Конспект урока по предмету «Ручной труд» 8 вида 2 вариант
Урок №
Тема урока: Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур, чередующихся по цвету.
Цель: познакомить детей с видами орнаментов и приёмом наклеивания деталей.
Задачи:
1) закреплять понятие о геометриических фигурах «прямоугольник», «круг», «треугольник»»; формировать представление о новом использовании геометрических фигур; учить составлять орнамент с использованием геометрических фигур; учить применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
2) коррекция и развитие механизма мышечной регуляции, внимания, памяти, наблюдательности; развивать связную речь, обогащать словарный запас детей;
3) воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес, любознательность.
Оборудование для учащихся: образец аппликации, цветная бумага, шаблон, простой карандаш, клей, ножницы, салфетка.
Методические приемы: игровая ситуация, практическая деятельность детей, физкультминутка, выставка работ, , подведение итогов, рефлексия.
Планируемый результат: - изготовление элементов орнамента по образцу;
выбор цвета геометрических фигур, количества элементов по выбору воспитанника;
самостоятельный подбор компоновки элементов и их количества, выбор цветовой гаммы.
Ход урока.
1.Орг.момент.Техника безопасности. Кто старается всегда, Тот осилит все дела. Всё он сделает, поймёт, Разберётся и смекнет.
1) .Проверка готовности детей к уроку.
- Итак, у нас урок ручного труда. Проверим, готовы ли вы к уроку. Я называю, а вы проверяете глазками.
- Инструменты лежат с правой стороны: клей, ножницы, карандаш.
- Материалы, необходимые для урока, с левой стороны: цветная бумага, шаблоны, салфетки.
2) Повторение правил поведения на уроке ручного труда.
- К уроку вы готовы, а теперь повторим правила работы на уроке труда.
- Сегодня на уроке мы будем пользоваться ножницами и клеем. Давайте вспомним, как правильно их держать, передавать и резать бумагу, а также правила безопасной работы с клеем.
Техника безопасности при работе с ножницами и с клеем. Правила безопасной работы с ножницами:
Не держи ножницы концами вверх.
2. Не оставляй ножницы в открытом виде.
3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
4. При работе следи за пальцами руки.
5. При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.
Правила безопасной работы с клеем:
1. Не допускать попадания клея в глаза.
2. Передавать клей-карандаш только в закрытом виде.
3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.
Повторим правила рабочего человека:
Каждый работает за своим рабочим местом. Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место. Во время работы держи рабочее место в порядке. Экономь бумагу, береги инструменты. Закончил работу – убери рабочее место. Главное правило - "Работать дружно!"
3) Физкультминутка.
Выполнение упражнений для рук:
- руки вперед, кисти ладонями вниз → внутрь → вверх;
- разведение и сведение пальцев при строго выпрямленной кисти;
- сжимание кистей в кулак и разжимание;
- похлопывание и поглаживание ладонями по столу поочередно и вместе, нажимание ладонями на стол слегка и со всей силой;
- потряхивание расслабленными кистями.
Итог: для чего выполняем разминку?
III. Сообщение темы урока.
1.Цель. Мы будем украшать закладки орнаментом, в технике аппликация.
Словарная работа.
Аппликация – это способ наклеивания на бумагу разноцветных кусочков бумаги для создания различных изображений, орнаментов.
Что такое орнамент?
- Орнамент означает «украшение».
- Какое основное назначение орнамента? (Основное назначение орнамента - украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму).
Орнамент это узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические фигуры или изобразительные элементы.
(Демонстрация образцов геометрического и растительного орнаментов).
- Найдите растительный орнамент.
- Почему он так называется? (Состоит из листьев, цветов).
- Каким орнаментом мы будем украшать свои поделки?
- Почему он так называется? (Состоит из геометрических фигур).
2.Работа над новым материалом.
1) Работа с геометрическими фигурами.
- Треугольник, квадрат, прямоугольник.(на доске прикрепляются геометрические фигуры)
Что нужно знать о каждой фигуре и какие предметы имеют форму каждой фигуры?
2) - А кто может отыскать эти фигуры в моем мешочке?
Игра «Волшебный мешочек». (Дети на ощупь находят квадрат, треугольник, круг).
- Итак, какой орнамент мы будем использовать для украшения?
- У вас на столе лежат заготовки, которые вы сделали своими руками на прошлом уроке.
- Из какого материала эти заготовки? (из бумаги).
- С каким материалом будем работать? (с бумагой). - Что вы знаете о бумаге? Какими свойствами обладает бумага? - В какой технике будем работать? (в технике аппликация). - Что такое аппликация?
3) Прежде чем мы сядем за работу, давайте немного разомнемся.
Физминутка.
«Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем
И на лыжах мы бежим, мы бежим.
на коньках по льду скользим, мы скользим.
И снегурку лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы.
- Пора приступать к основной работе.
IY.Выполнение работы.
- Что мы сейчас будем делать? (составлять орнамент).
- Что будем наклеивать? (треугольники).
- Какого цвета? (зелёного и красного).
- А теперь самостоятельно наклеим геометрические фигуры.
Приступайте к самостоятельной работе.
Во время самостоятельной работы учащихся учитель контролирует правильность выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы; оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения; Контролирует объем и качество выполнения работы.
1/ Словесный отчёт, оценивание.
- Нравится тебе твой орнамент?
- Ты правильно расположил фигуры?
- Наклеил аккуратно?
- Ребята, вам нравится его поделка?
V. Итог урока.
- Что мы с вами сегодня составляли?
- Что мы украсили этим орнаментом?
- Теперь у вас есть закладка, которая поможет не потерять ту страницу, на которой читали.
- Каким орнаментом вы украсили закладку? (Геометрическим орнаментом).
- Почему он называется геометрическим орнаментом? (состоит из геометрических фигур).
- В какой технике создавали работу? (в технике аппликация).
- Для чего можно использовать эти закладки?
V. Рефлексия.
VI. Выставка работ.
- Если вы довольны своей работой на уроке, повесьте свою поделку под улыбающимся смайликом.
- Если вы недовольны своей работой на уроке, повесьте её под грустным смайликом.