СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету « математические представления и конструирование» 8 вида 2 вариант Тема урока : «Конструирование по образцу и по словесной инструкции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету « математические представления и конструирование» 8 вида 2 вариант Тема урока : «Конструирование по образцу и по словесной инструкции»

Конспект урока по предмету « математические представления и конструирование» 8 вида 2 вариант Дата Урок № 23 Тема урока : «Конструирование по образцу и по словесной инструкции из меньших геометрических фигур больших такой же или другой формы Цель: формирование навыка конструирования предметов из геометрических фигур.

Задачи:

1. Образовательныезакреплять представления о форме геометрических фигур, закреплять понятие «конструирование», формировать умения узнавать геометрические фигуры на рисунке-образце, учить анализировать образцы конструкций, собирать по образцу предметы из геометрических фигур.

2. Коррекционно – развивающиеразвивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, коммуникативные умения, пространственную ориентацию при составлении из фигур предмета, развивать восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) умение и навыки конструировать, выделять основные признаки предметов: цвет, форму, величину и находить предметы с заданными свойствами.

.Планируемые результаты: самостоятельно показывать и называть цвета, выделять оттенки цветов, узнавать и называть геометрические формы, дифференцировать предметы по цвету, форме, величине; оценивать взаиморасположение предметов в пространстве, узнавать положение предмета в пространстве; конструировать предмет из знакомых геометрических фигур, составлять целое из частей предметного изображения;

Оборудование: смайлики «Эмоции», плоские и объемные геометрические фигуры, образцы орнамента из геометрических фигур, коробка для развития тактильного восприятия, доска магнитная, игровой набор мягкий конструктор ЭВА блоки.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Психологический настрой

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

На урок торопит нас:

Математика сейчас.

Пожелаем всем удачи.

За работу! В добрый час

Мотивация к учебной деятельности

- Учитель: Чем мы занимаемся на уроке математики?

- Учимся думать, считаем, решаем, рассуждаем.

-Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке. Так давайте активно работать. У нас с вами всё получится. Готовы?

- Помним главное правило каждого урока:

Каждый день, всегда, везде, На уроках и в игре

Громко, чётко говорим,

Никогда мы не спешим.

(Демонстрируется набор конструктора)

II. Сообщение темы урока.

- Тема нашего урока «Конструирование из геометрических фигур» Сегодня на уроке мы будем конструировать предметы, но не из деталей конструктора, а из геометрических фигур.

III. Разминка.

а) С каким настроением вы пришли на занятие? (показывают смайлик)

б) - Чтобы правильно выполнить все задания, необходимо размять наши пальчики и заставить немного их поработать.

а) Упражнения на развитие динамической координации движений

Палец толстый и большой в сад за сливами пошёл (поднять большой палец, пошевелить им) Указательный с порога указал ему дорогу (указательным пальцем показать дорогу) Средний палец самый меткий: он сбивает сливу с ветки (выполнять щелчки большим и средним пальцами) Безымянный поедает (поднести безымянный палец ко рту) А мизинчик – господинчик в землю косточки сажает (постучать мизинцем по столу сначала правой, а потом левой рукой). в) Составление из фасоли любой буквы. А теперь составим из фасоли любую букву из слова дом - Можно сказать, что вы сейчас занимались конструированием? (да, из мелких камушек составили букву)

IV. Основная часть.

1.Работа с геометрическими фигурами.

а) - Посмотрите на доску, назовите геометрические фигуры, которые вы знаете, и подберите правильную карточку с названием (Точка, прямая, отрезок, луч, ломаная, кривая).

Сейчас мы будем работать с палочками, какую геометрическую фигуру напоминает палочка (отрезок) Почему?

Посмотрите на свои столы в правый верхний угол и возьмите карточку номер 1. Положите перед собой. Ваше задание из предложенных отрезков сложить фигуру по образцу, приступайте.







б) Посмотрите на свои столы. У детей индивидуальные наборы геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

- Возьмите круг. Почему вы думаете, что это круг? Положите его перед собой.

- Возьмите треугольник. Почему это треугольник? Положите его слева от круга.

- Возьмите квадрат. Почему вы думаете, что это квадрат? Положите его справа от круга.

- Возьмите прямоугольник. Почему вы думаете, что это прямоугольник? Положите его после квадрата.

  • А теперь закройте фигуры полоской бумаги и назовите их в том порядке, в каком выкладывали на парте. Проверка.

  • Внимательно послушайте, в каком порядке я буду называть фигуры, запомните и выложите у себя на парте. (Прямоугольник, круг, квадрат, треугольник.) Проверка.

  • Из фигур, которые лежат перед вами, выберите лишнюю фигуру.

- Почему выбрали круг? (у круга нет углов, а у остальных фигур есть)

2.Игра «Определи форму»

Задание: каждому учащемуся раздается набор геометрических фигур, демонстрируются картинки со знакомыми предметами. Должны рассказать, из каких фигур сложен предмет.(3 карточки)



. Физкультминутка. Мы со стульев тихо встали и зарядку делать стали. Руки – вверх, руки – вниз, вправо, влево повернись.

Руки в стороны по шире: раз, два, три, четыре. Ты пониже наклонись и тихонько распрямись.

Мы хлопаем руками, мы топаем ногами, киваем головой, мы руки поднимаем, мы руки опускаем, и песенку поем:

Руки - вверх, в кулачок. Разожмем и на бочок, руки - вниз, в кулачок, разожмем и на бочок.



3. Конструирование по образцу

- Сейчас вы будете конструировать домик, изображенный на образце. Для этого вам нужно из набора геометрических фигур выбрать только те, которые необходимы.





- Рассмотрите картинку

- Что изображено на картинке?

- Какие геометрические фигуры использованы? (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал)

- Какого цвета фигуры? (красный треугольник, синий прямоугольник, желтый квадрат, зеленый круг и т.д.)

Как расположены фигуры? (внизу синий прямоугольник, над ним красный треугольник, на треугольнике - зеленый круг, на прямоугольнике – желтый квадрат и т.д.)

4. Самостоятельная работа

Задание: приклеить на листе бумаги выстроенную комбинацию.

Итог: Можно сказать, что мы конструировали домик из геометрических фигур? (да, мы составили домик из квадрата и треугольника)

V. Итог урока:

Чему учились на занятии? (Учились конструировать предметы из геометрических фигур)

- Что нужно сделать, чтобы работа получилась такая же, как на образце? (внимательно смотреть, думать, какие фигуры взять и как их положить, выполнить задание и сравнить с образцом)

6.Рефлексия. - Если вам понравился урок, то покажите улыбающийся смайлик, если нет-то грустный.































Конспект урока окружающего социального мира.

Тема: «Конструирование изображений предметов из геометрических фигур».

Цель: закрепить знания об основных геометрических фигурах и основных цветах.

Задачи:

Образовательные: формировать навык конструирования изображений предметов из геометрических фигур (3-5 деталей); формировать умение узнавать знакомые формы на рисунке-образце, самостоятельно определять, форму, цвет, величину, количество необходимых деталей.

Развивающие: развивать пространственную ориентировку на листе бумаги, тактильного восприятия, зрительной памяти и мыслительных операций путем выполнения практических заданий.

Воспитывающие: воспитывать аккуратность при выполнении задания.

Ход урока:

I. Организационная часть. Прозвенел звонок, начинается урок. Ты сиди за партой стройно, и веди себя достойно.

1. Игра-приветствие «Наши умные головки».

Наши умные головки будут думать много, ловко. Ушки будут слушать, ротик чётко говорить.

Ручки будут хлопать, ножки будут топать. Спинки выпрямляются, друг другу улыбаемся.

2. Сообщение темы занятия (демонстрируется набор конструктора).

- Сегодня на уроке мы будем конструировать предметы, но не из деталей конструктора, а из геометрических фигур. Тема нашего урока «Конструирование изображений предметов из геометрических фигур». В гости к нам пришли фигуры разной формы и цвета, которые принесли вам интересные задания.

3. Пальчиковая гимнастика.

а) Упражнения на развитие динамической координации движений

Палец толстый и большой в сад за сливами пошёл (поднять большой палец, пошевелить им)

Указательный с порога указал ему дорогу (указательным пальцем показать дорогу)

Средний палец самый меткий: он сбивает сливу с ветки (выполнять щелчки большим и средним пальцами)

Безымянный поедает (поднести безымянный палец ко рту)

А мизинчик – господинчик в землю косточки сажает (постучать мизинцем по столу сначала правой, а потом левой рукой).

б) Игра «Назови и покажи» (заяц, замок, коза)

в) Составление из ракушек любой буквы. – Вам нужно из мелких ракушек составили целую букву.

II. Актуализация знаний. 1. Разложите ряд чисел от 1 до 5 (раздаю в конвертах); 2. Какое число самое маленькое самое большое?; 3. Покажите цифру 3. Хлопните в ладоши 3 раза; 4. Покажите цифру 5. Хлопните в ладоши 5 раз; 5. Покажите цифру 2. Хлопните в ладоши 2 раза.

- Молодцы, хорошо справились. - Расположите на доске предметы. 1. тетрадь в правом верхнем углу; 2. Книгу в левом нижнем углу; 3. кубик в левом верхнем углу; 4. пенал между кубиком и тетрадью; 5. под кубиком краски; 6. под тетрадью линейку. 7. между красками и линейкой рюкзак. 8. в правом нижнем углу альбом.

-Ребята, какой предмет лишний и почему?

4. -Сейчас мы будем отгадывать загадки, а ответом на неё будет ваши геометрические фигуры:

1.Я фигура – хоть куда, очень ровная всегда, все углы во мне равны

И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, потому что я….(квадрат).

2.Не овал я и не круг, треугольнику не друг. Прямоугольнику я брат, а зовут меня... квадрат.

3.Прикатилось колесо, ведь похожее оно, как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру. Догадался, милый друг? Ну, конечно, это…(круг).

4.Вы подумайте, скажите... только помнить вы должны:

Стороны фигуры этой противоположные равны (прямоугольник)

5.Ты на меня внимательно смотри – ведь у меня всего по три. Три стороны и три угла,

Три пика – острия. Теперь быстрее дай ответ, кто же я? (треугольник)

6.На фигуру посмотри, и в альбоме начерти три угла. Три стороны

Меж собой соедини. Получился не угольник, а красивый… (треугольник).

5. Физкультминутка вместе с гимнасткой.

Рука на поясе. Другая рука на поясе. Рука на плече. Другая рука на плече.

Рука вверх. Другая рука вверх. Рука на плече. Другая рука на плече.

Рука на поясе. Другая рука на поясе. Обе руки вниз, встряхнуть руками.

III. Основная часть. 6. Работа с геометрическими фигурами. У детей индивидуальные наборы геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

- Возьмите круг. Почему вы думаете, что это круг? Положите его перед собой.

- Возьмите треугольник. Почему это треугольник? Положите его слева от круга.

- Возьмите квадрат. Почему вы думаете, что это квадрат? Положите его справа от круга.

- Возьмите прямоугольник. Почему вы думаете, что это прямоугольник? Положите его после квадрата.

- Внимательно послушайте, в каком порядке я буду называть фигуры, запомните и выложите у себя на парте (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

- Из фигур, которые лежат перед вами, выберите лишнюю фигуру.

- Почему выбрали круг? (у круга нет углов, а у остальных фигур есть).

3. Игра «Определи форму». Расскажите, из каких фигур сложен предмет.

4. Конструирование. Составьте домик из фигур, которые лежат у вас на парте. Сколько фигур использовали? Какие фигуры использовали? Какая фигура находится сверху, снизу?

- Мы сконструировали домик из геометрических фигур?

5. Конструирование по образцу.- Сейчас вы будете конструировать домик, изображенный на образце. Для этого вам нужно из набора геометрических фигур выбрать только те, которые необходимы.

6. Анализ образца: Рассмотрите картинку. Что изображено на картинке?

- Какие геометрические фигуры использованы? (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник)

- Какого цвета фигуры? (красный треугольник, синий прямоугольник, желтый квадрат, зеленый круг).

- Как расположены фигуры? (внизу синий прямоугольник, над ним красный треугольник, на треугольнике - зеленый круг, на прямоугольнике – желтый квадрат).

7. Физкультминутка. Мы со стульев тихо встали и зарядку делать стали. Руки – вверх, руки – вниз, вправо, влево повернись.

Руки в стороны по шире: раз, два, три, четыре. Ты пониже наклонись и тихонько распрямись.

Мы хлопаем руками, мы топаем ногами, киваем головой, мы руки поднимаем, мы руки опускаем, и песенку поем:

Руки - вверх, в кулачок. Разожмем и на бочок, руки - вниз, в кулачок, разожмем и на бочок.

4. Выкладывание комбинаций из плоскостных геометрических фигур по образцу.

5. Самостоятельная работа. Вам нужно приклеить на листе бумаги выстроенную комбинацию.

- Внимание, ребята! Хочу вам сообщить, сегодня путешествие хотим мы совершить. Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в путешествие в страну геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей).

- Круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат - это плоскостные фигуры. Ещё есть фигуры объёмные - куб, шар, цилиндр.

В геометрической стране геометрические фигуры везде-везде. А с нами пойдёт Старичок – лесовичок, он все тропки в стране геометрических фигур знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие.

«Ножкой топнем – в ладоши хлопнем вокруг себя повернемся, дружно за руки возьмемся

Глаза закроем – скажем «АХ» - и окажемся в гостях» вот мы и в стране геометрических фигур.

Наш первый привал. А называется он «Трудные задачки».

- На привале посидим, и задачки все решим.

Ребята, садитесь за столы.

Упражнение «Геометрические деревья». Перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (Пять деревьев).

- Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).

Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной?

- Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.

Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Угадай - ка» пришли.

Этот привал находится на улице «Геометрическая».

- Рассмотрите дома геометрической страны.

- Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?

- Чей дом самый высокий (низкий?

- Чей дом самый широкий (узкий?

- К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?

- На столах у вас лежат конверты. В них карточки с изображением цифр. Выложите из карточек цифровой ряд.

- Покажите карточку с той цифрой, сколько этажей в квадратном доме (2) (прямоугольном (2, треугольном (2).

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Упражнение «Геометрические качели». - В стране геометрических фигур есть волшебные качели. На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите квадратов, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну? (добавить один квадрат или убрать один круг.)

Шли мы, шли, шли мы, шли и на третий привал пришли.

Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе».

- А сейчас возьмите с края стола листы бумаги и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры: поставь квадрат в правый верхний угол; поставь круг в середину листа; поставьте треугольник в левый нижний угол; поставьте овал в левый верхний угол; поставьте треугольник в правый нижний угол.

- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

Динамическая пауза «Сосчитай и сделай». А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.

Вставайте из-за столов и выходите ко мне. Нас ждёт физкультминутка!

Сколько точек в этом круге (5). Столько раз поднимем руки. Сколько палочек до точки (6)

Столько встанем на носочки. Сколько ёлочек зелёных (4). Столько сделаем наклонов.

Сколько здесь у нас кружков (7). Столько сделаем прыжков.

- В стране геометрических фигур. Старичку-лесовичку очень нравится и ему бы хотелось здесь остаться. Он просит, чтобы вы помогли ему построить дом, а для строительства он принёс материал. Вот, что он принес (показ строительного материала).

- Поможем построить дом для Старичка-лесовичка? (ответ детей)

- Какие фигуры подойдут для строительства? Это кубы, они объёмные, у них есть углы, ребра, грани. Одна грань куба – квадрат.

- Чем куб отличается от квадрата? (квадрат плоский, куб объёмный)

- Чем куб отличается от шара? (есть углы, не может катиться).

- Какое общее свойство у куба и шара? (они оба объёмные)

- Почему из кубов удобно строить? (они не катятся, объёмные).

- Из каких фигур мы строили дом?

- Ребята, а кем были вы во время строительства домов? (строителями). А кто такие строители?

- Нелегкое дело - строительство дома. Устали вы, наверное, пока строили, давайте немного взбодримся.

Физкультминутка:

1, 2, 3, 4, 5 – хотим строителями стать (хлопки, руки в стороны)

Дружно доски поднимаем (руки вверх). Быстро гвозди забиваем (кулачком об кулачок)

Кистью красим новый дом (поворот вокруг себя, «красят кистью»)

Чтоб уютно было в нём 1, 2, 3, - дом построен – посмотри! (прыжки, руки в стороны).

Игра «Прятки». Те фигуры, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (5 штук) учитель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит обучающихся запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».

Игра «Определи форму». Каждому обучающемуся раздается набор разноцветных геометрических фигур. Педагог демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, обучающиеся должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

Упражнение «Группировка». Обучающиеся работают с наборами разноцветных геометрических фигур: раскладывают их по заданию учителя на 4 группы по форме (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и 4 группы по цвету (красный, желтый, синий, зеленый). Педагог оказывает индивидуальную помощь каждому обучающемуся.

Физкультминутка:

Мы со стульев тихо встали, и зарядку делать стали.

Руки – вверх, руки – вниз, в право, влево повернись,

Руки в стороны пошире: раз, два, три, четыре. Ты пониже наклонись, и тихонько распрямись.

Мы хлопаем руками, мы топаем ногами, киваем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, и песенку поем:

Руки – вверх, в кулачок, разожмём – и на бочок, руки – вниз, в кулачок, разожмем – и на бочок.

- Выкладывание комбинаций из плоскостных геометрических фигур по образцу. Педагог вместе с обучающимися составляет сказку, которую они иллюстрируют изображениями предметов, составленных из плоскостных геометрических фигур. Каждому обучающемуся оказывается индивидуальная помощь в необходимом виде и объёме.

- Посмотрите на фигуры на ваших партах (из графического диктанта). Скажите, все ли фигуры мы можем расположить на нашей доске? Какие фигуры расположить можно? Какие нет? Почему?

-Давайте попробуем разбить фигуры на две группы. Как вы думаете, какие это группы?

-Квадрат, прямоугольник, треугольник, круг в математике называются плоскими геометрическими фигурами, а эти фигуры-шар и куб-объемными. В них находится воздух, невидимый для нас. Давайте это проверим: возьмите в руки шар и согните его. Что вы можете сказать об этом?

- Ребята, а сможете ли вы привести пример, где встречается в жизни шар? А куб? (арбуз, мяч, глобус, елочная игрушка; кубик, коробка).

Игра «Хлопок»: если я покажу фигуру плоскую, то вы сидите спокойно, если она относится к объемным, то хлопните в ладоши 1 раз: квадрат, куб, шар, прямоугольник, круг, шар, треугольник, куб, квадрат, круг.

- Ребята, а на какие группы можно разделить эти фигуры? (по форме, размеру, цвету). В этом задании вам нужно будет изменить только цвет фигуры, затем форму фигуры и размер.

- А теперь выполним следующее задание. Подготовим руку к написанию цифр. Сегодня мы будем писать наклонные линии в левую сторону и в правую, а между ними, в центре клетки точку.

- Сначала посмотрите на доску, теперь повторим в воздухе. Приготовились, начали писать.

Игра «Волшебный мешочек». Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Пальчиковая гимнастика.

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел (поднять большой палец, пошевелить им).

Указательный с порога указал ему дорогу (указательным пальцем показать дорогу).

Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки (выполнять щелчки большим и средним пальцами).

Безымянный поедает (поднести безымянный палец ко рту).

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает (постучать мизинцем по столу). Выполнять для правой и левой руки.

V Итог урока:

- А теперь оцените своё участие на уроке.

- Вы сегодня побывали в гостях у сказки, где всё связано с математикой. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями.

- Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? С какими заданиями вы справились быстрее.

- Ребята, с какой темой мы познакомились?

-Какие фигуры относятся к плоскими? А какие к объемным?

- Урок окончен, спасибо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!