СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по родному языку 4 класс «История возникновения и функции знаков препинания.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекр урока по родному языку 4 класс. Тема "История возникновения и функция знаков препинания"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по родному языку 4 класс «История возникновения и функции знаков препинания.»»


Предмет, класс

Родной (русский) язык, 4 класс

УМК, автор программы

УМК «Школа России»,

программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова О. В.

Учитель

Ильина Нина Валерьевна , учитель МОАУ «СОШ № 16 г. Новотроицка Оренбургской области»

Тема урока,

урока в рабочей программе

21: «История возникновения и функции знаков препинания.»

Цель урока

-знакомство с историей возникновения и функцией знаков препинания, их ролью в речи, совершенствовать навык правильного пунктуационного оформления предложения, текста.


Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные


расширение знаний о функции знаков препинания (разделительной, выделительной, смыслоразличительной)

- развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь;

- воспитывать любовь к русскому родному языку, интерес к предмету; формировать навыки работы учащихся при работе в парах, группах.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Учащиеся должны знать функции знаков препинания ; уметь расставлять знаки препинания в зависимости от смысла , уметь передавать содержание информации поставленной цели, работать с разными источниками информации

Личностные:

-развивать учебно - ­ познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ следственных связей.

Коммуникативные:

- контролировать действия партнёра; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом , что происходит совместное открытие темы урока; организация групповой работы обучающихся с текстом учебника, работа в парах, на этапе рефлексии учебной деятельности обучающиеся будут использовать приём актуализации субъективного опыта («Телеграмма»)


ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)


учебник «Русский родной язык» 4 класс, Москва «Просвещение», 2020, авторы О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др., карточки с заданиями для групповой работы

компьютерная презентация POWER POINT

мультимедийный компьютер, интерактивная доска SMART Board, проектор


 Название этапа

 

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")

2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")

3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу")

Применяется приём "Психологический тренинг"

Урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Включаются в учебную деятельность

2. Актуализация и пробное учебное действие.


 подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Минутка чистописания.

- Начнем мы наш урок как обычно с минутки чистописания.

Запишите пословицу красиво, аккуратно, правильно: Говори по делу, живи по совести.

- Закрасьте карандашом синего цвета знаки препинания, которые использованы в этом предложении.

- А как вы поняли смысл этой пословицы?

У. Вспомните, что вы знаете о знаках препинания с уроков русского языка?

У. Для чего они служат в речи?

На доске записаны предложения. Прочитайте.

Вы бывали в осеннем лесу какая тишина только сухие листья шуршат под ногами

У. Легко ли понять этот текст? Почему? Расставим знаки.

- Какие предложения по цели высказывания перед вами? А по интонации? Прочитайте.

У. Легко ли понять текст, когда расставлены знаки? Какую роль они играют в речи?

Ответы детей





Знаки препинания делают нашу речь понятной, яркой, выразительной.


3. Выявление места и причины затруднения.


Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.


- Ребята, представьте, что вы услышали разговор двух возвращавшихся из школы друзей, которые обсуждали изученное на уроке русского языка.

« - Знаешь, Маша, зачем придуманы знаки препинания? Сколько правил! В одном случае запятая, в другом – тире, двоеточие! Знаки препинания только осложняют нам жизнь! Ведь известно, что давным-давно люди обходились и без знаков препинания.

- Я не согласна с тобой, Антон, сегодня на письме нельзя обойтись без них».

- Как вы думаете, ребята, на самом деле можно жить в наше время без знаков препинания? С чьим мнением вы согласны? Антон прав в том, что в Древней Руси действительно существовало письмо без точек, запятых. Люди не знали ни тире, ни двоеточия, никаких других знаков.

- Чтобы узнать о еще одной важной функции знаков препинания, вспомните, сколько их всего в современном русском языке?

- Чаще всего ученые выделяют 10 знаков. Ваши одноклассники приглашают вас на маскарад знаков препинания! Угадайте, какой знак препинания спрятан за маской?

Маскарад знаков препинания

1 маска

Я неизменно присутствую там, где есть повествование о чем-либо. Всегда стою в конце предложения и заканчиваю мысль. (Точка)

2 маска

Я возникаю всегда, когда нарушается спокойное действие речи, когда события быстро или неожиданно сменяются . В общем, тогда, когда в предложении неспокойно. (Тире)

3 маска

Я стою в конце предложения, когда надо показать, что высказывание не совсем закончено. (Многоточие)

4 маска

Я помогаю читателю ориентироваться в тексте, где перечисляются предметы, явления, действия. Также разделяю части предложения. (Запятая)

5 маска

Я предупреждаю читателя о том, что после паузы последует разъяснение того, о чем говорилось ранее. Люблю стоять после слов автора в предложениях с прямой речью. (Двоеточие)

6 маска

Я не могу без запятой, с ней всегда я в паре. И всегда ей помогаю. (Точка с запятой)

7 маска

А я всем вопросы задаю. (Вопросительный знак)

8 маска

Целые слова и предложения заключаю в свои объятия. Прямую речь фиксирую я точно. (Кавычки)

9 маска

Я – это всё в произведениях. И радость, смех, и горе, и волнение! (Восклицательный знак)

10 маска

Всегда мы в паре, но нам не встретиться: слова и предложения меж нами встретятся. (Скобки)


Учащиеся предлагают варианты ответов-версий с доказательствами: знаки препинания указывают на границы предложений, а также разделяют и выделяют слова в самом предложении; без них трудно воспринимать текст, особенно большой по объёму; они помогают внести в текст смысл.

Ребята представляют знаки препинания. После того как знак определили, «маска» поднимает лист-аппликацию с правильным ответом



4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.


Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.


У. Знаки препинания очень важны в устной и письменной речи. А знаете ли вы историю их возникновения?

У. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока?

Учитель корректирует тему урока и сообщает учащимся. Тема урока: «История возникновения и функции знаков препинания.»

ФИЗМИНУТКА

Мы сейчас покажем точку: (сделать глубокий вдох,
Раз, два, три – надули щёчки! задержать дыхание на счёт 1-2-3)
Дружно прыгнули на строчки – (прыжки на двух ногах 5-6 раз)
Вот и показали точку!

Спинку все согнули так, (наклоны вперед 4-5 раз)
Знак вопроса – нужный знак! (медленная ходьба, высоко
Он идёт, как старый дед поднимая ноги)
Ста пятидесяти лет!



Сообщают примерную тему урока.

5. Реализация построенного проекта.


Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

-Сегодня трудно представить, что когда-то книги печатались без этих маленьких значков, которые мы называем знаками препинания.

Древние тексты представляли собой просто непрерывный поток букв, уложенных в строки без каких-либо правил переноса, пробелов, пунктуации, делений на абзацы. Текст выглядел это примерно так:

( отрывок из стихотворения Самуил Маршак « Ежели вы вежливы» по правилам древних текстов)

ИЕЖЕЛИВЫВЕЖЛИВЫТОВРАЗГОВОРЕСТЁТЕЙИСДЕДУШКОЙИСБАБУШКОЙВЫИХНЕПЕРЕБЬЁТЕ

Попробуйте прочитать.

Так писали почти всё средневековье. Кроме того, во многих языках часть букв опускали, особенно гласные, записывая лишь костяк слова.

Такой текст был тяжёлым для чтения. Скорее всего причина была в дороговизне доступных писчих материалов и в трудоёмкости письма, которое выполнялось вручную специально обученными каллиграфами.

Только в XIV в. стало появляться разделение текста на слова.Сначала это делали небольшой точкой в центре

И•ЕЖЕЛИ•ВЫ•ВЕЖЛИВЫ•ТО•В•РАЗГОВОРЕ•С•ТЁТЕЙ•И•С•ДЕДУШКОЙ•И•С•БАБУШКОЙ•ВЫ•ИХ•НЕ•ПЕРЕБЬЁТЕ

Потом точку перестали писать, оставляя лишь свободное пространство - пробел: И ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ ТО В РАЗГОВОРЕ С ТЁТЕЙ И С ДЕДУШКОЙ И С БАБУШКОЙ ВЫ ИХ НЕ ПЕРЕБЬЁТЕ

Первые пробелы были очень узкими и едва заметными. Позже появилось разделение на строчные и заглавные буквы, с помощью которых стали обозначать начало предложений.

В 15 веке в нашем отрывке уже появились запятые:

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в 16-18 веках.

Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад.


- Ребята, а для чего нам нужны знаки препинания?

- Какова роль знаков препинания?






















Знаки препинания выполняют разную роль: 1) в конце предложения они завершают его на письме. Это знаки завершения; 2) внутри предложения они могут разделять слова или выделять их. Первые называются знаками разделения, вторые – знаками выделения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.


Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

1. Работа с учебником «Русский родной язык»

У. Откройте учебник стр. 68 упр. 1. Прочитайте упражнение.

У. Почему раньше учение о знаках препинания называлось учением о силе точек?

Какой знак препинания в русской письменности является самым древним? Приведите два доказательства из текста для подтверждения своего ответа.

2. Работа в тетради.

- Выпишите из последнего абзаца все однокоренные слова к слову точка.

- Как раньше назывались вопросительный и восклицательный знаки? Почему?

Работа в паре.

- Закончите предложения.

Если мы хотим кого-то о чем-то спросить, то в конце предложения мы поставим….

(вопросительный знак)

Если нам надо закончить свою мысль, то в конце предложения мы поставим…… (точку)

Если наша мысль не закончена, и ее продолжение следует, мы делаем короткую паузу и в середине предложения мы поставим…… (запятую) Проверка.

3.Работа в группах.

Поставьте в конце предложений нужный знак препинания. В таблицу запишите номера соответствующих предложений.

  1. Где тут аварийный выход

  2. Берегите природу

  3. В небе зажглись яркие звёзды

  4. Какая прекрасная погода

  5. На какие вопросы отвечает имя прилагательное

  6. В прибрежных камышах шуршит ветер


!

?

.





Проверка.

! – 2, 4

? – 1, 5

. – 3,6


Дети открывают. Читают задание в упражнении. Отвечают на вопросы.

Точка, двоеточие, многоточие. Корень –точ.

Вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

1. Самостоятельная работа. Упр. 2 стр. 70 (1 часть).

Взаимопроверка. Сравнение с образцом.

У. Зачем нужны точки в этих текстах?

В 16 веке учение о знаках препинания называлось учение «О силе точек» или «Точечном разуме».


2. Работа в группах

Стр. 70-73

а) Чтение информации о значении термина «Знаки препинания».

б) Упр. 3 стр. 71

в) Проверка выполнения задания.


Выполняют задание по учебнику, осуществляют взаимопроверку в парах, сравнивают с образцом, отвечают на вопросы в упражнении.

Дети делятся на малые группы (4-5 человек).

Изучают информацию по учебнику.

Выполняют задание, Заполняют таблицу на карточке для групповой работы, отвечают на вопросы.

Представитель от группы отчитывается о выполнении упражнения.

8. Включение в систему знаний и повторение.


На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.


А) У.Прочтите, как сможете.

Казнить нельзя помиловать.

У. Посмотрите, ребята, как поступил Виктор Перестукин, чтобы спасти свою жизнь.

Просмотр отрывка из мультфильма

«В стране невыученных уроков» - Приговор Виктора Перестукина. (25,6 МБ продолжительность 00:01:19)

В стране невыученных уроков http://teramult.org.ua/mult/1969_su_v.strane.nevyuchennyx.urokov

У. Чему учит нас этот фрагмент?

Б) Продолжение работы

Учить нельзя забыть.

Уходить домой нельзя есть мороженое.

Смотреть телевизор хватит учить уроки.

Этот фрагмент учит нас рассуждать, быть внимательными. От неправильной постановки запятой может зависеть жизнь человека.

Д. Ответы детей.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).


организовать рефлексию и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.

- О каких знаках препинания шла речь на уроке?

- Какую роль выполняют знаки препинания?

Приём «Телеграмма». Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Учитель:
- Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться).

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке

Д. Сегодня на уроке я узнал….

Мне было интересно узнать….

Я понял, что…


10. Информация о домашнем задании

Даются разноуровневые задания

-Выполните задание на выбор:

1) Упр. 2 (2 часть) стр. 70

2) Из любого текста выписать 5 предложений с разными знаками препинания в середине предложения и в конце.

3) подготовить сообщение об истории возникновения одного из знаков препинания

Записывают информацию о домашнем задании



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!