотря на безукоризненное владение иностранными языками.  Но в то же время он стал рано замечать несправедливое отношение  к крепостным крестьянам. И русский дворянин, барин, дал себе клятву, бороться с крепостничеством до конца.

И вот 1852 году в свет выходит книга, принесшая Тургеневу всемирную известность. Это книга «Записки охотника». Охотник побывал во многих местах Орловской, Калужской губерний, встречался с людьми разных сословий и делится с читателем личными впечатлениями от увиденного.

В «З.о.» Тургенев выступает против крепостного права. За эту книгу Тургенев был выслан в собственное имение Спасское-Лутовиново Орловской губернии, 1852 год, без права появления в Москве и Петербурге в течение двух лет. Он не только выказывает сочувствие лишенным свободы крестьянам, а показывает, как много интересных, талантливых, душевных людей среди них.

        В 1864 году Тургенев был приглашен на официальный обед в честь третьей годовщины освобождения крестьян от крепостного права. В речи сановника Н. Милютина было сказано: «Государь лично объявил, что чтению «Записок охотника» Тургенева он обязан в сильной степени своей решимостью отменить крепостное право».

Почему рассказ так называется?

- Где находится Бежин луг?

Место, которое описывает писатель, действительно существовало, есть и сейчас. Этот Бежин луг находится на небольшой речке Снежеди в Тульской области. Он входил в число земель, принадлежавших отцу писателя, и был знаком Тургеневу с детства.

- Почему луг носит такое имя?

Возможно, луг получил название по фамилии помещиков Бежиных, которыев 18 веке проживали неподалёку… Есть и такое предположение: Бежиным луг назвали потому, что на нём собирались табором люди, бежавшие от притеснений царских властей на юг, на вольный Дон.

- А на ваш взгляд, какое предположение более достоверно?

1. Текстуальный анализ.

Почему ходить в ночное – это большой праздник для крестьянских ребятишек? Для многих крестьянских ребятишек игры заканчивались очень рано, и они начинали трудиться наравне со взрослыми, потому что большие семьи нуждались в помощи даже таких маленьких, но уже рабочих рук. На протяжении всего дня ребята помогали в работе родителям. Не было времени на разговоры, праздные прогулки. Поэтому выход в ночное, где есть возможность покататься на лошади, прилечь отдохнуть и просто пообщаться со сверстниками – это праздник для крестьянских детей.

В рассказе Тургенева Ильюша рассказывает о том, что работает. Где работает Ильюша вместе со своим братом? «Мы в лисовщиках состоим». Как к этому отнеслись другие ребята? Мы видим реакцию Павлуши, который говорит с уважением: «Вишь, ты – фабричные!»

2. Физкультминутка. (Игра в снежки)

Посмотрите, пожалуйста, за окошко. Какая красота ! А во что вы любите играть больше всего зимой? Конечно же, в снежки! И я вам предлагаю сейчас поиграть со мной в снежки. Я буду бросать снежок, а вы в ответ должны подобрать эпитет к слову ЗИМА 

А теперь закройте глаза и представьте, что сейчас лето! Перед вами Бежин луг и знакомые уже вам деревенские мальчики.


3. Начнем с характеристики мальчиков. Ориентируемся на данные вам вопросы. О чем говорит внешность мальчика, на какие портретные детали обращает внимание автор. Как характеризует героя его манера рассказывать. Каково авторское отношение к герою, в чем оно выражается. Кто из мальчиков вам понравился больше всего и почему?

Федя. Единственный из ребят, кто выехал в поле не по нужде, а для забавы, потому что принадлежит к богатой семье. Это видно по одежде. Пестрая ситцевая рубаха, новый армячок, сапоги его …были точно его сапоги, не отцовские. Внешне красив и статен, кроме того, он старший, сознает сове превосходство и значимость, ведет себя соответственно, об этом нам говорят авторские замечания. Федя деловито управляет разговором – «сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство», «с покровительствующим видом сказал Федя».

Костя: мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, ….Автор обращает особое внимание на глаза Кости: «странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, по крайней мере, - не было слов». Почему автор обращает особое внимание на глаза Кости? Взгляд характеризует мальчика как очень интересного человека, в  его глазах скрыта какая-то тайна.

Ильюша внешне непримечателен. «Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно». Но Ильюша самый талантливый рассказчик, «лучше других знал все сельские поверья».  

Ваня обращает внимание на красоту ночного неба, а до этого так долго молчит:

«-Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, …гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!». «Он выставил свой свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза». Самый маленький мальчик острее всех чувствует красоту природы. Ваня добрый мальчик: отказывается от предложенного Федей гостинца для сестренки, ценит, что она добрая.

Павлуша: «Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак, и долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу».  Дальше автор называет мальчика Павлом, что говорит о его уважении к мальчику. И ТОЛЬКО О ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ сообщает Тургенев.

В Павле есть рискованное начало.

 «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Русское слово храбрость не равнозначно слову героизм. Это удаль, а удаль – это храбрость в широком движении. Добрый человек в русском представлении удалой, а не просто смелый или отважный, т.е. не расчетливо идущий на смелый поступок, а  тот, кто личным выбором решается на рискованный шаг. Тургенев обращает внимание на то, что Павел – удалой наездник, найдите в тексте слова, которые подтверждают эту мысль: «Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с неё Павлуша».

Павел действительно смелый мальчик: «Ну, ничего, пущай! – произнес Павел решительно и сел опять, - своей судьбы не минуешь». Он один не испугался поехать за собаками, которые подняли лай. «Я думал, волк, - прибавил он равнодушным голосом, проворно дыша всей грудью».

4. Манера мальчиков рассказывать.

Говорят больше всего Илюша (очень эмоционально):

-Варнавицы?.. Ещё бы! ещё какое нечистое! Там не раз, говорят, старого барина видали….. «с уверенностью подхватил Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья…», «с жаром подхватил Ильюша».

Костя, который действительно верит в то, что рассказывает. Костя очень выразительно рассказывает о горе Феоктисты, у которой сын утонул, сочувствует её горю: «уж как же она его любила, Васю-то!».

Павел немногословен, делает наблюдения, что происходит за пределами узкого круга ребят, изредка интересуясь предметом разговора «Вишь как! …Чего же он [домовой] раскашлялся?». Павел деловит. В то время, как Илья с жаром рассказывает про Тришку, несколько раз повторяя одно и то же: «такой удивительный человек», Павел: «продолжал своим неторопливым голосом».

5. Развитие представлений о портретной характеристике персонажей

Пользуясь «Словарём литературоведческих терминов», дайте определение приёму портрета. Какие детали внешности мальчиков, их лиц, одежды, поведения помогают понять их внутренний мир?

Рассмотрите иллюстрации учебника. Совпали ли ваши представления о мальчиках с изображениями художника?

Выполните задания из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

Докажите, что портрет — это композиционных приём авторской характеристики героев.

6. Составление таблицы «Истории, рассказанные мальчиками»

Что случилось?

Кто рассказал

С кем случилось?

Когда?

1. Рассказ о домовом

Илюша

С ним и его товарищами на рольне


2. Рассказ о русалке

Костя

Со слободским плотником Гаврилой


3. Рассказ про оборотня (барашек)

Илюша

С псарем Ермилой

«Намеднись» на Варнавицах

4. Рассказ о покойном барине Иване Ивановиче

Илюша

С дедушкой Трофимовичем


5. Рассказ о гаданье в родительскую субботу

Илюша

С бабкой Ульяной

В прошлом году в родительскую субботу

6. Рассказ о небесном предвиденье

Павлуша

С крестьянами деревни Шаламово


7. Рассказ о Тришке (антихристе)

Илюша



8. Рассказ о Тришке

Павлуша

С бочаром Василой и крестьянами Шаламова


9. Рассказ о голосе из бучила

Костя

С ним самим

Вчера вечером

10. Рассказ о мужике и лешем

Илюша

С мужиком из его деревни

«На днях»

11. Рассказ о водяном

Илюша

С дурочкой Акулиной


12. Рассказ о мальчике Васе

Костя

С мальчиком из его деревни


13. Рассказ о голосе Васи из речки Снежедь

Павлуша

С ним самим

Только что

IV. Итоги урока

Кого из мальчиков ты взял бы себе в друзья? Почему?

- Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства.

(доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность)

Рефлексия.

Итак, какую задачу мы с вами ставили?

Удалось решить поставленную задачу? Что было трудно выполнить, что интересно?

Каким способом?

Как вы оцениваете результат работы класса? Свою работу?

V. Домашнее задание. Создать собственные иллюстрации к рассказу и подготовиться к их презентации и защите.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!