2. Актуализация знаний. Введение в тему урока. | Тему нашего урока я не обозначила. Предлагаю вам самим определить ее. Для этого отгадайте загадку. Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная ...( семья). Послушайте стихотворение. Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром! Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть её дороже На этой милой всем земле. Какие картинки перед вами возникли, когда вы слушали это стихотворение? Кого вы представили? Назовите тему стихотворения. Подберите к нему заголовок. Как вы понимаете значение слово «семья», «отчий дом»? Для чего нужна человеку семья? (Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье.) Так ли это? Попробуем найти ответы на эти вопросы. | Загадывает загадку, организует обсуждение, обобщает ответы детей. | Слушают учителя. Принимают учебную задачу. Предлагают варианты. Отгадка – семья. Семья, мама, папа, дом,… Тема: семья Предлагают свои варианты. Семья- родители, дети,… Дом, где ты живут твои родители, твоя семья,… В семье человек счастлив. | регулятивные 1, 3 познавательные 1, 3, 4 коммуникативные 1, 2 |
4.Усвоение новых знаний. | 1.Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Как вы понимаете, что такое семья? 1).Работа в группе: Ребята, сейчас вы найдите, пожалуйста, в словаре значение слова «семья». Группа 1.Семья по С. Ожегову – это группа живущих вместе родственников. Группа 2.Семья по Далю. Семья – это совокупность родственников живущих вместе, родители и дети. Группа 3. Семья по школьному словарю. Семья – это группа близких родственников живущих вместе. Оценка работы в группе - светофор. Ответы оформляем на доске. 2). Работа с текстом учебника ОСЭ Чтение определения «семья» стр.97 Как о семье сказано в учебнике? Прочитайте. Семья — это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сёстры — наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь. (7я) 2. Знакомство с понятиями род, родословие, фамилия. Работа в группах. по учебнику (с.97-98) Всё живое на земле имеет свои истоки, своё начало. Начало дерева – это?(его корни), начало реки – ?(исток, ключ, ручеёк.) А истоки человека – это ? (семья) (Учащиеся договаривают фразы) Обратимся к истокам семьи. Откуда берёт начало семья? Ваши предположения? Где можем найти информацию? ( в учебнике) Работа в группах. по учебнику (с.97-98) Задание для 1 группы: 1)Прочитать информацию на с.97-98. 2)Ответить на вопрос: Что такое род? 3) Найдите значение слова «род» в словарях. 4) Изобрази схематично или выбери рисунок. Оформи на листе. Ответы детей. Учебник: «Род-это ряд поколений, происходящих от одного предка.» В словаре В.И. Даля : «РОД – это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано» В словаре Ожегова: «Род- это основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединенная кровным родством.» Задание для 2 группы: 1)Прочитать информацию на с.97-98. 2)Ответить на вопрос: Что такое родословие? 3) Подберите однокоренные слова к слову род. родословие. 4)Изобразить схематично или выбери рисунок. Ответы детей. Родословие – последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них. Однокоренные слова к слову род, родословие: родной, родственники, рождение, родители, родовое, родство. Родина, родной. Задание для 3 группы: 1)Прочитать информацию на с.97-98. 2)Ответить на вопрос: Что такое фамилия? 3) Приведите примеры известных фамилий. 4) Изобразить схематично. Ответы детей. Фамилия- слово латинского происхождения и означает общее имя для членов семьи. Фамилия – это наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям. Примеры фамилий: Пушкины, Васнецовы, Крыловы,… Помните, род-это ряд поколений, происходящих от одного предка. Каждая семья имеет свою родословную. Родословная — это перечень поколений одного рода. Этот перечень обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви и т. д. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков. (показать на слайде) Родословное дерево рассказывает историю семьи. Раз это история, то в ней должно быть настоящее (то, что происходит сейчас), прошлое и будущее. Как вы думаете, вы и ваши родители, и все ныне живущие родственники — это прошлое? Будущее? Настоящее? Конечно, настоящее. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Оценили работу каждой группы – светофор. 4. Сообщение « О именах и фамилиях» У наших далёких предков – славян фамилий не было, а были лишь имена. В 988 году на Руси было принято Христианство. Так называют религию, основанную на вере в Иисуса Христа и его учении. Людей, верующих в Иисуса Христа, стали называть христианами. До принятия христианства имена князей состояли из двух корней – Свято-слав, Рости-слав, Все-волод. После принятия христианства имена стали брать из церковного календаря, приспособив их к местному произношению: Иоанна стали называть Иваном, Георгия –Юрием, Иакова –Яковом. В 16-17 веках простых людей называли в быту и в официальных документах пренебрежительными именами – Федька, Гришка, Митрошка. А людей с какой-либо профессией именовали полными именами – Фёдор, Григорий, Митрофан. Фамилии появились намного позже имён. В России их стали присваивать при Петре 1, основываясь на признаках родства. С этого времени наиболее знатных и уважаемых людей стали называть по имени, фамилии и отчеству. Фамилии произошли от имени предков: Игнат – Игнатьев, Иван – Иванов; от прозвищ: Ерёма – Ерёмин, медведь – Медведев; от занятий: Гончаров, Мельников, Огородников, от природных особенностей, где жили: Овражкин, Берёзкин, Грязнов; от названия церквей: Рождественский, Успенский. В народе говорили: « Не смотри на кличку, а смотри на птичку». Важна не фамилия, а сам человек, его поступки». Интересную информацию вы услышали? Какие вопросы у вас возникли по этой теме? ( Найти информацию о происхождении своей фамилии) Что такое семья? 1. Семья - фамилия, общее имя для членов семьи 2.Объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. | Предъявляет задание, организует работу по обсуждению в группах и выполнению, при необходимости консультирует группы. Организует обсуждение между группами, самооценку работы групп. ( светофор: Зеленый – отлично! Жёлтый – хорошо! Красный – плохо) Задаёт вопросы, принимает любые версии, организует обсуждение, чтение учебника с комментированием. Обобщает ответы. Организует обсуждение определений между группами, выявление сходных слов. Организует самооценку работы групп. Предъявляет задание, организует работу по обсуждению вопросов. | Принимают учебную задачу, обсуждают в группе вариант решения, оформляют его на листе, по окончании работы представляют свой вариант другим группам, участвуют в обсуждении, задают и отвечают на вопросы. Предлагают свои варианты ответов, проверяют свои версии по учебнику. Представляют своё толкование другим группам, участвуют в обсуждении, делают обобщающие выводы. | регулятивные 1, 2, 3 познавательные 1, 2, 3, 4 коммуникативные 1, 2, 3 общеучебные |
6. Применение полученных знаний при решении практических задач. | Каждая семья-это объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях Прекрасно, если человек живёт в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. А в чем состоит ваше маленькое служение в семье? Ведь дети должны помогать взрослым. Каждый ребёнок, пока родители живы, остаётся ребёнком и отвечает родителям на их заботу любовью, благодарностью, почтением. Важным служением для детей в семье является их послушание. Работа в паре. Собери пословицу . Семья — печка: | коли в семье лад. | В семье любовь да совет, | как холодно, все к ней собираются. | Не надобен и клад, | и сердце на месте. | Когда семья вместе, | когда над ней крыша одна. | Семья сильна, | так и нужды нет. | | | О чем говорит народная мудрость? | Задаёт вопросы, организует обсуждение. Организует чтение пословиц. Организует самооценку работы в паре. | Составляют и обсуждают пословицы в парах. формулируют выводы. | регулятивные 1, 2, 3 познавательные 1, 2, 3, 4 коммуникативные 1, 2, 3 общеучебные |
9. Рефлексия | 1.Подведение итога урока. Что нового узнали на уроке? Что же самое главное в жизни для каждого из нас? «Род и семья – исток нравственных отношений». Какие вопросы мы поставим перед собой? Ответьте на вопросы. Что такое ____________? (семья) Что такое ____________? (род) Для чего люди _______________? (создают семью) Как члены семьи должны относиться ____________( друг к другу), чтобы ____________? (в семье был лад) 2. Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке . Не забывайте использовать слова…. Сегодня я узнал… Мне было интересно… 3. Мне хочется закончить урок словами: Пусть в вашем доме всегда царит теплота, любовь, доброта, уют и взаимопонимание.! Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы, Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! (М. Лангер) Спасибо за урок! | Организует обсуждение выполнения плана урока. | Анализируют выполнение плана урока. Делятся впечатлениями об уроке. | регулятивные 1, 2, 3 коммуникативные 1, 2, 3 познавательные 3, 4 |