2.Мотивационный 2,5 мин. | словесный фронтальный опрос | Актуализация знаний -Как называется тема четверти, над которой мы работаем на уроках изобразительного искусства? ( Художник и зрелище) - Чему были посвящены темы прошлых уроков? - Что такое зрелище? - Какие виды искусства мы можем отнести к зрелищным? - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с темой «Художник и зрелище». - Попробуйте с помощью стихотворения определить тему урока. (Слайд – 1) Наденешь ее - и тебя не узнать, Ты - рыцарь, бродяга, ковбой... Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать. А снимешь - вновь станешь собой. (Маска) | Активно слушают, отвечают на вопросы, оценивают свои знания | П: Умение пользоваться полученной информацией |
4.Решение учебной задачи 30 мин. | эвристический полилог, наглядный наглядный, словесное пояснение | 1). Знакомство с новым материалом- 5-6 мин. Знакомство учащихся с масками разных народов. Беседа, сопровождающаяся показом слайдов презентации и сообщением нового материала. Какие маски вы знаете? (Слайд 2) 1. Ритуальные (обрядовые) 2. Театральные 3. Карнавальные 4. Функциональные (защитные). Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то. (Слайд 3) На протяжении всего существования люди делали маски. В глубокой древности ритуальные маски надевались участниками различных обрядов (культовых и магических танцев и других). (Слайд 4-5) Ритуальные маски широко известны с древнейших времён у многих племён и народов мира (в Африке, Северной и Южной Америке, Азии, Океании). Из чего делали маски? Изготовлялись они из древесной коры, дерева, травы, кожи, материи, кости и других материалов и изображали человеческие лица, головы животных или фантастических и мифологических существ. (Слайд 6) Ритуальные маски широко использовались и в государствах Древнего мира Древний Египет – погребальная маска Тутанхамона, Маска микенского царя Агоменнона. (Слайды – 7-8) В Европе трагическая и комическая маски применялись еще в античном театре. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей. Маски преследовали двоякую цель: заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса, что было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы. Театральные маски имели специальные накладки с вырезом для глаз (изображающие человеческое лицо, голову животного, фантастические или мифологические существа), надеваемые на лицо актёра. Изготовлялись из бумаги, папье-маше и других материалов. В античном театре, где представления происходили в огромных амфитеатрах под открытым небом перед многотысячной толпой, театральная маска заменяла мимическую игру, передавала различные душевные настроения (так, например, на одном профиле маски изображалось страдание, на другом — радость); для усиления голоса актёра театральная маска снабжалась изнутри металлическим резонаторами. (Слайд 9) В знаменитых Японских театрах Кабуки и Но играли исключительно мужчины. Маска являлась неотъемлемой частью костюма актера. (Слайд 10) Тибетские маски Традиции театрализованных выступлений пришли в Японию из Тибета вместе с буддизмом (Слайд 11) Комедия дель арте, или комедия масок — вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. (Слайды 12 – 14) Как свидетельствуют ученые, в слове "карнавал" лежат два латинских корня - carno (мясо), и vale (прощай). Этот праздник издревле проходил за 40 дней до страстной недели и был своеобразным рубежом, за которым начинался Великий пост. Европейцы, расселившись по миру, привезли карнавал практически на все континенты планеты, и местные жители с удовольствием эту традицию переняли. Карнавал в Рио-де-Жанейро, Венеции, Базеле и Ницце - у каждого из этих грандиозных праздников есть свой колорит и особая атмосфера Карнавальная маска — декоративный, обобщенный образ. Он может напоминать нам черты диких и домашних животных или сказочных героев, которые предстают добрыми или злыми, прекрасными или страшными и т. д. (Слайд 15 -18) На Руси празднование Святок и Масленицы так же не обходилось без масок. Главную роль в этих праздниках играли ряженые. РЯЖЕНИЕ — обрядовое и игровое переодевание с использованием масок и других приемов изменения внешнего вида. Ряжение наиболее характерно для участников календарных обходов на святки и масленицу. Подобные традиции существуют и в странах Восточной Европы. (Слайд 19) 3. Игра «Коллекционер настроений» - Какое настроение могут передать маски? Учащимся предлагается с помощью разрезанных карточек составить и передать как можно больше разновидностей настроения, называя свой вариант. | Наблюдают за объектами; Высказывают свои мнения по теме; Аргументируют свое мнение; Анализируют особенности объекта; под руководством учителя или самостоятельно выявляют особенности композиции, характеристики объекта Наблюдают, запоминают порядок выполнения задания | П: Умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать Р: Умение проводить анализ, выявлять общее, типичное, частное в объекте Р: Умение следить и усваивать практические приёмы работы Р: Умение принимать учебную задачу Развитие художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии |
демонстрационный, практический инструктаж самостоятельная работа | 3). Обсуждение приемов работы. - Как вы считаете, каким образом можно вырезать форму будущей маски, используя симметрию? - С помощью каких приемов можно выполнить глаза, нос, рот? 4.Практическая работа. 15- 20 мин. Ребята выполняют маску для Масленицы в технике аппликация. Во время практической работы делаю целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов аппликации; 3)оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненных работ. | Слушают и Воспринимают задание Выполняют задание, соблюдают требования, проявляют творчество | Р:Умение сконцентрироваться на работе, соблюдать время выполнения задания |
5.Итоги урока Рефлексия 5 мин. | Словесный демонстрационный | 5.Итоги урока - Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Оценка работы. Выставка работ. Рассматривание и анализ изготовленных масок. - Ребята, вы довольны результатом своего труда? - Какие у вас возникали трудности во время работы? Как вы думаете, понравятся ваши маски матушке Зиме? - Какие работы вам больше понравились? Почему? Ребята, вы все большие молодцы. Спасибо за урок. До свидания! | Осматривают выставку, анализируют качество выполнения задания; оценивают достижения свои и товарищей | П:Умение анализировать результаты труда своего и одноклассников |